Analitika.at.ua. Подписанные 10 октября армяно-турецкие протоколы уже названы историческими. Как в позитивном, так и негативном смысле. Не углубляясь в смысловые аспекты подписанного соглашения, не оценивая его плюсов и минусов, мы решили понять, насколько население Армении готово воспринять новую реальность. Интервью с деканом факультета социологии, доктором наук Артуром Мкртичяном посвящено именно этому аспекту данной проблемы.
- Есть какие-либо достоверные данные о том, как жители Армении относятся к подписанным соглашениям?
- Специально на эту тему исследований мы не проводили. Но можно попытаться смоделировать отношение населения, зная структуру нашего общества, интересы каждой из социальных групп, наблюдая каждодневную жизнь людей, оценивая размах протестных акций.
- Политики, настроенные против документа в том виде, в котором он подписан, утверждают, что большинство населения поддерживает их.
- Это не совсем так. Понять протестные акции диаспоры можно, с точки зрения сохранения национальной идентичности. Здесь есть о чем серьезно задуматься. Но все-таки армяне диаспоры живут в намного более стабильных условиях, чем армяне, проживающие на своей исторической родине. У нас здесь стоит задача выживания в сложных геополитических условиях. К тому же в Армении очень высокие цены на продукты, на предметы потребления и услуги. Я недавно был в Германии и могу с ответственностью утверждать, что там цены намного ниже. А ведь немцы получают зарплату в несколько раз выше, чем мы. Цены надо снижать... Кроме того, открытие границы может создать новые рабочие места, ударить по монополизированности армянской экономики, создать конкурентную среду, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. С точки зрения экономической безопасности открытая граница с Турцией позволит избежать потрясений в случае, если возникнут сложности на границах Армении с Ираном или Грузией, как это было в дни осетинской войны.
- Можно смоделировать социальную ситуацию в Армении в связи с новыми реалиями, возникшими после подписания соглашений?
- Вообще, моделировать будущее всегда сложно. Для этого нужен определенный объем информации, которым ученые-обществоведы сегодня не обладают. Это информация о реальном соотношении политических сил внутри Армении, информация о влиянии внешних сил на ситуацию внутри Армении, десятки других факторов. Что касается позиции народа, могу сказать, что народ движим не беспристрастным анализом, а эмоциями. Любой народ, не только армянский.
Как это тривиально ни прозвучит, армянское общество сегодня расколото, и в ближайшем будущем можно будет ожидать протестных акций тех слоев населения, которые не приемлют подписанных соглашений. Те же, кто за соглашения, молчат. Власть не организовывает выступлений своих сторонников. И, думаю, правильно делает.
Вообще, должен заметить, что в подобных вопросах нельзя ориентироваться на общественное мнение. Общественное мнение не всегда верно отражает реально сложившуюся ситуацию. И реальные выходы из нее. Взять хотя бы то, что современники Коперника думали, что солнце крутится вокруг земли. А Коперник в единственном числе думал, что все обстоит наоборот, это земля крутится вокруг солнца. И оказался прав Коперник, а не общество...
- Значит, Вы все-таки считаете, что большинство против подписанных соглашений?
- Нет. Я так не считаю. Я считаю, что в Армении много нейтрально настроенных людей. Они не высказывают своего отношения. Есть люди, которые хорошо понимают плюсы заключенного соглашения, мыслят реалистически и исходят из того, что соглашение принесет улучшение жизненного уровня. И, кроме того, в Армении существует серьезный провластный электорат, который поддерживает власть в целом. Если суммировать эти две категории, получается очень серьезная цифра.
- Но, если, как Вы говорите, нет достоверных социологических данных и результатов опросов общественного мнения, на чем основывается Ваше утверждение?
- Самый лучший социологический опрос в этом смысле - выборы. Расстановка политических сил более или менее четко очерчивается именно на выборах. Это не означает, что выборы являются зеркальным отражением реального расклада сил, но другого, более убедительного инструмента пока нет. Конечно, какая-то часть населения меняет свои взгляды, но, как правило, это небольшая часть. В основном люди сохраняют свои политические предпочтения. И, проанализировав результат выборов, можно понять, какая часть электората провластная, а какая - оппозиционная.
- А разве 1 марта в какой-то мере не изменило отношение народа к власти после президентских выборов?
- После президентских выборов, в мае этого года произошли выборы мэра Еревана, которые по своему накалу были почти президентскими. И даже если принять во внимание определенный процент фальсификаций, все равно выборы показали, что власть имеет серьезную поддержку электората. Несмотря на все свои упущения. Этому есть много объяснений. Это и зависимость от власти, и клановая структура нашего общества, и так далее. Но суть от этого не меняется. Поэтому, возвращаясь к вопросу о моделировании ситуации в ближайшем будущем, я думаю, что никаких особых потрясений подписание соглашения в Армении не вызовут. Особенно учитывая тот факт, что большинство наших соотечественников не склонно к экстремальному проявлению своих чувств и не выйдет на улицу. Но есть люди, которые выходили, выходят и будут выходить. Их мнение надо уважать.
- Значит, библейская фраза "Не хлебом единым" не соответствует армянской действительности?
- Есть еще фраза "Время сеять и время пожинать". Заключение соглашения, по-моему, не значит, что предаются забвению основополагающие национальные задачи в угоду материальному благополучию. Наоборот, если Армения усилится, возможностей для проведения национально ориентированной политики будет больше. Реальная политика в том и заключается, чтобы сочетать оба направления. Нельзя полностью игнорировать материальное, то есть экономическую, социальную и политическую обстановку в государстве и вокруг него, но нельзя и отрекаться от долговременных общенациональных задач. Насколько я понимаю, этого никто и не собирается делать. Процесс международного признания Геноцида с заключением этого соглашения не прервется. Как показало субботнее обращение президента Саргсяна, для этого нет никаких оснований. Кстати, это обращение я расцениваю как дипломатически верный и сильный ход. И я уверен, рано или поздно Турция признает факт Геноцида.
Арам Яврумян
Источник: express.am |