Главная » 2012 » Июнь » 15 » День национального спасения в Азербайджане: "Народ, зависящий от воли одного, не может сохраниться"
День национального спасения в Азербайджане: "Народ, зависящий от воли одного, не может сохраниться"
18:24
Analitika.at.ua. Азербайджан
уже печально прославился первым на постсоветском пространстве опытом передачи
власти от отца к сыну, конституционным обеспечением, по сути, пожизненного
президентства, масштабами примитивного культа личности и т.д. В этом ряду стоит
особый, не имеющий аналога в демократическом мире, праздник День национального
спасения, отмечаемый на государственном уровне 15 июня каждого года, пишет
«Хаккин.аз».
15 июня 1993 года, в ситуации реального кризиса власти,
Гейдар Алиев, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета
Нахичеванской автономной республики, был спешно приглашен в Баку и избран
председателем парламента Азербайджана. Поскольку действующий тогда президент
Абульфаз Эльчибей тайно покинул Баку, Гейдар Алиев взял на себя и обязанности главы
государства. Таким образом, 15 июня он фактически вернулся к руководству
республикой.
В Азербайджане в этот период наблюдался кризис власти.
Незадолго перед этим войсковая часть в Гяндже под командованием мятежного
полковника Сурета Гусейнова объявила о неподчинении официальному Баку. Согласно
доминирующей версии, именно возвращение к высшей власти Гейдара Алиева
предотвратило гражданскую войну, хотя и сопровождалось новыми поражениями на
фронте. В 1997 году (в период правления самого Гейдара Алиева) парламент
Азербайджана объявил 15 июня Днем национального спасения, а с 1998 года этот
праздник получил статус государственного.
Таким образом, уже 15 лет Азербайджан отмечает этот странный
праздник - День национального спасения. Празднует с неосоветским размахом:
помпезные торжества, бесчисленные концерты и собрания, расписанные патетические
речи, многочисленные теле-радиосериалы про «спасителя нации», открытие новых
культовых объектов, организованные шествия и возложения цветов к его могиле,
красочные фейерверки и т.п. В восприятии правящей элиты, настойчиво
навязываемом всему обществу, - это чуть ли не самый главный праздник
Азербайджана. Разумеется, в ряду других памятных дат также связанных с фигурой
«общенационального лидера»: дней его рождения, смерти, первого прихода к
власти, возвращения в большую политику и т.д.
Но резонен вопрос: спасения от чего? Какая смертельная
напасть угрожала всей нации в июне 1993 года? Неужели, несколько танков
«мятежного» полковника Сурета Гусейнова, имитирующих военный марш на Баку,
представляли такую уж смертельную угрозу существованию всей азербайджанской
нации? К тому же, разве сам «спаситель нации» не соучаствовал в той или иной
форме в коллизиях «гянджинского мятежа» и затем умело воспользовался им: с
одной стороны, для дискредитации и свержения эльчибеевской команды, с другой -
для триумфального утверждения у власти себя и своей команды?
Если называть вещи своими именами, то 19 лет назад Гейдар
Алиев, мастерски используя своих «агентов» внутри эльчибеевской команды и в
стане полковника Сурета Гусейнова, опираясь на поддержку внешних сил и доверие
немалой части общества, осуществил многоходовую политическую комбинацию по
дискредитации оппонентов и по захвату верховной власти в стране.
Неужто, если бы в те дни к власти не пришёл Г. Алиев,
азербайджанский народ и его суверенное государство перестали бы существовать,
канули бы в лету? Понятно, что для правящей партии и номенклатуры эта дата
преисполнена особого смысла: именно те события открыли многим из них доступ к власти
и обогащению. Конечно же, у них есть резон праздновать это событие, которое
точнее было бы именовать Днем благодарения. Но причём тут «спасение нации»?
Только в одиозных авторитарных режимах, исповедующих культ
личности, возможны подобные странные праздники. Политическая история полна
парадоксов. Зачастую роль «отца» или «спасителя» нации отводилась именно тем
политикам, которые более всех преуспели в игнорировании прав человека и
угнетении собственного народа: Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Чаушеску,
Мао-Цзе-Дун, Ким-Ир-Сен, Садам Хусейн, Хомейни, Каддафи и т.д. Чуть ли не все
они провозглашались общенациональными лидерами (вождями, фюрерами, светочами,
кормчими, спасителями и пр.), всем им возводились бесчисленные памятники,
вокруг всех их царила атмосфера сакрального культа.
Как писал И. Зейме: «Народ, который может быть спасён лишь
одним-единственным человеком, заслуживает кнута». Примерно тоже говорил и Р.
Шеридан: «Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и
не заслуживает этого». Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.