Среда, 24.04.2024, 17:11
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 27 » Петрос, сын Миграна, основатель Картузианского монастыря Пизы
Петрос, сын Миграна, основатель Картузианского монастыря Пизы
00:16

Analitika.at.ua. Картузианцы - члены католического монашеского ордена, получившие свое название от первого монастыря, основанного Бруно Кельнским в 1084г. в местности Шартрез (лат. Cartusia) вблизи Гренобля. Малочисленные общины этого ордена по сей день существуют в Италии, Испании, Франции и в некоторых других странах.

 

Какие исторические отношения связывают нас, армян, с картузианцами?

 

Гевонд Алишан в своем «Сисакане» пишет: «Нет сомнений, что киликийские армяне в свою очередь взаимно посещали как Венецию и Геную, так и Пизу, особенно если учесть, что в 1115г. восточные чужеземцы прибыли в пизанский порт. И что в 1320г. армяне здесь построили собор и церковь Св. Антония (в пизанском квартале Spassavento), где в 1353-1372гг. служил армянский архиепископ Григор, и в этот период Петрос, сын Миранда или Миранц - сына Уголино - армянский купец (умерший в 1366г.) и его жена Вальпе все свое имущество завещали на строительство картузианского монастыря вблиз Пизы, в ущелье Val di Calci. Отец Петроса Миранд упоминается в городских архивах с 1282 года, из чего можно сделать вывод, что и другие армянские купцы посещали город в эти средние века».

 

Что означает это, что имеет в виду Алишан?

 

Во-первых - о взаимных посещениях. Общеизвестно, что Киликийская Армения являлась связующим торгово-экономическим звеном между Востоком и Западом. Киликийские цари широко открывали врата государства перед итальянцами, голландцами, французами и другими европейцами, предоставляя им различные налоговые привилегии. В результате столь разумной экономической политики страна не только пережила бурный подьем, но и дала возможность армянам интегрироваться в европейскую действительность. Внуком брата Левона Великого - Рубеном, в 1216г. пиазанцам (наряду со многими итальянцами) также были дарованы привилегии, и в начале XIVв. в Аясе они даже имели своего консула по имени Биндоне Секкамарендо.

 

Естественно, что многочисленные армянские купцы начали регулярно посещать Европу, тем самым заложив основу армяно-европейской экономической интеграции. (Г.Алишан, изучив венецианские архивы XVIв. выявил более 500 имен армянских купцов). Однако в данном случае нас интересует один из них - обосновавшийся в Пизе Петрос, сын Миграна.

 

Сразу скажем, что исторические сведения весьма скудны, «виновником» чего является Наполеон. Завоевав Италию, он 23 марта 1808г. издал указ, которым упразднил все религиозные институты. Монастырское и церковное имущество было конфисковано, архивы, рукописи и свидетельства были утеряны, перенесены с места на место, даже выставлены на продажу, а монахи разогнаны. Лишь после падения Наполеона, в 1814г. стало возможным восстановление и возвращение некоторой части исторических документов.

 

Итак, отмеченный Алишаном Уголино - дед Петроса, без сомнения, был армянским купцом, который свое имя перевел на итальянский. Достоверно известно, что он умер в 1250г. в Пизе, однако сохранил национальное самосознание, иначе сына не назвал бы Миграном. Последний женился на итальянке Вольпе и имел двух сыновей - Петрос (Piero), Берто (Berto), и двух дочерей - Карручиа (Carrucia), Фаннучиа (Fannucia).

 

Петрос был весьма богатым купцом (предполагаю, что торговал восточными товарами) и занимал высокое положение на общественной иерархической лестнице Пизы. Он в 1347-1366гг. пять раз был назначен членом городского совета старейшин, а в 1358г. был избран в состав из 12 человек по устройству общественного кладбища Пизы. Сын Миграна Петрос женился на Баччиамее Пуччии (или Баччиамее дал Бано; Bacciamea dal Bagno) из дворянского рода, но остался без наследника. И, пожалуй, это послужило причиной того, что 16 марта 1365г. он составил завещание, по которому все свое имущество оставлял во славу Бога. Армянский перевод текста завещания, к счастью, сохранился, и хотелось бы выделить некоторые пункты. Во-первых, Петрос назначил исполнителем своей последней воли шурина - монаха собора св. Козмы Нино Пуччиа, и хотя прямого упоминания о постройке картузианского монастыря нет, он был уполномочен осуществить тот замысел, о котором договаривались. Другим пунктом часть имущества была оставлена жене при условии, что она останется вдовой.

 

Петрос, сын Миграна, умер в 1366г. и, согласно завещанию, был похоронен на кладбище храма св. Франчиска. Надгробие находилось в нише, на стене которой был изображен усопший, преклоненный перед Богородицей. Когда в 1760г. служители этого храма предприняли реконструкцию, камни с портретом были заботливо перенесены в основанный Петросом картузианский монастырь. Не знаю как сейчас, но еще в 30-х гг. прошлого столетия этот барельеф сохранился в гостиной монастыря с надписью на латыни: «Petrus F. Mirantis de Virgine Armenus mercator Pis: hujus Cartusie fundator» («Во имя Богородицы Петрос, сын Миранта - пизанский армянский купец, основатель этого картузианского монастыря»). Ниже портрета были помещены изображения родовой печати и жены.

 

Сразу после смерти Петроса Нино Пуччиа обратился с просьбой к местному архиепископу и, по получении разрешения, 30 мая 1367г. в 10 км от Пизы в местечке Черное ущелье (Vallis obscura) заложил основание монастыря. Строительство было завершено в 1400г. Кроме Петроса, благотворителями стали еще 12 человек, в их числе и вдова основателя Баччиамеа, которая 27 мая 1368г. свое имущество завещала в пользу строительства.

 

Первоначально картузианский монастырь отличался скромным величием и аскетизмом. Однако с 1600г. приобрел излишнюю роскошь, что, кстати, и послужило причиной, чтобы Наполеон, в числе других, обратил свой «взор» и на этот монастырь.

 

Последний удар нанесло итальянское правительство, которое закрыло монастырь и превратило его в культурно-исторический памятник.

 

Эту публикацию хотелось бы завершить следующими меткими заключительными словами мхитариста Егиа Печикяна: «Логично задаться вопросом: этот древнейший памятник, откуда изгнана молящаяся отшельническая душа и для которого свое огромное состояние завещал армянин Петрос, какую ценность являет собой для армянства?

 

По правде говоря, он не имеет никакой материальной ценности. Однако нельзя не учесть присутствие такого яркого представителя армян, который, во-первых, доказывает наш всемирно известный купеческий талант в мировой истории и, во-вторых, что гораздо важнее, он свое огромное состояние пожертвовал на алтарь заветной идеи - христианской цивилизации. Таким образом, личность Петроса напоминает нам династию строителей Багратидов и сегодняшную скорбную обитель - разрушенный Ани. В обоих случаях воплощено бессмертие великого духа армянина.

 

Вот идейная ценность деяния Петроса, которое, кроме служения источником яркого вдохновения, является вечным примером признательности армян к благородной и прекрасной Италии, которая в средние века приютила горстку киликийских армян».

 

Это история о строительстве одного храма. Однако в XIII-XVIвв. армяне в 39-и городах Италии построили 42 храма и церкви, и каждая из них имеет свою историю. Еще ненаписанную историю...

 

Хачатур Дадаян

Источник: Azatamtutyun.com

Категория: Библиотека | Просмотров: 1032
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru