Analitika.at.ua. Интервью президента украинского Центра европейских и трансатлантических студий Алексея Коломиеца информагентству АрмИнфо
- Президент Украины Виктор Ющенко неоднократно заявлял о стремлении страны стать членом НАТО и ЕС. Разделяет ли подавляющая часть украинского общества эти стремления. А также, каковы шансы Украины на вступление в НАТО после пятидневной войны 08.08.08?
- Внешнеполитические цели достижения членства в НАТО и ЕС зафиксированы в законах и стратегических документах Украины, которые принимались почти десять лет назад, с соответствующими дополнениями и изменениями. Поэтому, существует легальная основа имплементации такой политики. Не хочу быть пророком, но в случае вероятной победы Виктора Януковича на президентских выборах, могут быть сделаны попытки ревизии соответствующих положений в законодательстве и правовой базе Украины с не очень предсказуемыми последствиями. Мы должны реально осознать, что стратегии интеграции как в НАТО, так и в ЕС, должны быть фундаментально трансформированы. Интеграционная евроатлантическая политика, и это еще один шанс для Украины, может быть один из последних, должна быть абсолютно синхронизирована с процессом подготовки новой Стратегической Концепции Альянса. И речь идет не о тактических вопросах сотрудничества, а именно о стратегическом развитии. Ключевая причина невосприятия украинскими гражданами Украины статуса полного членства в НАТО, заключается, по моему убеждению, в отсутствии реального понимания цели и миссии современного НАТО и в каком направлении Организация будет развиваться. Неуспех в развитии и преобразовании Организации будет также и неуспехом для Украины, и для всего евроатлантического сообщества. Агрессия России против Грузии усилила позиции сторонников «за» вступление в Альянс в Украине, но это усиление, к сожалению, не носило базового характера, и было продиктовано, в основном, своего рода «инстинктивными», а не убедительными мотивами. К сожалению, НАТО крайне неэффективно проявило себя во время грузино-российской войны, что еще более усугубило имидж Организации. При этом, действия НАТО в Афганистане такой имидж еще более подрывают, но уже с позиции неспособности Альянса вести боевые действия, ведущие к победе. Что же касается отношения к ЕС, то реакция украинцев вполне ожидаема, но она базируется исключительно на декларативном и чувственном понимании ЕС, а не на реальном понимании целей и механизмов функционирования блока. Можно спрогнозировать, что в случае внедрения Лиссабонского Договора, восприятие ЕС будет еще более усложнено и это может привести также к очень серьезному преобразованию основ отношений Украины с Евросоюзом.
- После развала СССР Армения и Украина по известным причинам оказались как бы по разные стороны баррикад. Какой инструмент может реинтегрировать наши страны сегодня?
- Украина и Армения встали на отличный путь развития после победы президента Ющенко в ходе выборов в 2004 году. Сложно спрогнозировать развитие внутриполитической ситуации в Армении в дальнейшем, но если продолжится развитие в рамках авторитарной модели, тогда сложно будет предложить модели взаимодействия, которые будут понятны и поддержаны рядовыми гражданами. Ситуация может еще более усложниться после президентских выборов в Украине, когда президентом может быть выбран человек, который не разделяет позиции открытого и полностью демократического развития Украины. В то же время, пересмотр украинско-армянских отношений, если он будет происходить без внешнего влияния, должен базироваться на прагматических подходах, когда обе стороны будут понимать, что, вряд ли можно будет говорить о стратегическом характере взаимоотношений, тем более, когда не очень понятно, какой смысл у самого термина «стратегический».
- В Украине Армения почему-то воспринимается исключительно как представитель России на Южном Кавказе. В чем причина подобного отношения?
- Действительно, в политических и аналитических кругах Украины, Армения рассматривается как откровенный представитель России в Закавказье. И это восприятие базируется на ключевых приоритетах внешней и внутренней политики и практических действиях армянского руководства. Такая политика, конечно в силу множества факторов, автоматически исключает Армению, во-первых, из демократического союза стран СНГ, во-вторых, ведет к очень большому влиянию на поведение Армении со стороны все более и более авторитарной России. Реакция и восприятие на такое развитие абсолютно прогнозируемо, но такое развитие не может быть ни поддержано, ни одобрено.
- Является ли евроинтеграция единственно верным путем развития для стран
постсоветского пространства, в частности, для Украины и Армении? Ведь Россия также предлагает свои схемы по сотрудничеству…
- В настоящее время сложно правильно определить сам термин «евроинтеграция», каковы основные критерии такой политики, каковы ее основные цели. Даже в ближайшей перспективе процесс отношений с ЕС будет трансформироваться, причем параметры такой трансформации очень сложно спрогнозировать. Если идет речь просто о перспективе членства, то эта перспектива полностью закрыта на неопределенный период. И вряд ли можно говорить о том, что параметры прошлых раундов расширения уже могут быть применимы к современным условиям. С другой стороны, так называемый «диктат» со стороны бюрократии ЕС, который применялся к прошлым аппликантам, не будет применяться к таким странам, как, например, Украина или Армения. Так называемый «выборочный интеграционный процесс», возможно, будет намного гибче, эффективнее и понятнее.
- Насколько перспективна программа ЕС «Восточное партнерство», не постигнет ли ее участь «Европейского соседства2. Что может дать Украине и Армении участие в этой программе?
- Инициатива «Восточного партнерства» представляется как один из наиболее удачных проектов ЕС на протяжении последнего десятилетия. «Европейское соседство» было одним из наиболее неадекватных предложений ЕС, обусловленное массой самых различных по своему характеру причин, о которых уже нет смысла вести речь. Для Инициативы «Восточного партнерства» решающим фактором может стать то, кто будет исполнителем тех или иных проектов. Если все рычаги исполнения, контроля и отчетности будут находиться под прямым влиянием национальных государственных бюрократических структур, тогда можно предположить потенциальную неудачу Инициативы. Ближайшие месяцы, по всей видимости, не более полугода, станут, по-видимому, критическими для успеха или провала Инициативы «Восточного партнерства». Финансовый вопрос реализации Инициативы является далеко не ключевым. Главная проблема – наличие политической воли и стратегического видения развития Инициативы.
Давид Степанян
Источник: АрмИнфо |