Analitika.at.ua. То, что произошло в последний день августа текущего года, иначе как событием огромной важности для Нагорно-Карабахской Республики не назовешь. Да и, собственно, почему лишь НКР? В этот день Юрий Айрапетян, омбудсмен НКР, получил официальный статус в Европейского института омбудсмена и стал равноправным членом признанного мировым сообществом. А офис омбудсмена – народного Защитника – НКР получил институциональный статус Европейского института омбудсмена. Невзирая на все усилия омбудсмена Азербайджана Эльмиры Сулеймановой и МИДа этой республики.
В последнее время НКР перестала баловать нас серьезными успехами на пути признания государственной независимости со стороны международных институтов. И вдруг: оглушительный, иначе это не назвать, прорыв. Успех, к которому НКР шла с апреля прошлого года, когда Национальное собрание государства утвердило институт народного защитника и избрало омбудсменом Юрия Айрапетяна. Вместе с тем, это успех ожидаемый и даже прогнозируемый. НКР давно уже признана одним из лидеров демократии в регионе Южного Кавказа и из года в год опережает по показателям демократичности не только Азербайджан, это было бы просто и неинтересно, но и другие государства Закавказья.
Собственно говоря, с самого своего зарождения в 1991 году Нагорно-Карабахская Республика была привержена общемировым ценностям и демократическим устоям. Можно вспомнить, например, как в лихую годину войны, в 1992 году, Национальное Собрание НКР (в то время именовавшийся Верховным Советом) принял решение о полном и безоговорочном признании Женевских Конвенций 1949 года и Дополнительных Протоколов к ним от 1977 года. Мне неизвестно, есть ли еще в истории пример того, как подвергшееся иностранной военной агрессии молодое и еще непризнанное государство громогласно заявляет о том, что готово всеми возможными способами защищаться от захватчика и при этом соблюдать все гуманитарные нормы человеческого общежития. Не только в мирное время, но и в период войны.
Пожалуй, именно с того времени начинался путь НКР к 31 августа 2009 года. Путь трудный, тернистый, полный искусственно выстраиваемых преград. Достаточно вспомнить, что сразу после принятия в НКР решения о создании института народного защитника омбудсмен Азербайджана выступила с бредовым заявлением, в котором утверждала: «В Карабахе уже подхватили идею о назначении омбудсмена, да только все это напоминает разве что жалкое шоу. Международное сообщество не признает независимость Карабаха, или, как армяне называют, Арцаха. Точно так же непризнанными считаются любые государственные институты, созданные там. Так что изначально все их попытки заявить себя независимыми обречены на провал». Главному правозащитнику Азербайджана почему то не пришло в голову, что люди нуждаются в правовой защите независимо от наличия права голоса их государства в той или иной международной инстанции.
Уже в июле текущего года, когда НКР посетила делегация Европейского института омбудсмена, явственно ощущалось, что гости поражены открытостью общества в государстве, которое мировое сообщество поставило в условия, позволяющие не только нарушать основные права и свободы человека, но и воздерживаться от любой формы отчетов. Возможно, в мире можно найти государства, которые только рады были бы оказаться в такой ситуации. В том числе и Азербайджан, в котором сегодня за тюремными решетками пребывают, пожалуй, больше главных редакторов различных СМИ, чем на свободе. Но НКР изначально строилось как государство с открытым обществом, в котором соблюдение права человека является важнейшей составляющей государственной политики. Именно это отметил исполнительный директор Европейского института омбудсмена Николаус Шварцлер: «Я стал свидетелем важного шага в плане защиты прав человека: глава государства и Национальное Собрание преподнесли народу такой подарок, как Защитник прав человека. С этой точки зрения вы очень близки к европейской семье. Мы, конечно, будем поддерживать отношения с омбудсменом Нагорного Карабаха».
Николаус Шварцлер сдержал свое слово. После посещения НКР делегации Европейского института омбудсмена за принятие в свои ряды НКР дружно проголосовали все 11 членов Исполнительного органа этой авторитетнейшей организации. Правозащитники Европы не могли не оценить и заметить поистине огромную работу, которая ведется в молодом государстве в области прав человека и защиты гражданских свобод. И теперь Защитник народа НКР на равных правах с омбудсменами других европейских стран будет принимать участие в научных исследованиях в сфере защиты прав человека и защищать гражданские свободы.
Решение Европейского института омбудсмена свободно от политических интриг и конъюнктур, и, безусловно, не будет пересматриваться. Несмотря на истерическую реакцию азербайджанских политиков. Так, МИД Азербайджана уже дал распоряжение посольству этой страны в Австрии «разобраться, насколько эта информация соответствует действительности». Как заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Полухов: «В случае ее подтверждения мы разузнаем, является ли этот институт официальной организацией или же неизвестной неправительственной структурой». Судя по всему, МИД Азербайджана пока лишь успел выяснить, что Институт Европейского омбудсмена находится в Австрии.
Но Бог с ним, с Полуховым и его непосредственным шефом. Нам гораздо интереснее не они, а тот факт, что Нагорно-Карабахская Республика теперь официально приобщена к общеевропейским проблемам. А также то, что принятие Защитника народа НКР в члены Европейского института омбудсмена стал серьезным прорывом в проблеме признания государственного суверенитета НКР. Независимо от того, что и как думают по этому поводу в Азербайджане. И что они намерены предпринять.
Однако, как уже было сказано, официальный Баку поставлен перед фактом, влиять на который он совершенно не в состоянии. Проблема защиты прав человека является краеугольным камнем мировоззрения Запада, и пойти против этого Азербайджан не в силах. Отметим здесь и мудрость руководства НКР, сумевшего прорвать существующий вокруг государства «заговор молчания» на самом чувствительном для европейцев направлении. Как представляется, в Азербайджане это прекрасно понимают, потому и стараются преподнести это известие как… армянскую дезинформацию. Вот, например, что говорит по этому поводу депутат Милли меджлиса Азербайджана Хава Мамедова: «Я бы не стала доверять информации, распространенной армянскими сайтами. Достаточно открыть любой армянский интернет-ресурс, чтобы убедиться, что там нет ни одной правдивой информации о политическом и экономическом положении страны, ее географической карте. Они постоянно предъявляют к своим соседям территориальные претензии. И каждый раз вылезает их вранье. У них просто нет другого выхода. Они просто распространяют подобную информацию, так как понимают, что недалек тот день, когда они будут вынуждены вернуть азербайджанские земли. Ничего нового в этом нет, они постоянно что-то придумывают. Вот и распространенная информация о получении омбудсменом НКР официального статуса в Институте европейского омбудсмена, является враньем».
Проблема не в наглых и истеричных высказываниях азербайджанской меджлисменки. И даже не в том, что информация о принятии Защитника народа НКР в Европейский институт омбудсмена легко проверяема. Проблема в том, что официальные лица Азербайджанской республики постоянно и целенаправленно дезинформируют собственное население, не брезгуя при этом откровенной ложью. И хотя эта проблема напрямую нас не касается, все же напомним, что это та самая Хава Мамедова, вся жизнь которой соткана изо лжи и обмана: достаточно сказать, что она считается «избранной» в парламент Азербайджана от… Степанакертского округа. Та самая Хава, которая публично призывала Алиева стереть Армению с лица земли, та самая Хава, что требовала ареста и смертной казни главного редактора газеты «Реальный Азербайджан» Эйнуллы Фатуллаева.
Что ж, как говорится, каждый народ достоин своих избранников.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Источник: voskanapat.info |