Analitika.at.ua. Интервью с директором офиса Армянской Ассамблеи Америки в Армении и Нагорном Карабахе Арпи Варданян
- Арпи, парафирование армяно-турецких протоколов вызвало в диаспоре главным образом негативную реакцию. Причины этого чисто эмоциональные?
- Эмоциональный момент также неизбежен, и это понятно. Мы, армяне, очень эмоциональны, а кроме того, выросли в атмосфере, сопряженной с геноцидом. И любое связанное с Турцией явление вызывает эмоциональную бурю. Но есть и другие опасения. Может быть, они и неуместны, однако нужен контакт, общение, чтобы понять, обоснованы они или, может, преувеличены. И в этом смысле я высоко оцениваю предстоящий визит президента РА в армянские колонии США, Европы и России.
- Имели ли место какие-либо совещания или обсуждения в формате Армения-Диаспора до парафирования армяно-турецких протоколов?
- После опубликования «Дорожной карты» в апреле начались обсуждения. У меня нет списка, с кем и о чем, кто и где встречался, какие были отклики. Но то, что обсуждения были, - точно.
- Учтены ли в документах позиции и интересы диаспоры?
- Панармянское турне президента имеет очень важное значение. Мы всегда говорили: Армения без диаспоры не существует, а без Армении не существует и диаспоры. Когда он приедет, выслушает все положительные и отрицательные мнения, то, думаю, учтет все это. А вот каким именно образом - я затрудняюсь ответить.
- То есть вы считаете, что этот визит даст определенные результаты?
- Да. А самым важным результатом станет то, что связь Армении с диаспорой окрепнет еще больше. Диаспора увидит, что к ее мнению прислушиваются, а Армения узнает, насколько хорошо или плохо информирована диаспора по тому или иному вопросу.
- Имеются ли в парафированных протоколах пункты, которые противоречат или не совпадают с интересами армянского зарубежья?
- А каковы интересы армянского зарубежья?
- Ну, например, не вызывает ли тревоги идея создания подкомиссии историков?
- Кого-то это беспокоит, но меня - нет. Не будем забывать, что доказательств геноцида армян великое множество и что они хранятся в архивах и других государств. Турция и сама знает, что геноцид был, просто она не хочет этого признавать. Замечу также, что мандат подкомиссии еще не определен, то есть пока что даже неизвестно, какие именно вопросы будут обсуждаться. Создание этой подкомиссии вовсе не будет означать, что факт геноцида ставится под сомнение - ни один армянин не согласится с этим. Но давайте прикинем, что в этой подкомиссии будут ученые из Армении, Турции, Швейцарии, может, и эксперты из других стран. А Швейцария приняла закон о наказании за отрицание геноцида.
- Есть мнение, что создание подкомиссии замедлит, а может, и вовсе остановит процесс международного признания геноцида армян.
- Я не согласна. Может быть, турки и воспользуются этим предлогом для замедления процесса признания, как это не раз бывало в прошлом. Да, такая опасность, конечно, существует. Однако наша организация ведет работу с администрацией США, чтобы предотвратить возможность такого развития событий. Но если даже туркам удастся замедлить процесс признания, я уверена - это ненадолго. Может быть, на несколько месяцев. Такое желание турецкой стороны понятно - каждый защищает свои интересы.
- Вы сказали, что помимо эмоциональных моментов у диаспоры имеются и другие опасения. Какие именно?
- Мы уже сказали о геноциде армян. Имеются опасения и насчет признания границ, открытия границы. Поговаривают о том, что когда граница откроется, Армению наводнят турецкие товары. Или что турки придут покупать у нас землю или увозить наших девушек… Думаю, все эти опасения рассеются после того, как Армения предпримет соответствующие законодательные шаги для обеспечения интересов и безопасности собственного народа и государства.
- Может ли снизиться эффективность деятельности армянского зарубежного лобби в свете процесса нормализации армяно-турецких отношений?
- В сентябре еще трое конгрессменов США поставили свои подписи под резолюцией о признании геноцида армян. Мы продолжаем работу, начатую еще до армяно-турецких протоколов. Продолжаем встречаться с представителями администрации США, чтобы с точностью выяснить, пытается ли Турция использовать создавшееся положение, или ее намерения действительно искренни. Потому что нас, армян, да и Америку тоже, обманывали столько раз, что мы вынуждены быть бдительными. Мы проводим встречи с армянской общиной, конгрессменами…
- Если протоколы будут ратифицированы в их нынешнем виде, то какой будет реакция диаспоры?
- Не могу сказать. Есть и очень эмоциональные мнения. Лично мне трудно принять их, потому что мы должны судить холодно и прагматично. Мы не можем позволить себе такой роскоши, как чисто эмоциональная реакция - мы маленькая страна и живем в сложном регионе. Есть люди, которые приветствуют процесс. Который уже год твердим: мы в блокаде, надо открыть границы без всяких предварительных условий… Теперь этот момент наступил. И что, все мы должны сказать «нет»? Я не могу этого понять. Верно, надо быть осторожными, надо все уточнить с юридической точки зрения, все проверить, чтобы не навредить самим себе.
- Вы упомянули, что устанавливать отношения следует без предварительных условий. Но нет ли в представленных обществу документах таких предварительных условий?
- Каких же?
- АРФД, в частности, считает, что Турция косвенно «внедрила» в эти документы свои условия. Первое - признается Карсский договор; второе - замораживается процесс международного признания геноцида армян; третье - с армяно-турецкими отношениями увязывается проблема Карабаха…
- Между прямым и косвенным большая разница. Наша организация всегда настаивала на том, что проблемы Карабаха и армяно-турецких отношений не должны увязываться между собой. Геноцид армян должен быть признан, а открытие границы и установление отношений должны происходить без предварительных условий. В этих протоколах слов «Карабах», «Карс», «геноцид» нет. Может, люди ищут в них некий скрытый подтекст, и именно это вызывает у них опасения? Однако я уверена, что власти обсудили все эти вопросы с юристами, проверили, уточнили и достигли, пожалуй, наилучшего варианта.
- Не секрет, что диаспора инвестирует в Армению довольно значительные деньги. Не сократятся ли эти инвестиции после подписания протоколов?
- Может быть, и найдутся люди, которые прекратят вкладывать деньги. Но окажутся и такие, для кого это не будет иметь значения, поскольку сверхзадача - помочь армянскому народу.
- А организации?
- От имени других говорить не буду - не имею права. А что касается нашей структуры, то мы работаем и будем работать во благо Армении.
Арпи СААКЯН
Источник: sobesednik.am |