Пятница, 19.04.2024, 18:50
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 25 » Турция наивно пытается исчерпать армянские проблемы из мировой политики
Турция наивно пытается исчерпать армянские проблемы из мировой политики
00:30

Analitika.at.ua. Тема российско-турецких отношений не случайно получила резонанс в Армении после визита премьера России в Турцию. В Армении всегда вызывает беспокойство любое заигрывание этих двух стран. Опыт показал, что сближение России с Турцией чаще всего  ставит под удар интересы армянского народа. На протяжении всего двадцатого века не только интересы, но и сам армянский народ неоднократно был принесен в жертву «русско-турецкому братству».

 

Общественность Армении во все времена пыталась разгадать логику российской политики в нашем регионе. И, как ни странно, до сих пор не имеется убедительной версии о том, что заставляет Россию периодически «отдавать в жертву» армян во имя улучшения своих отношений с Турцией. Хотя, сам феномен российско-турецких торгов вокруг Армении мало кто отрицает - история не позволяет. Однако, в общественно-политической мысли давно коренились порочные представления о причинах такого поведения России. В частности, в Армении укоренена традиция, согласно которой интересы Армении тождественны интересам имперской России. Считается, что экспансионистский вектор политики России всегда приносит пользу Армении. Отсюда и вышеуказанное представление о тождестве интересов. На деле все обстоит наоборот.

 

Как это ни странно, но именно успех экспансионистских планов России в нашем регионе периодически проводил к тому, что Армения делилась и превращалась в подкормку аппетитов Турции и ее союзников. Россия вспоминала Армению тогда, когда перед ней возникала угроза ответного экспансионизма Турции и других тюркских стран. В такие периоды Армения интенсивно вооружалась и усиливалась со стороны России. Но такие периоды «стратегического сотрудничества», когда Турции показывались «зубы армян», всегда заканчивались дружеским «подкармливанием» Россией этой страны телом использованной и кинутой Армении. Вся история начала двадцатого века является тому подтверждением. Россия не представляет угрозы для Армении лишь тогда, когда она вынуждена уходить с Кавказа.

 

Правильно говорят, что «покровителей надо иметь вдалеке». По части Армении это утверждение безукоризненно верно. И если бы армянские политики могли различать собственную ставку на интересы России от отождествления своих интересов с интересами России, то деструкций в армяно-российских отношениях было бы меньше. Россия никогда не была ни другом, ни врагом Армении. Она была одной их стран, отношения которой с Турцией всегда содержали большие ресурсы и большие угрозы для Армении. Надо было хорошо изучить логику ее поведения. Этого никогда не делалось.

 

И сегодня, когда Армения оказалась в фарватере новых российско-турецких инициатив, проблема оценки этой сферы международных политики становится крайне актуальной. Появление в международном обиходе идеи нормализации армяно-турецких отношений является беспрецедентным явлением. Что означает это явление в политическом смысле? Почему такой императив появился именно в настоящий момент? Логично, конечно, что с  приближением срока ответного «футбольного визита Сержа Саркисяна в Турцию армянская общественность все чаще задается вопросом: существует ли перспектива нормализации армяно-турецких отношений? Но не совсем логично, что в поисках ответа на этот вопрос взоры всех направлены не столько к властям Армении, сколько к тем или иным представителям влиятельных держав. Именно из их уст хотят узнать, что ждет Армению в данном политическом направлении.

 

По инерции все считают, что при нынешнем состоянии дел от властей Армении меньше всего что-то зависит. В Армении не много людей, начисто отвергающих полезность нормализации отношений Армении с Турцией. Проблема лишь в том, что люди не представляют путей решения этой беспрецедентной проблемы. Соответственно – больше доверяют авторитету других. Многие понимают, что сложности в деле налаживания нормальных отношений с Турцией кроятся в том, что отсутствует главное условие для этого: обоюдное желание этих стран нормализовать отношения и обоюдная осознанность полезности таких отношений. Есть понимание того, что страны делают вынужденные шаги, предпринимаемые, исходя из требований влиятельных держав. Соответственно, отношения Армении и Турции в контексте геополитических интересов влиятельных держав оцениваются как нечто совсем иное, чем собственно армяно-турецкие отношения.

 

Отсюда и беспокойство вкупе с недоверием. Ситуация такова, что Армения имеет дело именно с результатами геополитических интересов держав, порождающих многие вопросы. Что толкнуло Турцию пойти на диалог с Арменией, знает только Турция (наивно полагать, что президент Абдулла Гюль приехал в прошлом году в Ереван по мановению руки Сержа Саркисяна). А все действия и заявления руководства Турции за прошедший год не оставляют сомнения в том, что Турция не имела и не имеет желания налаживать отношения с Арменией путем переговоров с последней. Все изменения в существующих отношениях Турция желает обговаривать и решать с США и Россией. Армению же с ее проблемами предполагается вписать в турецко-российские и турецко-американские отношения. То есть, ей отведена роль объекта указанных отношений. Соответственно, предполагается, что Армении должны навязываться принятые в других местах решения.

 

Руководители Армении, конечно, это понимают. Но, что из этого следует, трудно определить по их действиям и заявлениям. По крайней мере, до сих пор кроме жалоб на Турцию из Армении ничего не поступало в копилку армяно-турецких отношений. А то, что было подписано между двумя странами 22 апреля с.г., никак не свидетельствует о наличии атмосферы взаимопонимания, тем более, об обоюдном желании убирать препятствия с пути нормализации отношений. Наоборот, больше свидетельств о том, что Турция придерживается позиции «урвать» от Армении какие-то выгодные для нее уступки.

 

Другого развития событий трудно было ожидать. Двусторонние отношения могут быть налажены исключительно на основе взаимовыгодных предложений с обеих сторон. А что имеем сейчас? Турция поневоле предложила вполне выгодное для Армении предложение разблокировать границу и открыть железнодорожное сообщение. Понятно, что она ждет от Армении контрпредложений в сферах интересующих ее проблем. А у турок все вертится вокруг Карабаха и Геноцида. Уступок по этим вопросам она получить не может. Что же тогда? А то, что Турция будет искать компенсации за свое предложение не у Армении, а у других своих партнеров. Она просто потребует, чтобы те выдавили от Армении более выгодные для Турции уступки. Это мы видим каждый день, и от такой позиции Турция по своей воле не откажется. Во имя чего это ей делать?

 

Пока армяно-турецкие отношения катятся по выложенным державами геополитическим рельсам, мы может стать лишь свидетелями появления новых уступок со стороны Армении. Возможно, что кое-что державы вынудят уступить Турции, но от этого отношения стран могут стать еще более ожесточенными (каждая из соседей пообещает когда-то напомнить соседу причину этой своей уступки под давлением).

 

Армении нечего предложить Турции из арсенала проблем, интересующих последнюю на данный момент. Ведь Турцию интересует не сама Армения, а связанные с ней и вошедшие в арсенал международной политики армянские проблемы. Точнее, Турцию интересует проблема снятия угрозы своей безопасности, исходящей от более сильных стран. Тем более, тех, кто использует армянские проблемы в своей политике давления на Турцию. Заметно, что Турция наивно пытается исчерпать армянские проблемы из мировой политики. Армения же нужна ей для того, чтобы поневоле помочь добиться этого своим согласием на те или иные условия первой. Но вряд ли сами заинтересованные державы позволят Турции извлечь армянские проблемы из своей геополитики. В этом и вся порочность ситуации.

 

Из этого порочного круга можно выйти лишь тогда, когда Армения сама из объекта превратится в самостоятельного дееспособного игрока. Если державы в разговоре с Турцией вынуждены обращаться к армянским проблемам, да еще и привлекать Армению к своей политике, значит, без этого обойтись невозможно. И если Турция вынужденно пошла на контакт с Арменией – значит, и она не может обойтись без этого в своем противостоянии давлению держав. Вот здесь и раскрывается интервал возможностей для самостоятельной политики Армении. В конце концов, мир взаимоотношений армян и турок не ограничивается Азербайджаном, Карабахом, геноцидом и русскими интригами. Времена меняются.

 

Необходимо внести обиход принципиально другие проблемы, интересующие только Армению и Турцию и выходящие за рамки интересов держав. Только тогда потенциал армяно-турецких договоренностей может играть роль в международной политике. Надо помочь Турции избавиться от диктата держав, но не ценой уступок в сфере собственных стратегических интересов, а путем выдвижения на стол переговоров обоюдовыгодных проблем стратегического характера. Только это может вызвать интерес Турции к диалогу с собственно Арменией, а не вокруг Армении. И только тогда можно будет убедить Турцию отстать со своими претензиями от Армении. Все остальное наладится само по себе, поскольку и у влиятельных держав появятся большие проблемы в играх с армяно-турецкими противоречиями.

 

Но пока происходит обратное. Через голову Армении Россия с Турцией налаживают отношения, непосредственно касающиеся первой. В частности, возникает ситуация, когда снабжение российской базы в Армении может происходить через территорию Турции. Эта ситуация никак не входит в традиционные армянские представления о российско-турецких отношениях. Еще большее отторжение вызывают намерения России совместно с Турцией противостоять влиянию Запада на Южном Кавказе. К чему может привести успех такой политики – в Армении не совсем представляют. Еще труднее представить проект разрешения карабахской проблемы в рамках какой-то гипотетической российско-турецкой стратегии. Так будет продолжаться до тех пор, пока в обиход не войдут принципиально новые элементы, инициатором которых будет Армения.

 

В регионе много проблем, интересующих местные страны. Этим проблемам можно сообщить принципиально новый смысл, если к ним изменить отношение. Только тогда можно будет удержать Турцию от игр с нерегиональными игроками. И только тогда можно будет выйти из роли «подкормки» и заявить о себе в ином качестве.

 

Манвел Саркисян, эксперт АЦСНИ

Источник: Lragir.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 822
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru