Пятница, 26.04.2024, 07:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 23 » Нагорный-Карабах: Новое осмысление конфликта
Нагорный-Карабах: Новое осмысление конфликта
00:52

Analitika.at.ua. После августовской войны 2008 года и признания Россией независимости и суверенитета Абхазии и Южной Осетии? острота их противостояния с Грузией приняла иную форму. Политики не делают острых заявлений, а ожидать резких движений от сторон конфликта не приходится. На этом фоне проблема нагорно-карабахского урегулирования выходит на первый план, становится более актуальной. Верное свидетельство тому – назначение на должность заместителя помощника госсекретаря США Тины Кайданов – дипломата, которая в последние годы занималась Косовским конфликтом и при её непосредственном и активном участии мятежная территория получила государственную независимость. Это назначение свидетельствует о том, что американцы намерены ускорить решение проблем, придать новый импульс переговорному процессу.

 

В этой связи кажется неслучайным и своевременным появление в Регнум-e интервью заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, в котором он рассказал о своем видении вопросов нагорно-карабахского конфликта и путей его урегулирования. Естественно, дипломат озвучил позицию государства по всему комплексу вопросов.

 

Так что же сказал Ш.Карапетян, и как это надо понимать?

 

На вопрос, нет ли у него ощущения того , что переговорный процесс как-то застопорился - ответ (передаю его смысл, но не цитирую) был таков:

 

Достижение позитивного результата в переговорах возможно лишь при определенном уровне доверия между народами конфликтующих государств. При отсутствии доверия – компромиссы исключены. Процесс достижения доверия заходит в тупик по вине азербайджанской стороны. Во-первых, это антиармянская риторика и свидетельство тому – преследование граждан Азербайджана, отдавших свой голос в пользу армянских участников «Евровидения-2009». Во-вторых – это милитаристская риторика и шаги, направленные на сверхвооружение азербайджанской армии. По сути дела, Баку ведет речь не о компромиссах, а говорит: «или Азербайджан получает все, или война». Он искажает суть конфликта, его генезис и сваливает на армянскую сторону ответственность за последствия конфликта.

 

Публичная риторика властей Азербайджана и то, что говорится ими за столом переговоров – это различные вещи.

 

Позиция Азербайджана - получить все, или же получить войну, не способствует достижению долгожданного и стабильного мира.

 

Что-же следует из сказанного Шаваршем Кочаряном?

 

Армения ведет переговоры с Азербайджаном, желая достижения реальных и скорых результатов, готова идти на некоторые компромиссы. Не идет и не пойдет на поводу у нечестных переговорщиков и от этих позиций не отступит. Если Баку готов к честным и результативным переговорам, то в них есть смысл. Если нет, то за последствия срыва мирного переговорного процесса отвечает азербайджанская сторона.

 

Далее Регнум спрашивает: не старается ли Баку сознательно провалить мирный процесс, дабы не взваливать на себя груз социально-экономического развития возвращаемых районов, а также оставить открытым путь к военному реваншу?

 

Шаварш Кочарян отвечает, что Баку хочет получить «все на блюдечке с голубой каёмочкой», а потом еще воспользоваться финансовой помощью Евросоюза для восстановления этих районов.

 

Если же Азербайджан ведет дело к войне, то односторонние уступки нарушат установившийся баланс сил и только повысят вероятность этой войны. Текущий баланс построен на многих составляющих и простым вооружением его не нарушить. Во время вооруженной стадии конфликта Азербайджан имел значительное превосходство в военной технике и ресурсах. Однако это не спасло его от поражения.

 

Тут, как можно понять Кочаряна, он говорит о том, что Азербайджану не следует надеяться на безусловное получение каких-то преимуществ в переговорах, а если тот все же решится на войну, то получит то, что получил и раньше – в очередной раз потерпит поражение.

 

Корреспондент Регнум-а спрашивает: «Передача под контроль Азербайджана районов, составляющих пояс безопасности Нагорного Карабаха, станет как раз односторонней уступкой с армянской стороны... Или я ошибаюсь?»

 

Все три стороны конфликта (Азербайджан, Нагорный-Карабах и Армения) должны комплексно оценивать ситуацию, отвечает Шаварш Кочарян. Для армянских сторон – Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения, главное – получение железных гарантий безопасности Арцаха и его населения. А это – статус НКР, надежная сухопутная связь между двумя армянскими государствами и другие меры, обеспечивающие твердую уверенность в полной безопасности НКР.

 

Однако, видно, что в Баку не отказались от старых подходов. Основа конфликта – реализованное право на самоопределение карабахского народа, а суть конфликта – в силовой политике Азербайджана.

 

Вся антиармянская риторика, постановка вопроса: «все, или ничего», лишь однажды забывались – при подписании в 1994 году трехстороннего перемирия.

 

Я так понимаю дипломата: у конфликта есть три стороны. Это не только Азербайджан и Армения, но и Нагорный-Карабах, который по чьей-то глупости и недомыслию был исключен из переговорного процесса. Это означает, что если Нагорный-Карабах не окажется за столом переговоров, то не будет смысла и в самих переговорах.

 

Надежная сухопутная связь между двумя армянскими государствами означает, что ни о какой сдаче «оккупированных» территорий (тем более, за «спиной» НКР) не может быть и речи.

 

Азербайджану стоит отказаться от антиармянской риторики и бряцания оружием, так как последняя военная авантюра закончилась для него полным крахом, а новая будет иметь такой же результат.

 

Регнум спрашивает: Может ли нынешняя активизация милитаристской риторики Баку быть направлена на срыв процесса армяно-турецкого примирения?

 

Шаварш Кочарян говорит, что Армения готова к установлению отношений с Турцией без предусловий и не связывает их с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Политика Турции была направлена на ослабление армянского государства и облегчение силового решения нагорно-карабахской проблемы. Эта политика себя не оправдала, и сегодня в Турции обсуждается вопрос отказа от этой линии.

 

Азербайджан же от этих позиций не отходит, исключает возможность достижения компромиссов, повышая тем самым риск новой войны. Там надеются на демографический рост, усиление армии и т.д. Все это препятствует нормальному процессу урегулирования конфликта.

 

Ответ Кочаряна свидетельствует о том, что армянская дипломатия осознает отсутствие прогресса в отношениях с Турцией, что однозначно связано с жесткой позицией Азербайджана, который устраивает продолжающаяся блокада Армении со стороны Турции. В нормализации армяно-турецких отношений Баку видит ослабление собственных переговорных позиций в конфликте и не надеется на его решение в свою пользу самостоятельно, без помощи Турции. И последнее по данному вопросу: Кочарян в своём интервью обращает внимание Азербайджана на то, превосходство в численности населения, в военных ресурсах и т.д. не дает гарантии Азербайджану в успехе военной авантюры, и ссылается на пример Китая, который не пытается решить вопрос Тайваня силой, хотя и признает его собственной территорией, населенной собственным народом – китайцами. Такую позицию КНР, он объясняет мудростью.

 

Думаю, что Азербайджану следует обратиться к примеру мудрого Китая и отказаться от желания захватить армянские земли, на которых живут армяне. А то, что там когда-то жили азербайджанцы – это скорее недоразумение и такое в будущем невозможно.

 

Вопрос Регнум-а: Вы заявили, что карабахский переговорный процесс зашел в тупик. Что же делать дальше?

 

Шаварш Кочарян считает, что переговорный процесс заходит в тупик из-за неконструктивной и максималистской позиции Азербайджана. Посредники же и международное сообщество долгое время мирились с капризами и риторикой Азербайджана, попытками исказить историю и современность. Это мешало процессу урегулирования.

 

Необходимо было определить: кто ответственен за последствия конфликта, кто ответственен за десятки тысяч жертв, сотни тысяч беженцев и внутренне перемещенных, территории, перешедшие под взаимный контроль? Азербайджан пытается представить себя в качестве жертвы, но именно он и является инициатором военных действий, и значит, ответственность за последствия лежит на Азербайджане как на агрессоре.

 

Ш.Кочарян настаивает на том, что без участия основной стороны конфликта – Нагорно-Карабахской Республики, надеяться на успех в переговорном процессе невозможно.

 

Отсутствие чётких ответов на эти вопросы, возможно, будет означать необходимость изменения армянской концепции. Такая позиция Азербайджана может завести переговорный процесс в тупик, и, тогда армянские стороны будут вынуждены пересмотреть свои подходы. А именно: международное признание Нагорно-Карабахской Республики, или, как минимум, референдум прямо сегодня. Это первый шаг. Второй шаг: это жесткое обоснование и закрепление всех гарантий безопасности.

 

Такой ответ Кочаряна действительно говорит о новом осмыслении переговорного процесса. О том, что армянская позиция становится более конкретной и жёсткой, когда для компромиссов с армянской стороны остаётся все меньше и меньше возможностей. МИД Армении требует от Азербайджана, посредников и международного сообщества чётко определиться: вечный, вялотекущий переговорный процесс, сопровождаемый бессмысленными и воинственными заявлениями азербайджанской стороны, и какими-то нереализуемыми предложениями со стороны посредников, или же чёткий план, предусматривающий выход из создавшейся ситуации и перевод всех процессов в мирное, цивилизованное русло.

 

И ещё: очевидно, что армянские государства намерены до последнего отстаивать свои законные интересы, не хотят войны, но и не боятся её. И готовы дать достойный отпор агрессору.

 

Резюме:

Азербайджан – развращённый потоком нефтедолларов, неудержимо вооружающийся, получающий серьёзную политическую поддержку от «народа – брата» - Турции, не готов идти на какие-либо компромиссные и конструктивные шаги и, тем более, признать независимость Нагорного Карабаха.

 

Армянские государства не уступят ни пяди своей земли, а в случае азербайджанской агрессии дадут адекватный отпор.

 

О чем же тогда договариваться сторонам конфликта?

 

Договариваться надо о замораживании конфликта, об отказе от применения силы и прочих необходимых деталях.

 

Международное же сообщество должно стать гарантом выполнения достигнутых соглашений.

 

Всё это – в интересах конфликтующих народов, в интересах международного сообщества.

 

Вардан МАМИКОНЯН

Источник: Voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1234
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru