Analitika.at.ua. Продолжаю серию публикаций под общей темой «Арцахское противостояние. Хроники». Эта работа преследует цель составить наиболее полную и развернутую хронологию Карабахского конфликта. В последних очерках на эту тему я рассказывал о событиях в ереванском аэропорту «Звартноц» 3-5 июля 1988 года и о заседании Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1988 года, после которого все сомневающиеся, наконец, поняли, что задекларированные и широко разрекламированные перестроечные лозунги на поверку оказались не более чем мыльными пузырями, а национально-освободительная борьба армянского народа будет продолжаться уже в условиях иной действительности.
Сразу же после заседания 18 июля академик Андрей Дмитриевич Сахаров пишет новое – второе по счету – письмо Горбачеву (первое, напомню, было написано 21 марта 1988 года и содержало историческую справку о Нагорном Карабахе, разъяснения о демократической сути выступления карабахских армян, о проверке этими событиями гласности в стране, и требование решить карабахский вопрос по справедливости), в котором, в частности, говорилось:
«Я думаю, что не будет преувеличением сказать, что … принятая Вами линия поведения к проблеме Нагорного Карабаха и решение Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля вызывают глубокое разочарование. Причем сложилось так, что проблема Нагорного Карабаха стала как бы пробным камнем всей политики перестройки. … Меры экономического и социального характера важны и необходимы, но сегодня их уже недостаточно! Болезнь, требующая хирургического лечения, загоняется внутрь. Не мне говорить Вам, как это опасно и как это разлагает и деморализует людей, лишает их жизненной и общественной активности.
На заседании Президиума были попытки утверждать, что вопрос о Нагорном Карабахе искусственно создан и раздут усилиями экстремистов (Щербицкий даже говорил о мифических антисоветских силах). Все это опасная нелепость, уводящая от правильного понимания проблемы и необходимости ее решать. Было бы ударом по перестройке, если нормализовать положение власти попытаются репрессивными методами, дополненными клеветой и провокациями в духе эпохи застоя (некоторые примеры подобной тактики мы уже имеем). В действительности, забастовки - законный акт волеизъявления народа. Чем скорее власти пойдут навстречу, отказавшись от иллюзий и маневрирования, тем меньше будет потерь».
Затронув в своем письме и трагические события в Сумгаите, академик подчеркивал:
«Есть такой прием - говорят, что нельзя решать проблемы одного народа за счет другого народа. Но в данном случае это чистейшая демагогия. Народ, который отказывает другому народу в праве на самоопределение, сам не может быть свободным».
В качестве безотлагательной меры правозащитник предложил передать власть в НКАО временной администрации, непосредственно подчиненной верховным органам СССР.
Письмо Сахаров намеревался отправить от имени группы видных московских интеллектуалов, входивших в неформальную ассоциацию «Московская трибуна». Однако те отказались его подписать, поскольку считали, что подпись под письмом и, стало быть, согласие с идеями, в нем выраженными, недвусмысленно ставит их в оппозицию генсеку, с которым они продолжали связывать свои надежды. В итоге письмо так и осталось не отправленным, и было опубликовано только спустя четыре с лишним года – 27 октября 1992 г. в «Независимой газете».
Сразу после заседания Президиума ВС СССР 18 июля 1988 г. была создана Комиссия Верховного Совета СССР по Нагорному Карабаху, в состав которой вошли члены Совета национальностей Верховного Совета СССР, известные ученые и деятели культуры. Комиссия впоследствии неоднократно посещала как НКАО, так и Ереван и Баку, и должна была по результатам своей работы представить в Верховный Совет заключение для последующего обсуждения.
Первый пункт постановления Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1988 г. об отказе передачи области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, естественно, никак не мог удовлетворить население автономной области, более того, вызвал всеобщую забастовку в НКАО и многочисленные демонстрации протеста в Ереване и других городах Армении.
В июле 1988 года комитет «Карабах» принял план по организации длительной борьбы. Комитетом также рассматривались различные варианты дальнейших действий в случае окончательного отклонения центральными властями воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией. Причем, с точки зрения сегодняшних реалий, планы эти были довольно фантастичными. Например, разрабатывался план, согласно которому карабахским армянам рекомендовалось добиться выхода из состава СССР, а затем обратиться с просьбой о вхождении обратно в Советский Союз, но уже в составе Армянской ССР. По другому плану, поскольку, согласно Конституции СССР, в отличие от Армянской ССР, НКАО не обладала правом на самоопределение, предполагалось, чтобы сама Армянская ССР заявила о своем вхождении в состав Нагорного Карабаха, образовав новую Армянскую Арцахскую республику со столицей в Степанакерте. Параллельно с этим комитет «Карабах» приступил к формированию национальной общественной организации, которая позднее получила наименование «Армянское общенациональное движение» (АОД). В программе движения не ставилось задачи по достижению Арменией независимости, но предусматривалось проведение в республике широкомасштабных реформ.
Результатом этих действий стало направление из Москвы в Ереван новых подразделений МВД СССР и введение в столице республики комендантского часа. Автор этих строк вспоминает те удивительные дни национального единения, когда при неработающем транспорте частники бесплатно подвозили людей, когда дарились цветы стоящим в оцеплении солдатам, а митингующим раздавалась бесплатная пища, когда создавалось ощущение беспрецедентного единения нации, когда порой казалось, что вся нация в едином порыве стала единым живым организмом…
По существу, единственным реальным «проармянским» шагом генерального секретаря стало назначение в Нагорный Карабах «специального представителя» из Москвы для организации и координации выполнения принятых решений. Таким человеком 24 июля стал заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС, депутат ВС СССР, член ЦК КПСС Аркадий Иванович Вольский, уже посещавший автономную область в апреле 1988-го. «Представитель Центрального Комитета и Верховного Совета СССР в НКАО» (а именно такое название носила новая должность Вольского), помимо всего прочего, был наделен полномочиями отменять в случае необходимости решения бакинского партийного руководства. 27 июля в союзных и республиканских органах печати было опубликовано постановление ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР «О практических мерах и о реализации постановления Президиума ВС СССР по вопросу о Нагорном Карабахе». В тот же день, согласно данному постановлению, А. Вольский прибыл в Степанакерт, наделенный соответствующими полномочиями для организации и координации работы партийных, советских и хозяйственных органов Азербайджана, Армении и НКАО по выполнению решения союзных органов по Нагорному Карабаху. В НКАО он будет проводит совещания, давать инструкции, а с сентября 1988 г. станет фактическим руководителем над введенными в регион войсками. По его прибытии в области был восстановлен нормальный режим работы предприятий и организаций.
25 июля состоялся секретариат ЦК КП Азербайджана, на котором была заслушана информация А. Везирова о встрече с членами бюро Нагорно-Карабахского обкома партии. «Были рассмотрены высказанные ими просьбы и предложения, направленные на стабилизацию ситуации в НКАО, обеспечение нормального функционирования народного хозяйства автономной области».
Согласно положительным тенденциям, задекларированным в решениях заседания 18 июля, появилась реальная возможность создания филиалов армянских и союзных предприятий в Арцахе, направления в область финансовых средств и специалистов, заключения договоров без согласования их с азербайджанскими республиканскими структурами. И этой возможностью не преминул воспользоваться Президиум Верховного Совета Армянской ССР, который, во исполнение «решений ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР» 26 июля дал поручение Совету Министров Армянской ССР разработать и осуществить комплекс мероприятий по действенному оказанию помощи НКАО во всех сферах социально-культурной и хозяйственной жизни области и «систематически информировать общественность о ходе выполнения этих решений».
2 августа по приглашению А. Вольского в Степанакерте состоялась встреча руководителей партийных организаций Азербайджана и Армении А. Везирова и С. Арутюняна, которые имели беседу с членами бюро обкома партии и облисполкома, рядом областных работников. «Цель их приезда - координировать усилия для выполнения постановления партии и правительства о Нагорном Карабахе».
24 августа в Степанакерте состоялась IX сессия Нагорно-Карабахского областного совета народных депутатов ХХ-го созыва, которая обсудила ход выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1988 г. «О мерах по ускорению социально-экономического развития НКАО в 1988-1995 гг. и задачах местных Советов области по его реализации». Совет народных депутатов НКАО просил комиссию Совета национальностей Верховного Совета СССР по НКАО обобщить и представить в Верховный Совет предложения по справедливому решению проблемы Нагорного Карабаха. Сессия также избрала председателем исполнительного комитета Совета народных депутатов НКАО депутата С. А. Бабаяна, ранее работавшего директором Степанакертского завода сельхозмашин. Бабаян в своем выступлении заявил:
«Карабахцы на общегородском митинге пришли к выводу, что постановление Президиума Верховного Совета СССР является приемлемым выходом из создавшейся ситуации».
В принятом на сессии решении также констатировалось, что работа по реализации указанного постановления «союзными и республиканскими министерствами и ведомствами и областными органами ведется неудовлетворительно». Прямо противоположное мнение по этому вопросу высказал в своем интервью газете «Правда» от 28 августа руководитель Азербайджана А. Везиров:
«Ход выполнения программы находится под повседневным контролем ЦК КП Азербайджана и Совета министров республики».
Летом 1988 года в руководстве Азербайджанской ССР вызрело решение избавиться от карабахской проблемы путем изгнания из области армянского населения. Азербайджанские бандиты, пользуясь полным покровительством органов власти Аз. ССР и правоохранительных органов, устраивали засады на дорогах, убивали мирных жителей, поджигали дома и сельскохозяйственные угодья, захватывали людей в заложники, угоняли скот. Летом 1988 года на дорогах, ведущих в мятежную автономию, ужесточилась блокада. В обиход вошло выражение «каменная война». Это когда автомобили, вынужденно проезжающие через азербайджанонаселенные пункты (плоды систематического перекраивания азербайджанскими властями карты региона), забрасывались камнями. Нападения на автотранспорт и избиения пассажиров происходили на дорогах Карабаха и ранее, но летом 1988-го они приобрели систематический характер.
В ответ во многих населенных пунктах НКАО начали создаваться отряды самообороны, карабахские армяне стали совершать ответные операции, направленные как против азербайджанских бандитов, так и против «крышующих» их азербайджанских силовых структур. Ситуация в области начала походить на партизанскую войну. В это же время (с августа 1988 года) в Степанакерте стал базироваться 366-й гвардейский мотострелковый полк 23-ей гвардейской мотострелковой Бранденбургской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии.
В начале сентября в Степанакерте стало известно о выделении Советом министров Азербайджанской ССР ссуды в размере 3 млн. рублей на строительство домов в г. Шуши и азербайджанонаселенных селах Шушинского района для так называемых беженцев. Помимо этого, прибытие в область многочисленных разнопрофильных республиканских комиссий, неприкрытое давление административных органов республики на соответствующие органы власти автономной области и другие факты вызвали новое обострение обстановки в НКАО, вылившееся в организации массовых шествий, митингов и забастовок в Нагорном Карабахе и Армении.
В Азербайджане также занимались лихорадочным поиском нестандартных решений, которые могли бы показать центральным властям меру заинтересованности азербайджанского руководства в урегулировании конфликта. Так 17 сентября газета «Известия» сообщала о проекте протокола о сотрудничестве и взаимодействии, который, по инициативе Комиссии по делам межнациональных отношений и интернациональному воспитанию Верховного Совета Аз. ССР (председатель Ф. Дашдамиров) был направлен в адрес аналогичных комиссий Грузии и Армении для рассмотрения и утверждения в Верховных Советах этих республик. «Смысл этого документа в том, - говорилось в статье, - чтобы впервые со времени существования Закавказской Федерации дать правовую основу для решения экономических и культурных проблем, обеспечения политических, социальных и личных прав представителей национальных меньшинств Закавказья, в том числе азербайджанцев, грузин, армян, проживающих вне пределов своих республик».
Как бы то ни было, двухмесячный временной отрезок от заседания Президиума Верховного Совета СССР 18 июля до середины сентября 1988 года был одним из самых спокойных периодов в новейшей истории национально-освободительного движения арцахских армян. Регион словно бы замер в ожидании грозных событий, в одночасье изменивших жизни миллионов людей, событий, которые фактически станут своеобразной «точкой невозврата». Но о них – в наших дальнейших публикациях.
Пандухт
Источник: Voskanapat.info |