Analitika.at.ua. На вопросы главного редактора «Азат Арцах» Леонида Мартиросяна отвечает председатель Национального Собрания НКР Ашот Гулян.
- Ашот Владимирович, 2 сентября 1991 года была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Но, как известно, в основе Карабахского движения лежала идея присоединения к Армении. Что, на Ваш взгляд, побудило отказаться от этой идеи и встать на путь создания самостоятельного независимого государства?
- Не считаю, что мы от этой идеи отказались, однако, прежде всего, нам необходимо исходить из той непреложной истины, что начиная с февраля 1988 года все наши действия и шаги полностью соответствовали международному праву и действовавшему на то время законодательству СССР. Это является принципиальным моментом в Карабахском движении, так как в противном случае всегда нашлись бы доводы для того, чтобы задушить наше общенациональное движение. Мы, конечно, имели в виду и то обстоятельство, что наши требования относились сугубо к Азербайджану, проводившему агрессивную политику по ликвидации армянского Нагорного Карабаха, и с этой точки зрения не следовало ставить Армению под удар.
Чтобы с высоты нынешних лет точно, объективно оценить ситуацию того времени, необходимо учитывать также правовые акты советского периода. Думаю, немаловажную роль в выстраивании наших последующих действий на пути к независимой государственности сыграл и известный закон от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Наверное, многие наши соотечественники еще помнят, что после принятия данного закона был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. И когда после этого, а точнее, 30 августа 1991 г. Азербайджаном была принята декларация о провозглашении независимости, нам нужно было немедленно, оперативно отреагировать.
Наше молчание означало бы согласие с позицией Азербайджана, что было просто алогично и даже нелепо в контексте всех тех наших действий, совершенных после февраля 1988 года. Тем более что к моменту распада СССР практически все уже было готово для принятия того судьбоносного решения, которым и стала Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Кстати, в самом тексте Декларации нашли свое отражение все те ключевые моменты, которые мы уже упомянули. Это и серьезность настоящего момента, и многолетняя дискриминационная политика Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха, и констатация права народа Нагорного Карабаха на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе, что совершенно не входило в противоречие с международным правом.
Вторым основным моментом является установление параметров будущего государства. На мой взгляд, нынешняя характеристика провозглашения НКР заключается в том, что независимость республики – вполне зрелая, ибо за 18 лет своего независимого существования она приобрела все необходимые атрибуты состоявшегося самостоятельного суверенного государства.
- Невзирая на это, НКР, к сожалению, пока не признана мировым сообществом. Предпринимаются ли Национальным Собранием республики усилия для международного юридического признания независимости НКР? Как нам представляется, немаловажным фактором в этом процессе могут стать тесные контакты республики с парламентами других стран.
- Надо учитывать, что Нагорно-Карабахская Республика – не единственное государственное образование, которое пока не получило признания со стороны международного сообщества. Однако уже сам факт существования подобных образований, с одной стороны, и возникновение новых субъектов, претендующих на независимую государственность – с другой, уже говорят о настоятельной необходимости модернизации действующего международного права.
Не следует забывать и то обстоятельство, что за последние несколько десятилетий политическая карта мира претерпела немало перекроек, в результате чего в мире появились одни и исчезли другие государства. Это свидетельствует о том, что признание новых государств вполне возможно, допустимо и даже закономерно, чему, однако, в ряде случаев мешает политическая конъюнктура.
Если говорить конкретно о Нагорном Карабахе, то для нас процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта – это путь, который ведет к международному признанию НКР. Но если в силу каких-то причин и обстоятельств это не получится, то я не исключаю, что международное признание нашей республики может быть выведено в отдельное самостоятельное направление внешней политики Нагорного Карабаха. Полагаю, парламентская дипломатия – один из важных компонентов этой стратегии. Именно поэтому, начиная с 2006 года, когда в парламенте прошли первые слушания по карабахской проблеме, Национальное Собрание НКР достаточно активно включилось в процесс обсуждения хода переговоров по карабахской тематике. Уверен, парламент и далее будет занимать активную позицию в вопросе представления мировому сообществу сути карабахского конфликта и отстаивания жизненно важных интересов НКР.
Акценты, расставленные за последние два года Президентом НКР, со всей определенностью подтвердили позицию властей республики, суть которой, если лаконично, состоит в следующем: независимость Нагорно-Карабахской Республики – необратимая реальность.
Теперь что касается межпарламентских отношений. Национальное Собрание поддерживает довольно тесные связи с парламентом Армении, с рядом парламентов других стран у нас имеются надежные контакты, на базе которых мы рассчитываем – и для этого есть хорошие перспективы – углубить и расширить сотрудничество.
- Как бы Вы охарактеризовали нынешнюю законодательную базу НКР? В состоянии ли она обеспечить поступательное развитие нашей страны, эффективную деятельность и последующее укрепление ее государственных институтов?
- Однозначно отвечу – да. С принятием в 2006 году Конституции НКР мы вступили в новую фазу законотворческой деятельности. Поскольку в Основном Законе закреплены принципы и нормы, касающиеся государственного устройства и жизнедеятельности всех сфер республики, в своей деятельности парламент исходит именно из этой нормативной базы, приводя действующее законодательство в соответствие с Конституцией. Как и предусматривалось Основным Законом, за два года после его принятия свыше трех десятков законов были приведены в соответствие с требованиями Конституции. Можно считать, что этот процесс нами завершен, однако жизнь, несомненно, будет вносить свои коррективы. Развитие социально-экономической и общественно-политической жизни требует новых подходов к действующему законодательству, что и диктует необходимость скоординированных действий правительства и парламента.
Важным моментом можно считать и завершение реформ в судебно-правовой системе, что удалось осуществить в течение года.
- Каковы на сегодня приоритеты деятельности Национального Собрания НКР?
- Это, прежде всего, дальнейшее развитие процесса государственного строительства, вопросы обороны и безопасности, продолжение реформ в социально-экономической сфере и, о чем я уже говорил выше, внешнеполитические аспекты парламентской деятельности.
Надо непременно упомянуть и тот факт, что в 2010 году в республике пройдут очередные парламентские выборы. Определенная работа по усовершенствованию избирательной системы уже проведена, однако надо будет продолжить этот процесс с тем, чтобы грядущие выборы прошли в уже сложившихся добрых традициях избирательной культуры нашего народа, основы которых, кстати, были заложены в том же 1991-ом - в год принятия Декларации.
- Поскольку наша беседа проходит в преддверии Дня провозглашения НКР, что бы Вы пожелали нашему народу.
- Пользуясь случаем, хотел бы поздравить наш народ и всех его верных друзей с 18-ой годовщиной провозглашения Нагорно-Карабахской Республики, пожелать им мира, благополучия и решимости в отстаивании национальных интересов независимой НКР.
Источник: artsakhtert.com |