Analitika.at.ua. Члены левоновского конгресса во главе с экс-президентом побывали в Иджеване, где посетили родительский дом главного редактора газеты "Айкакан жаманак" Никола Пашиняна. Здесь Тер-Петросян заявил журналистам: "Геноцид отдали, Карабах тоже отдадут, вот после этого им (Западу) уже не нужна будет эта власть".
"Как же так, значит Карабах отдадут?" - спросили Тер-Петросяна, на что он ответил: "Уже отдан". News.am
Жил в средневековой Армении некий авантюрист по имени Саркис. Известность он приобрел в период борьбы за "земельное наследие" агонизирующего Багратидского царства, которое после смерти царя Ованнеса-Смбата должно были перейти к Византии. Благо некоторые армянские фамилии со своими гарнизонами выступили против такой перспективы и с кончиной незадачливого монарха возвели на царство его племянника Гагика II Багратуни - сына почившего двумя годами раньше соправителя Ашота Храброго. Византийский император Михаил V Калафат направил войско против мятежных семей, однако армяне оборонялись весьма успешно. И вот тогда на сцене национальной жизни появился Саркис.
Он тут же начал убеждать всех в том, что "нужно иметь мужество смотреть фактам в глаза", что "надо уважать международные соглашения", что "одно выигранное сражение - это еще не выигранная война", что "невозможно бесконечно долго обороняться", что "мы не можем поставить Византию на колени и для нас, армян, предпочтительнее быть в ее составе". Мерзавец периодически посещал Константинополь, где рапортовал своему сюзерену о проделанной работе, после чего вновь возвращался в Ани и продолжал мутить ахурянскую воду. Тщетно.
В Византии тем временем сменилась власть, на престол взошел Константин Мономах. Изменилась и тактика Саркиса. Вот что сообщает об этом Смбат Спарапет: "В это время нечестивый Саркис посоветовал Мономаху: "Пригласи Гагика в Константинополь якобы для дружбы и не выпускай его из города до тех пор, пока не получишь от него город Ани". После этого укоренилось в его (Мономаха) сердце злое намерение разрушить армянское царство. Он написал письмо Гагику, царю армянскому, и пригласил его к себе будто для установления дружбы, подтверждая честность своих намерений клятвами, Святым Крестом и Евангелием Христа. Гагик ехать не хотел. Но коварный Саркис со своими единомышленниками направился к царю и стал увещевать его: "О, царь, зачем ты опасаешься ехать и не доверяешь этой большой клятве, а если ты подозреваешь нас, мы готовы за тебя пожертвовать собою". Вслед за ним посредником сделали Тер-Петроса, принесли большую кровницу и обмакнули перо - так в этот день свершилась страшная клятва (верности царю). После этого у Гагика не осталось сомнений, и он направился в Константинополь…
А предавшие Христа клятвопреступники послали Мономаху сорок ключей от города Ани и письмо (где говорилось): "Отныне весь Восток принадлежит тебе". Мономах вызвал к себе царя Гагика, положил перед ним ключи и письмо, говоря: "Ани и весь Восток князья твои отдали мне"…
Еще не так давно я удивлялся этой истории, стоившей, между прочим, потери Анийского царства: как этому безбожнику удавалось при всей очевидности своей натуры входить в доверие к людям, спокойно и публично вводить людей в заблуждение, вступать в контакт с князьями и даже самим царем? Это действительно казалось не совсем правдоподобным; по крайней мере логика отказывалась принимать сценарий "от Смбата". Оказалось, что нет, такой сценарий вполне достоверен и даже жизнеспособен.
И что интересно: ответ на этот вопрос дал Левон Тер-Петросян. Естественно, не как историк. Как политик. Деятельность Саркиса поразительно походит на карьеру Левона Тер-Петросяна. В период своего президентства он излагал мысли, удивительно гармонирующие с принципами "политической зрелости" отступника. Вот некоторые из них, изложенные в 1997 году:
"Первое, если угодно, фатальное заблуждение кроется в том, что противником Карабаха является-де Азербайджан, который можно с легкостью поставить на колени. Однако в действительности противником Карабаха является международное сообщество, которому мы фактически бросили вызов. Не понимать эту простую реальность, означает подвергнуть наш народ суровым испытаниям.
Второе заблуждение состоит в необоснованном утверждении, что, поскольку Карабах выиграл войну, следовательно, нет необходимости идти на какой-либо компромисс. К сожалению, Карабах выиграл не войну, а сражение. Войну выигрывают только тогда, когда противник капитулирует. Отождествление войны и сражения многих не раз ввергало в беду.
Итак, что понял народ из шумихи, поднятой оппозицией?
Что мы пролили кровь за Арцах, что с возвратом занятых территорий возникает угроза существованию Арцаха, что во имя Арцаха армянский народ готов вновь проливать кровь, что нам наплевать на международное мнение, что мы поставим на колени и Азербайджан, и мировое сообщество и что "мы всем народом должны стать гайдуками".
А дальше? Никто не попытался ответить на следующие простые вопросы: совершив все это, достигнем мы нашей заветной цели или нет; когда мы плюнем в лицо всему миру, чем он нам ответит…"
Согласимся, что такие совпадения случайными не бывают. Но дело даже не в Левоне, а в том, что он столь же спокойно, столь же публично, столь же цинично (как тот самый Саркис) и сегодня продолжает мутить воду, причем какая-то часть населения принимает сказанное им за "истину в последней инстанции".
Конечно, можно выразить признательность ему за "подтверждение" летописи Смбата Спарапета, однако не надо забывать, что именно деятельность византийского прихвостня и ознаменовала крах средневекового армянского царства.
Арис КАЗИНЯН
Источник: Голос Армении |