Понедельник, 26.07.2021, 22:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Июнь » 26 » Армянский правнук немецкого композитора
Армянский правнук немецкого композитора
00:16

Analitika.at.ua. Совсем недавно "ГА" писал о выдающемся пианисте, создателе профессиональной музыкальной школы в Азербайджане, проректоре Бакинской консерватории Георгии Шароеве. И вот пару дней назад случай вновь напомнил о представителях этой замечательной фамилии.

 

В эфире радиостанции "Голос России" выступал заслуженный деятель искусств России, дирижер и скрипач Антон Георгиевич Шароев, сын пианиста Георгия Шароева и деятеля советского телевидения Валентины Шароевой, брат режиссера Иоакима Шароева. Он рассказал удивительную историю своей родословной.

 

АНТОН ГЕОРГИЕВИЧ ОКОНЧИЛ ЦЕНТРАЛЬНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ В МОСКВЕ, затем Московскую консерваторию по классу скрипки, занимался также дирижированием. В 50-х гг. он играл в Квартете имени Чайковского (вторая скрипка), больше 16 лет возглавлял Киевский камерный оркестр. В 1998 г. стал первым руководителем созданного в Тюмени камерного оркестра "Камерата Сибири". Широкий резонанс получили осуществленные Шароевым концертные исполнения забытой оперы Дмитрия Бортнянского "Алкид" и духовной оперы Антона Рубинштейна "Христос", партитуру которой ему удалось разыскать в Германии после двенадцати лет поисков.

 

Родился Антон Георгиевич в Баку. Его отец Георгий Георгиевич был незаконным сыном Иоакима Тартакова, который в свою очередь являлся внебрачным сыном великого композитора Антона Рубинштейна. Рубинштейн часто бывал в Одессе, здесь жила его мать. Он был выдающейся личностью и привлекательным мужчиной. И вот в семье Тартаковых родился мальчик, которого назвали Иоакимом. Когда ребенок подрос, выяснилось, что у него прекрасный голос. Мать Рубинштейна опекала своего незаконнорожденного внука. Это она договорилась с сыном о том, чтобы Иоаким поступил в Петербургскую консерваторию. И Иоаким блестяще ее окончил. Вскоре Тартаков приехал в Санкт-Петербург к Рубинштейну, который основал и возглавил первую в России консерваторию, с рекомендательным письмом от мамы. Тартаков пел Рубинштейну его романсы и даже вступил в спор с автором, как надо эти романсы исполнять. Его приняли в консерваторию, он занимался у одного из лучших в Европе педагогов по вокалу. После консерватории Тартаков работал в Одесском оперном театре, а потом уехал в Киев и стал там премьером, позже снова вернулся в Петербург. Стал знаменит. Его признавали лучшим исполнителем партий Демона, Онегина. У него был высокий статус: солист Его Императорского Величества. В течение 20 лет он был главным режиссером и директором Мариинского театра.

 

БАБУШКА АНТОНА ГЕОРГИЕВИЧА - КНЯЖНА КСЕНИЯ ШАРОЕВА - происходила из семьи тбилисских армян. В Тбилиси на проспекте Руставели, напротив Оперного театра, до сих пор стоит шестиэтажный дом который принадлежал этому роду. Ксения Григорьевна в 18 лет окончила вокальный факультет Питерской консерватории и была принята в труппу Мариинского театра, где пел Тартаков, в которого она влюбилась. Узнав о незаконном браке своей дочери, Григорий Шароев впал в ярость. Патриархальный уклад армянской семьи не позволял таких вольностей: Шароевы отказались от дочери. Нервные стрессы привели к потере голоса, и певческая карьера Ксении Георгиевны закончилась. Ее первый сын умер. Потом родился второй - Георгий. Через шесть лет Тартаков оставил незаконную супругу и женился официально на другой. Ксения Григорьевна от всех этих переживаний повредилась рассудком. Когда семья простила свою "непутевую" дочь, дед усыновил внука, и тот стал Шароевым Георгием Георгиевичем.

 

Позже Иоаким Тартаков выступал вместе с внебрачным сыном в Кисловодске (и тут история повторилась). В семье сохранилась старая афиша. На ней значатся имена Качалова, Москвина, Шаляпина и Георгия Георгиевича, который аккомпанировал Тартакову, выступая под фамилией Шароев.

 

Антон Георгиевич родился ровно через сто лет после своего великого прадеда Антона Рубинштейна. И естественно, что отец назвал своего первенца Антоном в его честь. А через год и три месяца родился второй сын, Иоаким.

 

Рассказывают, что в музее Петербургской консерватории есть слепок руки Рубинштейна. Когда однажды Антон Георгиевич положил свою руку рядом, директор музея была поражена: его кисть оказалась абсолютной копией кисти прадеда.

 

Вся эта история долгие годы, естественно, скрывалась от посторонних. Брат Антона - Иоаким не хотел, чтобы обществу стала известна эта страница жизни семьи. Он был государственный человек, "придворный" режиссер, народный артист СССР, трижды академик, автор 9 книг о проблемах режиссуры музыкального театра, музыкального телевидения, массовых представлений и эстрады, многих статей в научных и популярных изданиях.

 

Рожденный в семье музыканта, Иоаким Шароев с 4 лет обучался игре на скрипке, с 5 лет уже выступал в концертах. После переезда в Москву он поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Потом поступил в ГИТИС на факультет режиссуры музыкального театра. Так с юношеских лет в деятельности еще одного правнука великого Рубинштейна органично слились музыка и театр, определив в дальнейшем все его творчество.

 

ИОАКИМ ШАРОЕВ РАБОТАЛ РЕЖИССЕРОМ В ТАТАРСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ, в Большом театре Союза ССР, где участвовал в целом ряде постановок. Затем был художественным руководителем Кремлевского театра, главным режиссером Всероссийского гастрольно-концертного объединения, Московского театра эстрады. В конце 60-х он стал преподавать в ГИТИСе, возглавляя кафедру эстрадного искусства, а затем и факультет. Под его руководством этот факультет закончили Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Евгений Петросян, Клара Новикова, Ефим Шифрин, Надежда Бабкина, Елена Камбурова, Александр Буйнов и многие другие. С тех пор он возглавлял многие концертные и театральные, теле- и радиокомитеты и проекты. Работал за рубежом. Огромен его вклад в развитие массовых празднеств в СССР. Именно он был художественным руководителем и главным режиссером культурной программы Олимпиады-80 и праздничных мероприятий в честь 850-летия Москвы.

 

В декабре 1998 г. в Москве на Площади звезд в честь 50-летия творческой деятельности, за выдающийся вклад в отечественную культуру по решению правительства Москвы была заложена именная плита-звезда Иоакима Шароева. Имя И.Г.Шароева внесено в крупнейшие энциклопедические словари, в том числе и в международную энциклопедию Who is who.

 

Но давайте вернемся к радиопередаче и творению Антона Рубинштейна "Христос". Оперу эту композитор написал в 1893 году. В мае 1894 года ее поставили один раз в Штутгарте в концертном исполнении под управлением автора. После этого опера нигде не звучала. Долгие годы партитура считалась утерянной. Антон Георгиевич решил найти ее и поставить.

 

ЧЕРЕЗ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ПОИСКОВ ОН НАШЕЛ В БЕРЛИНЕ ПАРТИТУРУ ОПЕРЫ В ВИДЕ МИКРОПЛЕНКИ. Это почти детективная история. Руководитель Пермского оперного театра Георгий Исаакян загорелся идеей поставить оперу. И чтобы Шароев смог разыскать партитуру, он свел его с сотрудником Института Гете. А тот в свою очередь помог связаться с двумя сотрудницами главной библиотеки Берлина. Они сообщили, что в их картотеке значится микропленка с оперой Рубинштейна. Шароеву организовали командировку от Пермского оперного театра. Чтобы получить копию в пользование, нужно было преодолеть массу препятствий. В этой сложной ситуации пришли на помощь люди из команды канцлера Германии Ангелы Меркель. В результате многоходовой "операции" оперу удалось спасти и вернуть на сцену. Как последний мужчина в роду Антон Георгиевич Шароев считал это своим долгом.

 

В результате титанических усилий Пермский театр оперы и балета первым осуществил постановку оперы после ста с лишним лет ее забвения. Это случилось в середине декабря 2008 года. Спектакль шел на пяти языках. В основном на русском, частично на немецком, древнееврейском, армянском и на латыни. Почему так? "Потому что Христос принадлежит всему человечеству", - объяснял Шароев в одном из своих интервью.

 

На международном телекинофоруме "Вместе", который проходил в Ялте, среди 300 работ из 25 стран Европы и Азии фильм о последней опере Рубинштейна, спустя 107 лет поставленной благодаря его правнуку Антону Шароеву, занял второе место в номинации "Документальное кино". Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»

Категория: Культура | Просмотров: 1009
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru