Главная » 2012»Июнь»5 » "Арабская весна" и противостояние шиитов и суннитов
"Арабская весна" и противостояние шиитов и суннитов
08:21
Analitika.at.ua. Лет через 10 - 15 (а может, и скорее) мы, по всей
видимости, станем свидетелями смены дискурса - разные эксперты будут вдумчиво
утверждать, что Гитлер, Сталин с Черчиллем и Трумэном - это мелкие политики
эпохи борьбы за демократизацию, скажем, Триполитании, скопом узурпировавшие
процесс, превратив его во Вторую мировую войну.
Столь странный и печальный вывод напрашивается при вдумчивом
разборе аналитических статей ряда западных специалистов, посвященных годовщине
и результатам "арабской весны", в частности, в крупнейшей и ранее
одной из мощнейших держав Ближнего Востока - Египте. Речь не идет о газетных
аналитиках вроде "прославленного" Томаса Фридмана, чьи прогнозы и
обзоры давно уже считаются опусами в стиле ненаучной фантастики. Речь о
материалах и докладах представителей "мозговых трестов" и структур
типа Center of Global Affairs при Нью-Йоркском университете. Листая их, можно
плакать и смеяться одновременно.
Политологи, аналитики и прочие эксперты, мнению которых
внимают высшие круги госструктур США и других стран, на голубом глазу
настойчиво объясняют, что революции в арабских странах были на самом деле
демократическими. Но потом, откуда ни возьмись, появился... вредный исламский
фактор. И злобно узурпировал такие положительные начинания.
И теперь самое главное не допустить, чтобы "арабская
весна" стала внезапно фазой суннито-шиитского противостояния. А то совсем
некрасиво получается - демократы так старались, так старались, и вдруг такой
катаклизм. Непредвиденный, необъяснимый и главное - неконтролируемый. Прямо и
напрашивается вопрос: кто дал санкцию?
Причем, то, что в Египте к власти придут исламисты, эксперты
понимают. Но считают это обратимым процессом. Если, конечно, поднатужиться и
поддержать демократическую общественность. Нет, не буду отрицать, что таковая
существует. Вопрос - сколько ее и вообще что она из себя представляет.
Судя по всему, основной причиной того, что западные эксперты
называли египетскую революцию именно демократической, было то, что участники
оной активно использовали Twitter и Facebook. Положим, для людей, отягощенных
лишь простым здравым смыслом и логикой, эта связь неочевидна: наличие у
человека в доступе любого инструмента социальных медиа говорит только о том,
что у человека есть Интернет и минимальные навыки пользования соцсетями, но
совершенно не может ничего сказать о политических взглядах этой персоны.
Но если мы поставим себя на место западного эксперта и
зададим себе вопрос "Это как надо думать, чтоб додуматься до
такого?", то дедуктивный метод поможет нам это вычислить. Люди могут
сколько угодно объявлять себя свободными от стереотипов, но именно в них
кроется отгадка. Как представляет себе западный эксперт исламского фанатика? В
виде бородатого душмана, одетого в среднеарифметическую бурку, плюс борода,
кетмень, боеприпасы и бешеный взгляд.
Таким образом, любой мусульманин, одетый в джинсы и футболку
и со смартфоном в руках, с помощью которого он пишет в Twitter на английском
языке, никак не может являться сторонником "Братьев-мусульман" или
еще какой-то экстремистской организации - образы не совпадают. Именно подобный
ход мыслей экспертов и очередное несовпадение стереотипа с реальностью и
привело к тому, что итоги "арабской весны" стали таким большим
сюрпризом для представителей демократического Запада. Критерий Twitter с Facebook
не сработал.
Воспоминания о том, что 19 исламистов могут годами
прикидываться "культурными людьми", обучаясь пилотировать
пассажирские "Боинги", которые потом "приземлились" на
различные здания в США, практически стерлись из памяти специалистов. Иначе
объяснить их подход к ситуации невозможно.
Не менее странно звучат и идеи того, что "активное
меньшинство" может что-то изменить, скажем, в том же Египте. Даже если в
Каире на площади соберется не 100 тысяч, а полмиллиона очень демократичных
молодых людей со смартфонами, то для страны с 83-миллионным населением это
является каплей в море. В ходе первого раунда выборов президента за
представителя "Братьев-мусульман" отдали свои голоса не менее 10
миллионов человек. А кроме "Братьев" есть еще и большие экстремисты -
салафиты. И что с ними делать? Вызывать на теледебаты?
Но вернемся к тезису о недопущении превращения
"арабской весны" в фазу противостояния шиитов и суннитов -
тегеранских аятолл и саудовских шейхов. То, что "весна" полностью
разбила существовавший баланс между двумя ветвями ислама, выведя за скобки
"секулярный Египет", эксперты понимают, но, судя по анализу, совсем
не знакомы со старым анекдотом о наркомане, который не может понять, почему его
друг Вася не может с ним поехать за коноплей, по причине его скоропостижной
смерти. Вера в обратимость законченных процессов, которые можно было
элементарно предсказать, поистине граничит с детской наивностью специалистов,
которым доверяют планировать будущее не только западного мира.
Аксиома, гласящая, что свято место пусто не бывает, забыта,
и почему-то считается, что огромные страны и целые регионы могут к-а-а-апельку
пожить в ситуации вакуума власти. И что отдельно взятые религиозные меньшинства
в странах Ближнего Востока и Северной Африки могут самостоятельно и
демократическим путем менять обстановку в государствах, не прибегая к помощи
братьев по вере.
Тут уже просто необходимо привести пару-тройку цитат из двух
текстов американских экспертов. "Только неослабевающее давление
общественности заставит "Братьев-мусульман" и их кандидата в
президенты уступить требованиям народа провести настоящие реформы и найти
способ увязать ислам и демократию". Это прекрасное видение, эксперт -
практически Манилов. И примерно столь же реальное: ни один опрос населения в
Египте, ни одни статистические данные не показали наличие у населения хотя бы
малейшего интереса к демократии, поэтому кто, какая общественность вдруг начнет
давить на "Братьев-мусульман" (получивших парламентское большинство,
к вопросу о демократии) и чем эта общественность их додавит - не известно.
"Не менее важную роль играет и шиитская арабская
молодежь. В Саудовской Аравии, Бахрейне и других странах Персидского залива они
не должны позволять себя эксплуатировать иранским диктаторам, а должны
потребовать свои гражданские права и пользоваться ими, чтобы защитить
национальную идентичность и целостность страны от воздействий извне".
Напомню, что речь идет о монархиях. Крайне интересно, как именно в режиме
абсолютной монархии, где практикуется смертная казнь, представители
религиозного меньшинства могут что-то требовать у властей. Очевидно
предполагается, что они кому-то в Twitter организованно оставят коммент
"Эмир, вы не правы, клянусь Аллахом!".
Уровень же понимания ситуации с Ираном вообще наводит на
мысль о том, что не все эксперты понимают, о каком именно режиме идет речь.
"Тегеран, не имея ранее возможности распространить свою исламскую
революцию на соседние государства в Заливе, где есть шиитские меньшинства,
теперь же всячески раздувает в них огонь противостояния с суннитским
большинством, при этом поддерживая шиитские режимы, угнетающие суннитов, как,
например, в Ираке". Прекрасная логика - как только шииты устыженно
перестанут угнетать суннитов в одних странах, их братья по вере, царствуя в
других государствах, сразу же со вздохом облегчения радостно привлекут шиитские
меньшинства к демократическим процессам.
На самом деле все это не смешно, а весьма трагично. Конечно
обиднее всего ситуация кажется, например, определенным британским бизнесменам,
революция в Египте для которых оказалась пострашнее финансового кризиса. Часть
из них оставили масштабные вложения в экономику Страны пирамид, купившись на
тезисы в духе "сейчас там все будет совсем как в бывшем СССР", то
есть дивидендов хватит на приобретение не только всех окрестностей Лондона, но
и на Манхеттен.
Но это не значит, что последствия непонимания ситуации на
Ближнем Востоке и попыток проведения параллелей с Французской революцией и
беседами в Смольном до 1917 г., ударят с такой силой лишь по ним. Если выводы
таких экспертов лягут в основу политики лидеров западных стран, то последствия
почувствуют на себе даже китайцы и японцы, не говоря уже о более близких к
региону игроках.
Проблема заключается в том, что поделать с этим сегодня
практически ничего нельзя. Ибо концепции "борьбы за демократию" не
менее живучи, чем концепции борьбы за Всемирный халифат. И первые весьма
содействуют вторым. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.