Четверг, 28.03.2024, 11:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 28 » Жан-Пьер Маэ: Армяне сыграли большую роль в истории мировой цивилизации
Жан-Пьер Маэ: Армяне сыграли большую роль в истории мировой цивилизации
00:07

Analitika.at.ua. Выдающий ученый-арменовед Жан-Пьер Маэ родился в Париже в 1944 году. В двадцатидвухлетнем возрасте получил высшее классическое филологическое образование. Основные труды посвящены актуальным проблемам востоковедения, кавказоведения, арменоведения, много и плодотворно занимался историей Армении и Грузии, армянским языком и литературой, переводил с грабара на французский язык армянские древние рукописи и литературные памятники, среди них «Книгу скорбных песнопений» Григора Нарекаци. Действительный член Французской академии надписей и художественной литературы с 2001, иностранный член НАН РА с 1990 года, почетный член АН Грузии.  Награжден орденом «Академические пальмы» Франции, медалью Мовсеса Хоренаци. Окончил Парижский Сорбонский университет, учился у выдающихся ученых Жана Менара, Шарля Мерсье, Федерика Фейди. Преподавал в Латинском институте Сорбона в 1967-1969 гг., в Страсбургском университете гуманитарных наук – в 1969-1975 гг., в Ереванском Государственном Университете в 1975-1977 гг., во французском колледже Парижа – с 1979 г,  Профессор Сорбонского института восточных живых языков и цивилизаций – 1977-1987 гг., директор Четвертого управления высшей школы (с 1988 г.) Председатель Азиатского сообщества Парижа – с 2002 г. Главный редактор арменоведческого журнала «Revue des еtudes armeniennes» (с 1979). Доктор наук по латыни (1975), филологии (1981), профессор с 1977 г.

На протяжении трех лет – в 1975-1977 гг. Жан-Пьер Маэ изучал в Ереване архивы  Матенадарана. Именно в эти годы он серьезно и неизлечимо «заболел» арменоведением. Это была любовь на всю жизнь.

Когда в феврале 2007 г. в  Лувре открылась выставка «Србазан Айастан», самая знаменательная выставка Года Армении во Франции,  директор музея Лувра Андре Луарет и всемирно известный арменовед Жан-Пьер Маэ были самыми востребованными искусствоведами, вокруг которых всегда толпилось множество людей. Залы Луврского музея на всем протяжении выставки были битком набиты людьми, желающими поближе познакомиться с древней армянской культурой, армянским искусством. Сперва Андре Луарет ознакомил посетителей, в числе которых были также президенты Франции и Армении, с сокровищами многовекового армянского искусства. Затем уже вниманием посетителей всецело завладел  Жан-Пьер Маэ, который разъяснял, комментировал все экспонаты выставки, добровольно вызвавшись быть гидом-эксурсоводом экспозиции. Специально для выставки из Армении на самолете были привезены тяжеленные хачкары. На посетителей экспозиции они производили поистине ошеломляющее впечатление.  Многие недоуменно переглядывались. И как тут не удивляться: каждая из этих отшлифованных каменных глыб весила более тонны. «У меня первоначально был страх, что если хачкары не будут находиться в своей естественной среде, они не будут смотреться. Слава Богу, они в музее, словно в объятьях природы». Говоря о своеобразии и самобытности армянского искусства, ученый подчеркивает: «Некоторые предполагают, что это всего лишь одна из ветвей византийского искусства или даже христианского искусства Востока, искусство исключительно религиозного характера. Эти теоретические утверждения сразу же исчезают, когда посещаешь Армению или исследуешь армянские предметы. В них мы обнаруживаем неоспоримое стилевое и материальное своеобразие. Если попробуем анализировать причины этого своеобразия, то, по-моему, это связано в первую очередь с географическим положением Армении». По убеждению ученого, защищенная естественными преградами Армения создала традиции, которые прошли проверку веков. С другой стороны Армения находилась на перекрестке различных цивилизаций и поэтому подвергалась влиянию соседних стран – Персии, Ассирии, Византии и даже стран Европы и Среднего Востока. Что касается большой приверженности армянского искусства к символам, то ее причины ученый видит в метафизическом развитии исторических событий, когда царь Трдат в 4-ом веке приказал разрушить все языческие, дохристианские памятники. Свет стал олицетворением Добра, а мрак стал символом Зла. В том, что армянские церкви обращены к востоку, тоже можно усматривать символику – свет рождается с востока. Символом бессмертия в армянском искусстве традиционно считается гроздь винограда и плоды гранатового дерева. Именно поэтому гранататовые плоды и гроздья винограда украшают окна армянских церквей. Символический замысел и мотивы содержат также армянские церковные книги и манускрипты.

«Мы знаем, что армяне сыграли большую роль в истории мировой цивилизации, - говорит Жан-Пьер Маэ. – Чтобы мир лучше узнал об Армении и об армянской культуре, мы должны чаще давать слово памятникам армянского искусства, в первую очередь, древнего и средневекового искусства. Никто не может свидетельствовать о присутствии, о вкладе армянского народа в историю мировой цивилизации лучше, чем это делают исторические памятники, произведения изобразительного и прикладного искусства». Лучшая форма пропаганды армянской культуры и армянского искусства – это организация выставок, экспозиций в самых разных музеях мира.

Жан-Пьер Мае является крупнейшим специалистом по древнему и средневековому армянскому искусству, но при этом от прекрасно знает и современную армянскую культуру, архитектуру, искусство. Перспективу этого искусства он видит в освоении, творческом перенятии новейших технических достижений других культур и их наложении на национальную основу. Для этого необходимо рассматривать средневековое армянское церковное искусство не как какой-то ограничительный фактор, обязательную установку или истину в последней инстанции, а как своеобразное и неповторимое видение мира, как традиционное восприятие одного из древнейших народов мира. Многолетняя и плодотворная научно-преподавательская деятельность Жана-Пьера Маэ отмечена двумя высокими наградами: французским орденом «Академические пальмы» и медалью Мовсеса Хоренаци Республики Армения.

 

Гурген КАРАПЕТЯН

Источник: Ноян Тапан - Армяне Сегодня

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1852
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru