Analitika.at.ua. О политике бывшей и нынешней администрации США на постсоветском пространстве пишется сейчас много. Однако экспертное сообщество США и стран Европейского Союза старательно обходит конкретику, раскрывающую суть работы американских дипломатов в бывших республиках Советского Союза.
Несложный анализ исторических событий, произошедших за последние 50-70 лет в бывших государствах Варшавского Договора, странах Ближнего Востока и Восточной Азии, приводит и к несложному выводу: функции "представителей" США давным-давно вышли за рамки дипломатической службы. Появление на горизонте служащего американского Государственного департамента воспринимается сейчас как предвестие серьезных потрясений для общества.
Взять, к примеру, такую "легендарную" личность, как посол США Мария Йованович, считающуюся специалистом по "цветным" переворотам и урегулированию постреволюционных ситуаций. Многие исследователи американской внешней политики утверждают, что во время работы в Украине и Киргизии ей удалось примирить власти и оппозицию, взяв последнюю под свою опеку. Кроме того, они полагают, что только благодаря ее усилиям в Киргизии успешно функционировала американская военная база "Манас", снабжающая всем необходимым натовский антитеррористический контингент в Афганистане. Но это только вершина айсберга.
Эксперты забывают, что, инициировав смену украинских и киргизских властей, Госдепартаменту США необходимо было закрепить свои достижения в так называемых странах молодых демократий. Вот на эту роль Белому дому и подошла госпожа Йованович, набившая руку на новых политических технологиях во время работы в Посольстве США в России в 1980-1990 годах.
В итоге канули в "небытие" Л.Кучма и А.Акаев, окончательно укрепился режим проамериканского В.Ющенко, началась экспансия американского капитала, а Украина и Киргизия были опутаны сетью американских и европейских неправительственных организаций (НПО). А если учесть, что после начала работы М.Йованович начались проблемы с пребыванием в Украине российского Черноморского флота, появился политический проект NABUCCO, а военной базе "Манас" в Киргизии был присвоен статус ключевого звена в операциях НАТО в Центральной Азии, то можно себе только представить, какие последствия будет иметь приезд Йованович в Армению в качестве посла Соединенных Штатов.
Так чего же ожидать народам Южного Кавказа от "дипломатической" миссии Марии Луизы в Армении? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к результатам ее работы в Киргизской Республике (КР), являющейся, как и Республика Армения, государством - участником Организации Договора о коллективной безопасности.
До принятия Госдепартаментом США решения о назначении послом М.Йованович Киргизия была спокойной многоконфессиональной страной, где прекрасно уживались мусульмане, буддисты, иудеи, христиане. Однако к 2007 году, после "тюльпановой" смены власти и усиления в КР под патронажем американского посла оппозиционных сил, Киргизия превратилась в ярковыраженное промусульманское и протурецкое государство.
Вступив в 2005 году в должность главы дипмиссии, М.Йованович практически сразу выступила с инициативой организации в КР публичных мероприятий для мусульман, в том числе в честь наступления месяца Рамадан. В 2005-2006 годах Посольство США совместно с Посольством Турции активно включилось в лоббирование назначения в мечети г.Бишкека имамов из числа турецких духовных лиц и местных турок-месхетинцев. М.Йованович лично участвовала в согласовании проекта развития протурецких учебных заведений в Киргизии, в особенности на юге страны. При ее содействии киргизский университет "Ататюрк-Алатоо" получил организационную и финансовую поддержку от Госдепартамента США.
Со второй половины 2007 года посольством начато осуществление в КР программы по исследованию ислама в южных регионах. На базе Американского университета Центральной Азии американскими дипломатами создан Центр исламских исследований для проведения научных лекций и семинаров регионального масштаба, а также привлечения имамов для формирования среди прихожан "благоприятного" образа США.
Отсюда вопрос - зачем дипломатическому представительству поддерживать и усиливать исламские настроения в таком взрывоопасном районе Центральной Азии, как Ферганская долина?
В период работы М.Йованович в Киргизии усилилось и экономическое влияние в стране американского союзника по НАТО - Турции. Глава дипломатической миссии активно "боролась" за приток турецких инвестиций в экономику КР. Открытие в 2006 году нового турецкого торгового комплекса VEFA в Бишкеке ознаменовалось личным присутствием посла США, патронировавшей данный проект.
Отдельный вопрос деятельности Посольства США в Киргизии - отслеживание и контроль за наркотрафиком по маршрутам Афганистан - Кыргызстан - Косово и Афганистан - Кыргызстан - Турция.
По оценкам экспертов в области борьбы с распространением наркотиков, за время функционирования авиабазы США в Киргизии значительно увеличился поток наркотических и психотропных веществ из Афганистана в Европу и страны СНГ. В течение трех последних лет проведения подразделениями НАТО в Афганистане операции "Несокрушимая свобода" производство афганского опия возросло в 6 раз. В 1999 году опиумный мак выращивался в 19 из 32 провинций Исламской Республики Афганистан, а уже в 2006 году их количество увеличилось до 30. При этом торговля опиумом контролируется афганскими террористическими организациями, в том числе группировкой "Хизб ут-Тахрир", имеющей в Киргизии представительство.
Учитывая это, закономерно усомниться в истинной цели деятельности Посольства США по содействию антитеррористической операции НАТО в Афганистане. Еще больше сомнений появляется, если принять к сведению, что М.Йованович наладила тесный контакт с лидером "Хизб ут-Тахрир" в КР Турсунбаем Бакир уулу, поддерживала его кандидатуру на прошлых президентских выборах и оказывала ему поддержку в создании на киргизской территории радикального Исламского движения Кыргызстана.
В связи с этим совершенно уместной видится аналогия натовской операции в Афганистане с "наработками" Госдепартамента и ЦРУ США в Колумбии, Вьетнаме и Никарагуа, где американские спецслужбисты использовали дипломатическую почту и военную авиацию для вывоза тонн героина и других наркотиков в США и Канаду. Вполне естественно здесь звучит вопрос о возможности применения М.Йованович и ее коллегами такого опыта в Киргизии. Ведь не зря же посол США, представители американской НПО "USAID" и руководитель отдела ЦРУ при посольстве в КР Вики Рандкуист наладили "деловые" контакты с антинаркотическими службами Кыргызстана, а также осуществили ряд проектов по реформированию и финансовой поддержке таможенных органов и ассоциаций таможенных брокеров республики. А иначе для каких целей американскому правительству вкладывать миллионы долларов в сферу брокерских услуг такой небольшой страны, как Киргизия?
Не секрет, что на натовской авиабазе "Манас" нет таможенного и пограничного контроля, и никто не знает, кроме Посольства США и руководителей самой базы, как груз в данное время проходит транзитом через республику из Афганистана в Европу. Такая же система "контроля" за грузопотоком действует и на других базах НАТО - в Турции, Косово, Германии и т.д.
Поэтому использование заинтересованными лицами военно-транспортной авиации альянса и их союзников (Грузия, Азербайджан, страны Восточной Европы) для доставки запрещенных грузов из Азии в Европу и США - это не что иное, как пример грамотно продуманной логистической схемы, действующей в интересах союза афганских наркодилеров, американских дипломатов и сотрудников ЦРУ.
Было бы нелогичным умолчать и о деятельности Посольства США в Бишкеке по "псевдостабилизации" внутриполитической ситуации. Казалось, можно было бы остановиться на формировании в Киргизии сильного проамериканского исламского лобби, организации поставок афганского опия на Американский континент и взятии под контроль стратегических отраслей экономики. Но нет, "американская мечта" Госдепартамента простирается гораздо дальше! Ее цель - окончательно дестабилизировать обстановку в стране, привести к власти "послушного" лидера и управлять политическими и экономическими ресурсами государства для обеспечения доминирующего положения США в регионе.
Именно этим и занимался политико-экономический отдел посольства под руководством М.Йованович, создавая в Кыргызстане условия, позволяющие беспрепятственно вывозить из республики газ, уран, опиум, человеческие органы и другие "товары". "Разделяй и властвуй в стране пребывания" - по-прежнему актуальный девиз американских представителей за рубежом.
Если вдаваться в подробности, то в результате регулярных совместных "обедов" с руководством радикальной оппозиции (лидер О.Текебаев), американских и киргизских НПО, молодежных и происламских организаций республики послу США удалось существенно усилить свое влияние на президента Киргизии, а также создать элементы управления парламентом и общественным мнением КР.
Показателен в этом случае скандал с экс-спикером парламента страны оппозиционером О.Текебаевым, который был задержан в Польше за перевозку наркотиков. Вмешавшись в ход разбирательств, М.Йованович добилась его освобождения из-под стражи и увольнения с занимаемого поста главы Службы национальной безопасности Киргизии, пытавшегося воспользоваться данной ситуацией для пресечения антиконституционной деятельности радикальной оппозиции.
Вместе с тем, придав огласке покровительство лидеру оппозиции, она оказалась причастной к делу о транспортировке О.Текебаевым наркотических препаратов. Ряд киргизских экспертов сразу же предположили, что оппозиционер был направлен в Польшу главой американской дипмиссии как представитель террористической организации "Хизб ут-Тахрир" для проработки новой схемы поставок афганского опия по маршруту Афганистан - база НАТО в Киргизии - база НАТО в Польше.
Однако М.Йованович не только не опровергла эти выводы, но и не потрудилась объяснить цели своей пристальной опеки оппозиционера. Видимо, М.Йованович не особо опасается за свой имидж, надеясь, что статус американского дипломата и дипломатическая неприкосновенность позволят ей избежать любой ответственности. Тем более что способы обхода киргизского правосудия уже отработаны в Посольстве США. Несколько лет назад Йованович удалось "уладить" инцидент на военной базе "Манас", организовав втайне от киргизских властей возвращение в США американского военнослужащего, убившего гражданина КР.
Подобное вмешательство американских дипломатов во внутренние дела государств осуществляется ими повсеместно, системно и безнаказанно. Максимум, что могут сделать власти страны, - это выслать из нее сотрудников Госдепартамента. Так было и в Киргизии в 2006 году, когда, несмотря на противодействие Белого дома, президент Кыргызстана объявил персонами нон грата двух подчиненных М.Йованович за вмешательство в дела республики. Уже стал достоянием общественности тот факт, что эти дипломаты являлись сотрудниками ЦРУ, пытавшимися по указанию американского посла подкупить киргизских политиков и дестабилизировать с их помощью ситуацию в стране.
Теперь, возвращаясь к вопросу о последствиях для республик Южного Кавказа назначения М.Йованович на должность посла в Армении, можно достаточно точно спрогнозировать развитие ситуации в Кавказском регионе.
Рассматривая украинский и киргизский опыт госпожи Йованович сквозь призму происходящих на Кавказе процессов, большинство армянских экспертов склоняются к мнению, что ближайшие 3-4 года станут для руководства Армении серьезной проверкой на прочность.
Уже сейчас активное взаимодействие посла США с радикальным Армянским национальным конгрессом, возглавляемым экс-президентом Л.Тер-Петросяном, негативно отражается на политической ситуации в Республике Армения (РА). Параллельная работа с парламентской оппозицией (партия "Наследие"), оппозиционными СМИ и провластной партией "Оринац еркир" позволили М.Йованович сформировать инструменты влияния на ряд ключевых государственных структур и общественность республики.
А дальше скорее всего развитие ситуации пойдет по отработанной Соединенными Штатами схеме - исламизация РА после восстановления отношений с Турцией и возможного подписания армяно-турецкого договора, экспансия турецкого капитала, усиление политического влияния Турции в республике. Затем Госдепартамент приведет в действие механизмы, успешно испытанные в Югославии, странах Ближнего Востока и Восточной Азии.
Необходимо отметить, что данные процессы в Армении уже начались. Американцы пытаются сейчас заставить руководство РА под различными угрозами подписать соглашение с Азербайджаном об отложенном на неопределенное время статусе НКР и одновременном выводе армянских войск из Нагорного Карабаха. Вдобавок в обмен на возможное согласие армянской стороны пойти на нормализацию отношений с Турцией Госдепартамент США предложил армянам оказать содействие в открытии армяно-турецкой границы. В результате внутриполитическая ситуация в Армении и Нагорном Карабахе существенно обострилась.
Не вызывает сомнений, что М.Йованович и ее "боссам" не так уж и важна судьба президента Сержа Саркисяна и армянского народа, как, впрочем, азербайджанского и грузинского. Главная цель - перекроить карту Кавказа путем разделения на несколько частей территорий РА и НКР, создать в Нагорном Карабахе военную базу НАТО, например, под предлогом миротворческой миссии, а затем превратить НКР в анклав в составе Азербайджана наподобие Косово. Тогда США и их союзникам можно будет делать действительно большой "бизнес" на кавказских республиках, запустив в действие транспортный опиумный коридор Афганистан - Кыргызстан - Карабах (Азербайджан).
И тем более американские дипломаты не обеспокоены, что Армения находится в кольце исламских государств, имеющих далеко идущие планы по укреплению исламских настроений в христианских странах. Не случайно турецкое правительство обратилось к Госдепартаменту США с просьбой оказать давление на армянские власти для получения разрешения на строительство нескольких мечетей - одну рядом с будущим Посольством Турции в Ереване и двух-трех на границе с Турцией и Нахиджеваном.
Скорее всего М.Йованович добьется этой цели под предлогом намечающегося в ближайшее время роста числа турецких бизнесменов и туристов, посещающих Армению. Ведь на кону большие деньги и стратегическое партнерство США и Турции.
Так сбудется ли "американская мечта" на постсоветском пространстве? Как видится, этот вопрос совсем не риторический. "Бизнес-предложения", от которых нельзя отказаться, республикам Южного Кавказа уже сделаны.
Информационное агентство International Media Resources (Словакия)
Источник: Голос Армении |