Вторник, 21.09.2021, 06:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 24 » Малая авиация в Армении возрождается
Малая авиация в Армении возрождается
13:58

Analitika.at.ua. В Армении планируется организовать сборку легких самолетов

 

Летом 2003 года по инициативе Национальной авиационной ассоциации Армении (НАА) была зарегистрирована новая организация - Ассоциация авиации общего назначения, и уже осенью того же года два легких самолета СН-701 прибыли в Ереван. Однако сама концепция развития "малой авиации" в нашей стране была одобрена правительством РА лишь в январе нынешнего года. О проблемах и перспективах развития "малой авиации" в Армении рассказывает президент НАА РА, заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян.

 

- Дмитрий Александрович, в каком состоянии находится "малая авиация" Армении?

 

- До 1990 года "малая авиация" базировалась в основном в аэропорту "Эребуни", откуда выполнялись почти все регулярные рейсы на местных воздушных линиях и работы в народном хозяйстве. Причем 75% из них были связаны с химическими работами: с воздуха самолетами АН-2 обрабатывалось до 2 млн. гектаров сельскохозяйственных площадей и лесных угодий Армении. Но с 90-х годов авиационно-химические работы в стране по известным причинам были почти полностью прекращены. К тому же самолеты АН-2 и их аппаратура для производства химических работ морально и физически устарели. А применяемая сегодня для этих целей наземная техника не соответствует потребностям сельскохозяйственных нужд, особенно в труднодоступных районах Армении.

Малый коэффициент отдачи и высокая себестоимость работ (15-20 долларов за 1 га) уже негативно сказались на местном растениеводстве: за последние 20 лет различные болезни и вредители нанесли значительный ущерб в этой отрасли. В этой связи хочу заметить, что приобретенные нами самолеты СН-701 оборудованы уникальной аппаратурой для авиационно-химических работ "Spray Miser System", позволяющей не травмировать почву или заражать ее продуктами сгорания. Данное обстоятельство соответственно позволит наладить в нашей стране производство действительно экологически чистых вин, коньяка, табака, томатов, абрикосов. В общем, всего того, чем славится Армения.

В создавшихся условиях становилась все очевидной необходимость в возрождении и развитии современной сельскохозяйственной авиации, а также оснащение летного парка "малой авиации" более современными моделями, в частности, американскими двухместными СН-701. Еще в 2003 году мониторинг этого сектора показал необходимость в 12-15 легких самолетах, причем с течением времени потребность в них будет возрастать. Уникальная аэродинамика и другие конструктивные особенности этого типа самолетов делают возможными их полеты по довольно крутым траекториям набора высоты и снижения. А для взлета и посадки вполне достаточно небольшой площадки длиной всего в 50 метров. В условиях горного рельефа Армении это позволяет максимально приблизиться к обрабатываемым участкам и адаптироваться к потребностям сельских хозяйств. К тому же сведены к минимуму и потери от "холостых" полетов между аэродромом и полем, которые для самолетов АН-2 составляли до 40% от общего налета часов.

 

- Почему выбор пал именно на этот тип американских легких самолетов?

 

- Из большого количества самолетов Национальной авиационной ассоциацией были выбраны СН-701, СН-801, СА-10ХL как имеющие наиболее оптимальные технико-экономические параметры. Среди авиаконструкторов легких самолетов имя Криса Хейнтза получило в авиационном мире известность, сравнимую разве что с нашим Антоновым. Самолеты с общей маркой СН (аббревиатура от инициалов изобретателя) впервые появились в середине 80-х годов и сразу же завоевали популярность в США, Канаде, Европе. Сегодня в мире их насчитывается более пятисот. Это легкие самолеты весом до 5700 кг. Будучи цельнометаллическим, самолет поднимает в воздух полезную нагрузку, равную почти его собственному весу. Модель СН-701 оказалась настолько удачной, а спрос на нее столь большим, что Крис Хейнтз разработал новую 4-х местную версию - СН-801 с беспосадочной дальностью полета до 1800 км и скоростью до 240 км в час. К тому же в отличие от АН-2, которому для полета требуется уплотненная площадка длиной в 600 м, самолеты СН могут использовать обычные грунтовые площадки длиной от 50 до 120 метров. Практически они могут взлетать с любого клочка земли, что немаловажно в условиях горного рельефа Армении.

Я бы особо подчеркнул демократичность этих самолетов, их простоту и доступность в пилотировании, удобство и малозатратность технического обслуживания, экономичность по расходу топлива. Весной 2003 года в Праге на авиационном заводе, выпускающем по лицензии американской фирмы ZENAIR двухместные самолеты СН-701, я прошел полную программу специальной летной и технической подготовки, получил допуски к выполнению полетов на этих самолетах, а также по их сборке и техническому обслуживанию с правом обучения и инспектирования летного и технического персонала. В октябре того же года при непосредственном участии и инвестициях российского бизнесмена Бориса Петросяна первые несколько машин были транспортированы в Ереван.

 

- Какова реальная стоимость такого самолета?

 

- В случае закупки за рубежом его стоимость составляет примерно 60 тыс. долларов США, однако при сборке в Армении цена упадет приблизительно до 35 тысяч. Согласно нашей программе, воздушные суда могут поставляться в готовом виде, т.е. полностью собранными на заводе-изготовителе, а также в виде конструкторских наборов (KIT) различной степени готовности для сборки на месте. Проект охватывает пакет услуг, предусматривающих полное обслуживание потребностей будущих собственников воздушных судов "малой авиации", начиная от летной школы и заканчивая пунктами технического обслуживания, базирования и проката. Готовы к применению медицинские стандарты и процедуры медицинской сертификации пилотов-любителей, программы переподготовки летного и инженерно-технического персонала, работавших раньше в гражданской авиации Армении и т.д.

 

- То есть вы намерены организовать сборку самолетов малой авиации в Армении?

 

- В настоящее время Национальная авиационная ассоциация занята реализацией бизнес-планов по промышленному освоению в Армении авиационного производства легких самолетов. Это предприятие по сборке самолетов СН-701, СН-801, СА-10ХL из комплектующих деталей на имеющихся в нашем распоряжении производственных мощностях. Уже имеются конкретные договоренности с разработчиком авиационной техники в США о сертификации цехов в соответствии с международными правилами. Организация подобного производства в Армении дает возможность за счет создания новых рабочих мест обеспечить потребности внутреннего рынка современными легкими самолетами, причем по ценам на 30-50% ниже, чем у головного предприятия. Так, например, цена одного самолета СН-701 составляет 52 тыс. долларов. Но собранный в Армении из KIT-набора 49%-ой готовности он обойдется на 13 тыс. долларов дешевле аналога, произведенного серийно в Америке. Самолет с комплектацией 20%-ой готовности по себестоимости будет еще дешевле. Кроме СН-701, в дальнейшем предусмотрено освоение СН-801 и одиннадцатиместных пассажирских турбовинтовых самолетов СА-10ХL. Последние могут успешно конкурировать с наземным транспортом на маршрутах Ереван-Степанакерт, Ереван-Капан, Ереван-Джермук, Ереван-Тбилиси. На них впервые в Армении возможна организация, например, туристических полетов на небольшие грунтовые площадки непосредственно к памятникам истории и архитектуры - Ахпат, Татев, Санаин и др. Эти самолеты также могут использоваться как воздушное такси и в сфере туристической индустрии, которой в нашей стране придается приоритетное значение.

 

- Где еще могут использоваться самолеты "малой авиации"?

 

- Во-первых, это традиционное применение: санитарная авиация, поиск и спасение людей при чрезвычайных ситуациях, облет дорог для нужд ГАИ, работы по аэрофотосъемке, мониторинг линий электропередач и т.д. В конце 80-х годов в Армении были начаты противоградовые работы на самолетах Як-40, которые не были доведены до конца из-за развала Союза. Сегодня появилась возможность продолжить их на новейшей технике. Кроме того, двухместные СН-701 и четырехместные СН-801 перспективны для перевозки почты и грузов весом от 160 до 1400 кг. Оба самолета можно оборудовать специальными "поплавками" на их штатных шасси, что позволяет превратить их в амфибию и использовать для нужд "Рыбнадзора", экологического мониторинга озера Севан и других водоемов. Причем в этом случае самолет способен одновременно совершать полеты как с сухопутных аэропортов, так и с водной поверхности.

Наряду с этим сегодня уже актуально говорить о создании "малой авиации" для личных нужд деловых людей и заинтересованных организаций. При соответствующем лицензировании возможен и частный бизнес, например, воздушные такси. Здесь рынок оценивается в 50-60 самолетов. Кроме того, самолеты СН-701 являются идеальным средством для обучения авиационных кадров Армении. Общеизвестно, что первоначальная летная подготовка для граждан Армении за рубежом обходится в десятки тысяч долларов. Однако на данном типе самолета обучить пилота-любителя можно будет всего за 3-3,5 тыс.долларов. Рассматривая выгоды, получаемые государством от развития "малой авиации", необходимо учитывать и то, что это не только прибыли от налогов, но и создание значительного количества новых рабочих мест, развитие наземной инфраструктуры, возрождение аэропортов местных воздушных линий.

В любом случае, я рад, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Дело в том, что на протяжении нескольких лет реализация всех программ НАА сдерживалась рядом объективных и необъективных причин. И именно в силу необъективных причин у многих современных авиационных чиновников проявляется монопольное право по своему трактовать международные авиационные нормы и правила. Но прояви они хоть немного технического и правового профессионализма, то СН-701 летали бы в Армении с 2003 года, что позволило бы сегодня говорить не о возрождении "малой авиации", а ее перспективном развитии.

Надежд с этими самолетами много. Сегодня частный самолет уже перестает быть синонимом баснословного богатства. В принципе, он вполне доступен людям среднего достатка. Во всяком случае, цена самолета сопоставима примерно с ценой "внедорожника", который в данном случае можно назвать летающим.

 

Наталья Оганова

Источник: Express.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1372
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru