Analitika.at.ua. Компания "Лукойл-Украина" приняла решение об остановке подконтрольного ей Одесского нефтеперерабатывающего завода. Как сообщил помощник генерального директора НПЗ Алексей Бибик, сейчас предприятие переведено на работу в режимe рециркуляции (предшествующем остановке). Необходимость в остановке НПЗ вызвана изменением маршрута поставки нефти на завод, пишет "Дело".
Как сообщалось, государственный оператор магистральных нефтепроводов "Укртранснафта" предложил предприятию использовать с 1 октября маршрут 32-й км госграницы Украины с Беларусью — Одесский НПЗ (то есть с задействованием нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме). До недавнего времени завод транспортировал нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам (маршрут Лисичанск — Кременчуг — Одесский НПЗ).
Бибик уверяет: транспортировка нефти по новому пути обходится предприятию значительно дороже за счет необходимости прокачки нефти на большее расстояние (в частности по территории России и Беларуси). Как подсчитали на НПЗ, при транспортировке нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам прокачка одной тонны обходилась в 32,94 долл. По новому маршруту стоимость вырастет до 38,95 долл. Такое увеличение затрат (около 6 долл. на тонне), согласно заявлению НПЗ, делает невыгодной переработку российской нефти.
В "Лукойле" отмечают, что завод будет остановлен до тех пор, пока Украина не предложит приемлемые условия поставок нефти. В то же время в компании рассчитывают решить ситуацию в самое ближайшее время. "Мы будем принимать срочные меры, о которых станет известно в ближайшие дни",– заявили в "Лукойле", пишет "КоммерсантЪ-Украина".
Глава "Укртранснафты" Александр Лазорко от комментариев отказался. На сторону "Укртранснафты" встал зампред правления "Нафтогаза" Валентин Франчук, заявления которого ближе к вечеру распространила пресс-служба компании.
Франчук рассказал, что "Укртранснафта" была вынуждена изменить маршрут транспортировки нефти на Одесский НПЗ в связи с поступлением заявки от ЗАО "Укртатнафта" на транспортировку легкой танкерной нефти из Одессы в Кременчуг.
"Руководство "Укртранснафты" на протяжении двух месяцев вело переговоры с представителями "Лукойла". Между тем четыре предложенные варианта другой поставки нефти ее не устраивали, несмотря на то что они были более дешевыми и короткими",– цитирует Франчука пресс-служба "Укртранснафты". По его словам, "Лукойл" перешел на язык ультиматумов.
Напомним, до назначения в НАК "Нафтогаз Украины" Франчук был финансовым директором "Укрнафты". А Лазорко – председателем правления ОАО "Галичина". Обе структуры, а также ЗАО "Укртатнафта" контролирует группа "Приват" Игоря Коломойского.
Изменение маршрута для Одесского НПЗ делает возможными поставки нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам в обратном направлении. В частности это позволяет транспортировать импортную нефть, поставляемую танкерами в Одессу, на Кременчугский НПЗ. Этот завод входит в состав компании "Укртатнафта", контролируемой группой "Приват".
На данный момент Кременчугский НПЗ перерабатывает только украинскую нефть ввиду того, что российская "Татнефть" (соучредитель "Укртатнафты") в 2007 году отказалась поставлять ему свое сырье. Соответственно, мощности завода загружены не на полную. Группа "Приват" в течение долгого времени пыталась наладить альтернативные поставки нефти на предприятие (в частности из Ирака и Беларуси), но их объемы не были значительными.
Руководитель "Укртатнафты" Павел Овчаренко вчера сообщил, что на Кременчугский НПЗ уже были поставлены два танкера импортной нефти из Одессы. Однако он не уточнил, какого происхождения было это сырье. В то же время "Приват" уже закупил три танкера азербайджанской нефти, и предполагается, что закупки будут продолжаться.
Получается, в сентябре Приднепровские магистральные нефтепроводы работали в двустороннем режиме. То есть в одни дни российская нефть прокачивалась в направлении Одесского НПЗ. Однако объемы прокачки были небольшими — 200 тыс. тонн. Соответственно, трубопровод не был загружен все время. Поэтому в другие дни по нефтепроводу качалась нефть из Одессы в сторону Кременчуга.
Экс-глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук объяснил, что технически возможность прокачки нефти разных сортов поочередно в двух направлениях возможна. "Данный режим называется "последовательная прокачка нефти". Нефть одной марки, идя по трубопроводу, вытесняет техническую нефть другой марки в резервуары, заполняя собой емкости для технической нефти. Потом — наоборот", — пояснил он.
В то же время, по словам эксперта, такой способ работы "может быть экономически не совсем целесообразным". Эксплуатация Приднепровских магистральных нефтепроводов в одном направлении выгоднее "Привату". Получить комментарии представителей этой группы вчера не удалось.
Начальник аналитического отделения "Велес Капитала" Михаил Зак считает, что с финансовой точки зрения остановка завода не станет большой проблемой для "Лукойла". В то же время с учетом вложенных средств компания заинтересована в покрытии капитальных затрат, так что будет стремиться к скорейшему урегулированию проблемы, считает аналитик.
Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн утверждает, что даже временная остановка Одесского НПЗ способна повлиять на стоимость нефтепродуктов на рынке.
"Этот завод имеет значительное влияние на южные области страны, где сейчас проходят сельхозработы, и спрос на нефтепродукты повышен. Думаю, топливо в этом регионе подорожает после остановки завода на 10-15%, а в целом по Украине – на 5-7%",– говорит гендиректор "Донецкойлсервиса" Виктор Мартиросян.
С ним соглашается гендиректор сети АЗС "Галич-петроль" Богдан Радько. "Сейчас ситуация на рынке взрывоопасная – из-за проверок, которые устроил Антимонопольный комитет, ряд трейдеров остановили продажи. Если с рынка исчезнет еще и топливо Одесского НПЗ, роста цен не избежать",– отмечает он.
Источник: Analitika.at.ua – Newsru.ua – Delo.ua |