Главная » 2013»Февраль»13 » Анжела Элибегова: Критики Айлисли фактически попали в свою же ловушку
Анжела Элибегова: Критики Айлисли фактически попали в свою же ловушку
01:58
Analitika.at.ua. «Армянская тематика» для властей Азербайджана является
беспроигрышной облигацией, если нужно отвлечь внимание общественности от действительно
серьезных проблем, об этом в интервью Analitika.at.ua
заявила эксперт по геополитике Южного Кавказа, кандидат политических наук
Анжела Элибегова.
«Если обратить внимание, роман, который был опубликован еще
в декабрьском номере журнала «Дружба народов» вызвал широкий общественный
резонанс в Азербайджане с подачи правящей партии аккурат после того, как
ситуация в стране обострилась из-за волнений в Исмаиллинском районе и началась
цепная реакция. Кто сегодня в Азербайджане говорит о «Гюляргейт», Исмаиллы,
непропорционально большого количество смертей в армии и прочих острых
проблемах, которые еще пару недель назад будоражили общественность?
В этой истории есть, конечно, и второе дно, это -
представление в романе «общенационального вождя» Гейдара Алиева в
нелицеприятном свете и косвенное обвинение в организации армянских погромов. О
том, что правящий клан не простил этот дерзкий поступок народному писателю -
лауреату всевозможных госнаград, говорят в азербайджанской прессе открыто.
Больше всего конечно негодовали представители нахичеванского клана в правящей
верхушке, поскольку исторические события резни армян в Агулисе в 1919 году
являются проблемой в первую очередь для них.
На протяжении десятилетий руководство Азербайджана
планомерно уничтожало всякое упоминание о присутствии армян на территории
Нахиджевана. Сегодня же критики Айлисли фактически попали в свою же ловушку.
Те, кто обвиняют его в несоблюдении паритета в романе, мол он описывает только
зверства тюрков по отношению к армянам в Нахиджеване, тем самым признают сам
факт резни. Те же, кто пытается вовсе отрицать исторические факты, описанные в
книге ссылаются на источники о том, что в селе армяне и тюрки проживали в мире
столетиями, тем самым противореча позиции официальной азербайджанской пропаганды
о том, что армяне были переселены в регион только после Туркменчайского
договора.
Ну и отдельного внимания конечно стоят комментарии
относительно 12 армянских церквей Агулиса. Часть активных критиков вовсе
отрицает их существование, мотивируя свою позицию тем, что в одном селе незачем
строить столько церквей. Причем все мы знаем, что ранее Агулис был крупным
городом. Другая часть все же признается в их наличии, но утверждает, что церкви
были вовсе не армянскими, а албанскими. И тут возникает вполне резонный вопрос,
который армянские историки и этнокультурологи не раз задавали азербайджанской
стороне: зачем в таком случае азербайджанцы разрушили 12 церквей Агулиса, если
считают себя потомками и правопреемниками Кавказской Албании, а соответственно
и носителями этой культуры? Ответ, думаю, очевиден… Впрочем, в Азербайджане
нашлась оригинальная версия и для этой позиции - эти «албанские» церкви были
разрушены азербайджанцами, чтобы никто не смог выдать их за армянские. Этот
комментарий вполне вписался в сегодняшнюю ситуацию вокруг романа в самом
Азербайджане, где устраивают демонстративные «похороны» книги в гробу, лишают Айлисли
всех званий, публично сжигают его произведения в кострах, призывают отрезать
ему ухо, выслать из страны», - заявила эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.