Analitika.at.ua. Самым громким терактом, произошедшим этим летом, стало, безусловно, покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Несмотря на наглость преступления, правоохранительные органы не смогли дать достойный ответ, и уже в августе другой смертник на другой машине совершил новую диверсию — против Назрановского ОВД. Погибли 25 человек, пострадали около 260-ти.
Поэтому нет ничего неожиданного, что руководители силовиков понесли ответственность за свое бессилие. Президент России Дмитрий Медведев сместил с должности министра внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева. Следственный комитет при прокуратуре по ЮФО возбудил уголовное дело по статье «Халатность» по факту «ненадлежащего исполнения должностными лицами МВД Ингушетия своих обязанностей».
На совещании в Ставрополе о мерах по нейтрализации угрозы терроризма и экстремизма на Северном Кавказе руководитель ФСБ Александр Бортников главной проблемой в борьбе с терроризмом назвал «получение упреждающей информации и принятие мер реагирования». При этом он признался, что по подготовке диверсии против ОВД в Ингушетии «информация была получена заранее», но теракт «не удалось предотвратить».
Дмитрий Медведев предложил подумать над реорганизацией структуры межведомственного взаимодействия и кардинально перестроить работу с кадрами – от патрульно-постовой службы до руководителей подразделений МВД. По предложению президента РФ, на Северном Кавказе следует ввести институт прикомандированных из других регионов. С боевиками, сказал Медведев, нужно «бороться не церемонясь, ликвидируя их без эмоций и колебаний, иначе успеха не добьемся».
Коснулся президент РФ и причин, из-за которых происходит рост терроризма. «Условия для развития бандитизма, религиозного экстремизма были созданы в результате распада государства, корни – в устройстве нашей жизни, в безработице, бедности, в кланах, которым плевать на народ, которые только и делят денежные потоки, приходящие сюда, борются за заказы, а потом друг с другом сводят счеты, и в коррупции, которая, действительно, получила очень широкое распространение в правоохранительных органах», – сказал Медведев.
О том, как противостоять экстремизму, на следующий день говорили и в столице Дагестана Махачкале. Там прошел круглый стол, организованный духовным управлением мусульман Дагестана. В мероприятии участвовали представители республиканских СМИ, депутаты парламента, правоохранительные органы. К общему знаменателю участники дискуссии так и не пришли. Основным камнем преткновения стал вопрос о том, можно ли и нужно ли вести диалог с экстремистами, а если – да, то на каких условиях.
Начиная с 22 июня, с резонансного покушения на Юнус-Бека Евкурова, очень неспокойно было сразу в трех северокавказских республиках: Ингушетии, Дагестане и Чечне. Вести о перестрелках, убитых боевиках и погибших правоохранителях приходили едва ли не каждый день.
В Чеченской Республике, несмотря на отмену режима контртеррористической операции, продолжились боестолкновения и теракты. Согласно милицейским сводкам, стычки чеченских милиционеров с боевиками произошли на территории Шалинского, Урус-Мартановского, Шатойского, Ачхой-Мартановского, Грозненского районов, городов Аргун и Грозный.
В городе Шали 30 июня сотрудники МВД уничтожили местного «эмира» Абубакара Муслиева. В Сунженском районе Ингушетии, где идет совместная операция чеченского и ингушского МВД, был задержан «министр обороны Ичкерии» Рустаман Махаури.
Заметные потери несли и сами милиционеры. Самые большие людские потери были 4 июля. В Сунженском районе Ингушетии между населенными пунктами Аршты и Чемульга преступники обстреляли сотрудников ОВД по Ачхой-Мартановскому району, которые на трех автомашинах ехали в населенный пункт Аршты. В результате погибло 9 сотрудников ОВД, еще 9 было ранено.
Грозненским правоохранителям не удалось предотвратить несколько терактов. 7 июля в центре Грозного – в сквере Нефтяников – произошел взрыв устройства, которое было заложено в мусорной урне. В результате телесные повреждения различной степени тяжести получили 6 человек, двое из которых – женщины.
А 26 июля боевик-смертник попытался пройти в государственный театрально-концертный зал. В результате взрыва погибли полковник милиции Исмаил Бисултанов, подполковник милиции Ризван Гайдабаев, подполковник милиции Александр Кузнецов, майор милиции Майр-Али Цугаев.
17 августа в станице Первомайской Грозненского района Чечни убиты пять человек — два мужчины и три женщины. Все погибшие являются членами одной русской семьи. В живых остались двое детей — 1,5 и 3 лет.
Произошли и громкие убийства, получившие резонанс за пределами России. 15 июля была похищена и убита Наталья Эстемирова – правозащитница из неправительственной организации «Мемориал». 10 августа руководительницу неправительственной организации «Спасем поколение» Зарему Садулаеву и ее мужа Алика Джабраилова увезли люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов. На следующий день тела супругов с огнестрельными ранениями были найдены в пригороде Грозного.
Если милицейские сводки из Чечни начинаются со слов о том, что были обнаружены и уничтожены члены НВФ, то в Дагестане чаще первыми нападают боевики. И сводки из этой республики начинаются со слов о том, что боевики совершили новые нападения на милиционеров. География тоже широка: Карабудахкентский, Дербентский, Хасавюртовский, Буйнакский, Кизилюртовский, Кайтагский, Лакский районы, города Дагестанские Огни и Махачкала.
Кроме автоматического оружия и гранатометов дагестанские члены НВФ любят применять взрывные устройства. Так, 1 июля было подорвано такое устройство у ОВД Дербента, ранены шесть милиционеров и четверо гражданских. 2 июля взорвана бомба на железной дороге на переезде Уйташ, погиб взрывотехник ФСБ. В этот же день в Хасавюрте была подорвана патрульная машина, три сотрудника милиции получили ранения.
6 июля в Хасавюрте боевики подорвали милицейский «Урал», пострадавших не было. 21 июля в Кизилюртовском районе легкую контузию получили пять сотрудников ОВД в результате подрыва закопанного в землю взрывного устройства. 4 августа контузию получил сотрудник ОВД по Хасавюртовскому району от взрыва бомбы, заложенной в мусорной куче.
10 августа подорвали милиционеров в Дербенте: погиб один, ранены двое. В этот же день контузию в Махачкале получил сотрудник УВД, а проезжавший мимо 18-летний автолюбитель погиб от шального осколка. 17 августа один милиционер в Махачкале погиб и шесть были ранены после подрыва взрывного устройства. На следующий день бомба рванула в Кизилюрте: четверо милиционеров и один житель ранены, еще один гражданский погиб.
В столкновениях с боевиками в Дагестане принимают участие и военнослужащие. 27 июня в Карабудахкентском районе в бою погиб один солдат внутренних войск, потери НВФ – четверо боевиков. 13 июля бандиты в Буйнакском районе обстреляли «Урал» горнострелковой бригады: два солдата погибли, пятеро ранены. 14 июля боестолкновения произошли в Карабудахкентском районе: погиб один военнослужащий, уничтожены три боевика, в том числе «амир» Магомедмурад Османов («Зубаир»). 10 августа произошел взрыв у пункта дислокации Дербентского пограничного отряда: один военный погиб, еще один был ранен. 19 августа в боестолкновении в Кайтагском районе военнослужащие внутренних войск уничтожили троих боевиков.
Наибольший «улов» на убитых боевиков за прошедшее время наблюдался в Карабудахкентском районе: 28 июля там уничтожили сразу восемь бандитов.
Из террористических актов против гражданских лиц самым значительным оказалось убийство главы села Геджух в Дербентском районе. Гуляхмед Ходжаев был расстрелян из автоматического оружия.
Накануне вечером в Махачкале в результате двух спецопераций были убиты трое и ранен один боевик. Их личности уже установлены. Как сообщил корреспонденту «Росбалта» источник в МВД республики, убиты Абдулазим Арсланов, Рустам Порсуков и Эльдар Гайдаров — правая рука Умалата Магомедова. Все трое находились в федеральном розыске, в частности Гайдаров — по подозрению в убийстве генерала Липинского.
В Ингушетии между двумя громкими терактами – покушением на президента республики и взрывом ОВД в Назрани – тоже было весьма неспокойно. Боевики с применением гранатометов в селе Экажево 18 июля обстреляли три домовладения, принадлежащие сотрудникам милиции, в том числе командира ОМСН. Ранения получили хозяин дома, его жена, двое детей, а сестра скончалась.
В станице Орджоникидзевской у дома сотрудника МВД 23 июля бандиты подорвали взрывное устройство. При разминировании ранения получил сапер. 25 июля в Орджоникидзевской бомба взорвалась у ворот расположения оперативного полка Ингушетии, два милиционера получили ранения. 28 июля взрывное устройство сработало у дома мэра ингушской столицы Магас. 12 августа в своем рабочем кабинете был убит министр строительства республики Руслан Амерханов.
Боевики тоже несли значительные потери. Например, три бандита, ушедших было из блокированного лесного массива у села Плиево, 6 августа нашли свою смерть в селе Кантышево. Среди них был Виталий Чернобровкин, подозреваемый в похищении в Москве сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского.
Сейчас МВД Ингушетии ожидают новых терактов. Как сообщили «Росбалту» в министерстве, «террористическая опасность есть, и есть информация о возможности новых терактов».
Дмитрий Ремизов
Источник: Росбалт.RU |