Analitika.at.ua. Совсем
недавно "ГА" писал о выдающемся пианисте, создателе профессиональной
музыкальной школы в Азербайджане, проректоре Бакинской консерватории Георгии
Шароеве. И вот пару дней назад случай вновь напомнил о представителях этой
замечательной фамилии.
В эфире радиостанции "Голос России" выступал
заслуженный деятель искусств России, дирижер и скрипач Антон Георгиевич Шароев,
сын пианиста Георгия Шароева и деятеля советского телевидения Валентины
Шароевой, брат режиссера Иоакима Шароева. Он рассказал удивительную историю
своей родословной.
АНТОН ГЕОРГИЕВИЧ ОКОНЧИЛ ЦЕНТРАЛЬНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ В
МОСКВЕ, затем Московскую консерваторию по классу скрипки, занимался также
дирижированием. В 50-х гг. он играл в Квартете имени Чайковского (вторая
скрипка), больше 16 лет возглавлял Киевский камерный оркестр. В 1998 г. стал
первым руководителем созданного в Тюмени камерного оркестра "Камерата
Сибири". Широкий резонанс получили осуществленные Шароевым концертные
исполнения забытой оперы Дмитрия Бортнянского "Алкид" и духовной
оперы Антона Рубинштейна "Христос", партитуру которой ему удалось
разыскать в Германии после двенадцати лет поисков.
Родился Антон Георгиевич в Баку. Его отец Георгий Георгиевич
был незаконным сыном Иоакима Тартакова, который в свою очередь являлся
внебрачным сыном великого композитора Антона Рубинштейна. Рубинштейн часто
бывал в Одессе, здесь жила его мать. Он был выдающейся личностью и
привлекательным мужчиной. И вот в семье Тартаковых родился мальчик, которого
назвали Иоакимом. Когда ребенок подрос, выяснилось, что у него прекрасный
голос. Мать Рубинштейна опекала своего незаконнорожденного внука. Это она
договорилась с сыном о том, чтобы Иоаким поступил в Петербургскую
консерваторию. И Иоаким блестяще ее окончил. Вскоре Тартаков приехал в
Санкт-Петербург к Рубинштейну, который основал и возглавил первую в России
консерваторию, с рекомендательным письмом от мамы. Тартаков пел Рубинштейну его
романсы и даже вступил в спор с автором, как надо эти романсы исполнять. Его
приняли в консерваторию, он занимался у одного из лучших в Европе педагогов по
вокалу. После консерватории Тартаков работал в Одесском оперном театре, а потом
уехал в Киев и стал там премьером, позже снова вернулся в Петербург. Стал
знаменит. Его признавали лучшим исполнителем партий Демона, Онегина. У него был
высокий статус: солист Его Императорского Величества. В течение 20 лет он был
главным режиссером и директором Мариинского театра.
БАБУШКА АНТОНА ГЕОРГИЕВИЧА - КНЯЖНА КСЕНИЯ ШАРОЕВА -
происходила из семьи тбилисских армян. В Тбилиси на проспекте Руставели,
напротив Оперного театра, до сих пор стоит шестиэтажный дом который принадлежал
этому роду. Ксения Григорьевна в 18 лет окончила вокальный факультет Питерской
консерватории и была принята в труппу Мариинского театра, где пел Тартаков, в
которого она влюбилась. Узнав о незаконном браке своей дочери, Григорий Шароев
впал в ярость. Патриархальный уклад армянской семьи не позволял таких
вольностей: Шароевы отказались от дочери. Нервные стрессы привели к потере
голоса, и певческая карьера Ксении Георгиевны закончилась. Ее первый сын умер.
Потом родился второй - Георгий. Через шесть лет Тартаков оставил незаконную
супругу и женился официально на другой. Ксения Григорьевна от всех этих
переживаний повредилась рассудком. Когда семья простила свою
"непутевую" дочь, дед усыновил внука, и тот стал Шароевым Георгием
Георгиевичем.
Позже Иоаким Тартаков выступал вместе с внебрачным сыном в
Кисловодске (и тут история повторилась). В семье сохранилась старая афиша. На
ней значатся имена Качалова, Москвина, Шаляпина и Георгия Георгиевича, который
аккомпанировал Тартакову, выступая под фамилией Шароев.
Антон Георгиевич родился ровно через сто лет после своего
великого прадеда Антона Рубинштейна. И естественно, что отец назвал своего
первенца Антоном в его честь. А через год и три месяца родился второй сын,
Иоаким.
Рассказывают, что в музее Петербургской консерватории есть
слепок руки Рубинштейна. Когда однажды Антон Георгиевич положил свою руку
рядом, директор музея была поражена: его кисть оказалась абсолютной копией
кисти прадеда.
Вся эта история долгие годы, естественно, скрывалась от
посторонних. Брат Антона - Иоаким не хотел, чтобы обществу стала известна эта
страница жизни семьи. Он был государственный человек, "придворный"
режиссер, народный артист СССР, трижды академик, автор 9 книг о проблемах режиссуры
музыкального театра, музыкального телевидения, массовых представлений и
эстрады, многих статей в научных и популярных изданиях.
Рожденный в семье музыканта, Иоаким Шароев с 4 лет обучался
игре на скрипке, с 5 лет уже выступал в концертах. После переезда в Москву он
поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской
консерватории. Потом поступил в ГИТИС на факультет режиссуры музыкального
театра. Так с юношеских лет в деятельности еще одного правнука великого
Рубинштейна органично слились музыка и театр, определив в дальнейшем все его
творчество.
ИОАКИМ ШАРОЕВ РАБОТАЛ РЕЖИССЕРОМ В ТАТАРСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ,
в Большом театре Союза ССР, где участвовал в целом ряде постановок. Затем был
художественным руководителем Кремлевского театра, главным режиссером
Всероссийского гастрольно-концертного объединения, Московского театра эстрады.
В конце 60-х он стал преподавать в ГИТИСе, возглавляя кафедру эстрадного
искусства, а затем и факультет. Под его руководством этот факультет закончили
Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Евгений Петросян, Клара Новикова, Ефим Шифрин,
Надежда Бабкина, Елена Камбурова, Александр Буйнов и многие другие. С тех пор
он возглавлял многие концертные и театральные, теле- и радиокомитеты и проекты.
Работал за рубежом. Огромен его вклад в развитие массовых празднеств в СССР.
Именно он был художественным руководителем и главным режиссером культурной
программы Олимпиады-80 и праздничных мероприятий в честь 850-летия Москвы.
В декабре 1998 г. в Москве на Площади звезд в честь 50-летия
творческой деятельности, за выдающийся вклад в отечественную культуру по
решению правительства Москвы была заложена именная плита-звезда Иоакима
Шароева. Имя И.Г.Шароева внесено в крупнейшие энциклопедические словари, в том
числе и в международную энциклопедию Who is who.
Но давайте вернемся к радиопередаче и творению Антона
Рубинштейна "Христос". Оперу эту композитор написал в 1893 году. В
мае 1894 года ее поставили один раз в Штутгарте в концертном исполнении под
управлением автора. После этого опера нигде не звучала. Долгие годы партитура
считалась утерянной. Антон Георгиевич решил найти ее и поставить.
ЧЕРЕЗ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ПОИСКОВ ОН НАШЕЛ В БЕРЛИНЕ ПАРТИТУРУ
ОПЕРЫ В ВИДЕ МИКРОПЛЕНКИ. Это почти детективная история. Руководитель Пермского
оперного театра Георгий Исаакян загорелся идеей поставить оперу. И чтобы Шароев
смог разыскать партитуру, он свел его с сотрудником Института Гете. А тот в
свою очередь помог связаться с двумя сотрудницами главной библиотеки Берлина.
Они сообщили, что в их картотеке значится микропленка с оперой Рубинштейна.
Шароеву организовали командировку от Пермского оперного театра. Чтобы получить
копию в пользование, нужно было преодолеть массу препятствий. В этой сложной
ситуации пришли на помощь люди из команды канцлера Германии Ангелы Меркель. В
результате многоходовой "операции" оперу удалось спасти и вернуть на
сцену. Как последний мужчина в роду Антон Георгиевич Шароев считал это своим
долгом.
В результате титанических усилий Пермский театр оперы и
балета первым осуществил постановку оперы после ста с лишним лет ее забвения.
Это случилось в середине декабря 2008 года. Спектакль шел на пяти языках. В
основном на русском, частично на немецком, древнееврейском, армянском и на
латыни. Почему так? "Потому что Христос принадлежит всему человечеству",
- объяснял Шароев в одном из своих интервью.
На международном телекинофоруме "Вместе", который
проходил в Ялте, среди 300 работ из 25 стран Европы и Азии фильм о последней
опере Рубинштейна, спустя 107 лет поставленной благодаря его правнуку Антону
Шароеву, занял второе место в номинации "Документальное кино". Армен
МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.