Главная » 2013»Февраль»24 » Денис Гуцко: Толпа во главе с героизированными убийцами-сафаровами решает судьбу Азербайджана
Денис Гуцко: Толпа во главе с героизированными убийцами-сафаровами решает судьбу Азербайджана
00:42
Analitika.at.ua. «В октябре прошлого года по приглашению азербайджанской
стороны я посетил Бакинский международный гуманитарный форум, на котором имел
удовольствие выслушать речи многоуважаемых участников о мультикультурализме в
современном мире», – этими словами российский писатель, лауреата премии «Букер
– Открытая Россия» Денис Гуцко начинает свой рассказ о примечательной поездке в
Баку и своих впечатлениях об Азербайджане, опубликованный на сайте
«Svpressa.ru»
В открытом письме Д. Гуцко отмечает, что ораторы, среди
которых были и бывшие президенты и действующие еврочиновники, рассуждали о
необходимости укреплять и углублять мультикультурализм, о его проблемах и
достижениях, о мультикультурализме как единственно возможном будущем человечества.
«В своем выступлении, господин президент, Вы, в частности, делились успехами
Азербайджана в укреплении принципов мультикультурализма и заявляли о намерении
не останавливаться на достигнутом. Я слушал эти речи и думал: "Как серьезные
уважаемые люди с титулами и наградами могут участвовать в подобном фарсе?”» –
пишет Гуцко, обращаясь к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.
Денис Гуцко уточняет, что сам он получил приглашение в Баку
вскоре после того как Ильхам Алиев помиловал азербайджанского офицера Рамиля
Сафарова, экстрадированного из Венгрии, где он отбывал пожизненное заключение
за жестокое убийство армянского офицера Гургена Маргаряна, с которым встретился
в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и который «имел
дерзость» здороваться по утрам.
«Азербайджанец, отрубивший голову армянину, был возведен в
статус национального героя. Министр обороны присвоил ему звание майора,
народные чествования с цветами и плясками транслировались по телевизору. Первой
реакцией на то приглашение было: ехать нельзя. Нельзя ехать на гуманитарный
форум, посвященный мультикультурализму, в страну, проповедующую не словом, но
делом откровенный шовинизм, в страну, выбирающую себе в качестве героя убийцу с
нездоровой психикой. Но потом я решил поехать. Чтобы высказать все это
публично, с трибуны», – подчеркивает Денис Гуцко.
Однако, как отмечает писатель, возможности выступить в Баку
не представилось. В Баку автор впервые увидел «круглый стол» участники которого
были поделены на тех, кто говорит, и тех, кто слушает. «Прорываться к микрофону
со скандалом я тогда не посчитал возможным. Да и речь моя, судя по количеству
крупногабаритных людей в штатском, прогуливавшихся между рядов, вряд ли была бы
продолжительной», – пишет автор.
Однако Гуцко высказал свой взгляд на вещи двум журналистам,
обратившимся с просьбой поделиться впечатлениями. «Не думаю, что мои
комментарии появились в азербайджанской прессе: один из журналистов выключил
диктофон, как только прозвучала фамилия Сафаров, другой предложил отойти в
сторонку и поговорить приватно. Что мы и сделали. Он был культурный и искренний
человек, мой бакинский собеседник. Таких именно людей и ожидаешь встретить на
гуманитарном форуме. И было тем более дико наблюдать, как ему требуется время,
требуется усилие над собой после слов „армянин, Карабах” – взять себя в руки и
вести диалог», – сказано в письме.
«В моих последующих кулуарных разговорах с представителями
азербайджанской стороны я лишь утвердился в печальном выводе: Азербайджан
пронизан, поражен и отравлен шовинистической истерией. Самое человеческое из
того, что я слышал: „Да забудьте вы про Сафарова. Ну, недалекий человек.
Сорвался. Разве с армянской стороны таких не было?”. Неловко было говорить о
таких очевидных вещах с участниками гуманитарного форума, неловко, господин
президент, вспоминать об этом сейчас», – пишет Гуцко.
Автор отмечает, что если это не очевидно советникам Алиева,
то он вынужден сказать, что звери и мерзавцы были с обеих сторон. «Вопрос лишь
в том, господин президент, как и с кем Вы собираетесь искать выход из
Карабахской трагедии: с мерзавцами и зверьем – или с приличными людьми, лучшими
представителями вверенной Вам нации? С теми, кто алчет кровавой мести и новых
смертей, – или с теми, кто переживает случившееся с азербайджанским и армянским
народами, сохраняя верность гуманистическим принципам, которые призывает
отстаивать созданный по Вашей инициативе Бакинский форум?» – обращается к
Ильхаму Алиеву писатель.
Гуцко пишет, что недавно получил Меморандум от
азербайджанских координаторов форума, с призывом «поднять знамя борьбы за мир,
за безопасность народов планеты» руководствуясь идеями гуманизма Бакинского
форума. Этот меморандум разослан в те дни, когда в Азербайджане развернулась
травля Акрама Айлисли – писателя, посмевшего в своем романе «Каменные сны»
рассказать о том, что в ходе карабахской войны среди азербайджанцев были звери
и мерзавцы, способные забить насмерть беспомощного старика только за то, что он
армянин. В романе Айлисли показано, что азербайджанцы, как и любой народ,
подвержены жажде мщения, которая берет верх над моралью. Как и в любом народе,
рассказал Айлисли, среди азербайджанцев есть достойные люди, нравственные и
храбрые – те, кто готов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти человека,
убиваемого только за то, что в нем течет «нехорошая» кровь, те, кто не хочет
превращать Карабахскую трагедию в бесконечное торжество Зверя.
«Эти люди, а не хищная толпа убийц, – герои романа Айлисли.
Но сегодня именно толпа, которой Вы, господин президент, уже подарили национального
героя – Сафарова – решает, каким быть Азербайджану, с каких персонажей брать
пример. Лишив Айлисли персональной пенсии и звания народного писателя, заявив,
что в произведении „сфальсифицирована суть армяно-азербайджанского
нагорно-карабахского конфликта”, Вы, господин президент, ясно демонстрируете,
какие силы в стране Вы поддерживаете, какие общественные слои видите в качестве
основного своего электората. Ставка на эти силы, господин президент, совершенно
очевидно ведет Азербайджан в исторический тупик», – сказано в письме.
Гуцко отмечает, что признание «и наши, бывало, зверствовали»
– большая редкость в разговоре с азербайджанцем о Карабахе. «Самый краешек этих
зверств, я видел собственными глазами, когда служил в Советской армии. Зимой
1987-1988 года в городе Шеки, куда нашу часть перебросили, чтобы остановить
погромы в армянских домах. Видел я и азербайджанцев, которые с риском для себя
спасали соседей-армян. Их испуганные заплаканные глаза, прощальные торопливые
объятия – одно из самых тяжелых зрелищ в моей жизни, господин президент», –
пишет Гуцко. Отметим, что его воспоминания об увиденном в Шеки описаны в романе
«Без пути-следа», за который писатель в 2005 г. получил премию «Букер –
Открытая Россия».
«Отрицание бесчинств со стороны азербайджанцев по отношению
к армянам, похоже, стало одним из главных пунктов государственной пропаганды»,
– пишет автор, отметив, что когда на Каирской книжной ярмарке он рассказал об
увиденном в Шеки, присутствовавшая в зале азербайджанская гражданка начала говорить
организаторам, мол, они пригласили «лжеца», что никто никогда в Азербайджане не
громил армян, что якобы было обратное.
«Не эту ли позицию Вы имеете в виду, когда говорите о
фальсификации сути нагорно-карабахского конфликта? Вы полагаете, господин президент,
это принесет благо кому-либо кроме вчерашних погромщиков, наверняка готовых
повторить при первом удобном случае? По крайней мере стоило бы выбрать,
господин президент, в какую сторону Вы желаете вести Азербайджан: к
мультикультурализму и диалогистике, о которых так много и проникновенно
говорилось на Бакинском гуманитарном форуме, или к оголтелому шовинизму,
героизирующему таких как Сафаров, и третирующему таких, как Айлисли.
Мультикультурализм с топором в руках, стоящий под окнами писателя, доведенного
до предынфарктного состояния, выглядит отвратительно, господин президент», –
резюмирует российский писатель обращение к президенту Азербайджана. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.