Analitika.at.ua. Не так давно в Армению впервые приехал неорганизованным
туристом Роман Протасевич. На целых 10 дней. Автостопом объездил наши
достопримечательности, а вернувшись, не поленился свои импрессионы — добрые и
непредвзятые — поместить в интернете. Сторонний взгляд оказался весьма
объективным. Роману, судя по всему, немало путешествующему, у нас настолько
понравилось, что он намерен приехать вновь.
...Итак, я попал в Армению. Но это была только часть
задачи-минимум на первый день путешествия. Надо было еще как-то найти дом
Артака, любезно согласившегося принять меня в гости и показать Ереван. Задача
оказалась не из легких. Выяснилось, что на домах в Армении пишут много чего
интересного и в разной степени приличного, но вот написать названия улиц и
номеров почему-то считают излишним.
Когда мы все-таки нашлись, встреча, естественно, стала
особенно радостной. Артак очень занят сборами в дорогу, т.к. через несколько
дней они с семьей переезжают из Еревана, и я стал последним гостем,
остановившимся в этом гостеприимном доме. С высоты холма, на котором стоит наша
многоэтажка, в любую сторону открываются просто бескрайние дали, на горизонте
переходящие в горы. На одном из соседних холмов среди зеленого сада высятся
некие интересного вида сооружения с башенками, вместе с садом окруженные
большим забором. Как пояснила мама Артака, это усадьба местного олигарха,
которого за его добрые дела все любят и уважают, и дай Бог ему сил и здоровья и
всех благ, если вдруг у него еще каких-то нет. Очень удивительно было слышать
такие отзывы о "богатее” в довольно бедной стране. Я даже не знаю, какими
добрыми делами состоятельный человек в России мог бы не то что заслужить
любовь, а хотя бы избавиться от злобного презрения и хоть немного унять
враждебную зависть соотечественников.
Был в Матенадаране, огромном хранилище старинных рукописей и
манускриптов. Самые древние из них были написаны тогда, когда в наших глухих
северных лесах, кажется, не только писателей, но и читателей не было.
Исторический музей предсказуемо похож на другие подобные
наличием в экспозиции каменных топоров, наконечников стрел, грубоватого вида
украшений и прочих следов деятельности древних людей. Правда, датировки на
табличках создают впечатление, что в данной местности эти древние люди
развернулись гораздо раньше, чем во многих местах, где мне приходилось бывать
до этого. Отмечу самый древний на земле кожаный башмак, который носили в 3500
годах до нашей эры.
Совершенно замечателен музей режиссера, сценариста и
художника Сергея Параджанова, делавшего свои фантастические картины или,
правильнее сказать, художественные объекты, из всего что подворачивалось под
руку.
В Армении есть удивительное средство передвижения под
названием "междугородная маршрутка”. От обычной ереванской городской она
отличается продолжительностью поездки (до 4-5 часов) и тем, что в ней нельзя
ехать стоя. Этим вот чудо-транспортом я и добрался из Еревана до поворота на
монастырь Нораванк. Далее моя попытка перемещаться автостопом не то
провалилась, не то, напротив, дала потрясающе успешный результат: рядом со мной
у обочины притормозил джип, в котором обнаружились москвичи Леша и Настя, тоже
приехавшие посмотреть Армению. После этой судьбоносной встречи мы ездили вместе
еще три дня.
Высокие горы, не являясь для меня чем-то особенно новым, тем
не менее неизменно вызывают внутренний восторг и восхищение. Среди всего этого
великолепия — спрятанные в укромных ущельях или высящиеся на крутых скалах
величественно-скромные по архитектуре монастыри, замечательно вписывающиеся в
окружающий ландшафт.
Около городка Сисиана нашлась древняя обсерватория древних
людей, а может не обсерватория, а что-то другое, но очень старое. Возраст этих
по кругу вкопанных в землю внушительного вида каменюк, в некоторых из которых
просверлены отверстия непонятного назначения, науке точно не известен. В целом
же эта штуковина сильно напоминает Стоунхедж и, по всей видимости, имела такое
же предназначение.
А ночевали мы в Горисе — окруженном скалами милом поселке
посреди горной долины. У ребят там был забронирован номер в "самой лучшей
гостинице города” Кристи, где мест уже больше не было, и меня отвели в
конкурирующее заведение Khachik Bed & Breakfast, где оказалось чуть менее
пафосно, но гораздо более душевно. Хозяин Хачик много всего рассказывал,
показывал вырубленный в скале старый погреб-кладовую, ныне не действующий и
использующийся как элемент интерьера старинный тандыр в одной из комнат, карту
мира, утыканную флажками в тех местах, откуда к Хачику приезжали гости (пока
что никого не было только из Африки, да антарктические пингвины еще не
захаживали), книгу отзывов в нескольких томах. Уезжая, я внес свою лепту и тоже
записал туда что-то хорошее. Отдельного упоминания заслуживает ужин. Когда мы
уже в темноте добрались до Гориса, там все было закрыто, но специально для нас
открыли какое-то заведение и накрыли шикарный стол с шашлыком, вареной домашней
курицей, морем зелени и овощей, брынзой, вином, минералкой и прочими
гастрономическими радостями.
На следующий день смотрели живописные скалы вокруг Гориса и
расположенный не очень далеко монастырь Татев. К нему ведет самая длинная
(вроде как) в мире канатная дорога протяженностью 5700 метров. Сам монастырь
красив, равно как и природный Чертов мост через реку в ущелье под ним. По
дороге обратно в Ереван заехали к монастырю Хор Вирап, очень живописно
выглядящему на фоне горы Арарат. Облаков было многовато, но нам повезло — минут
на 15 в них открылся просвет, и перед нами предстала могучая гора в закатных
лучах солнца. Красиво!
Не успел я порадоваться установившейся погоде, как на Севане
меня опять начало поливать как из ведра. Подруливший таксист Альфред так хотел
заработать, а я так не хотел мокнуть под дождем, что мы не могли не договориться.
Немаловажную роль сыграло и то, что водитель мне интуитивно сразу понравился, и
впоследствии первое приятное впечатление замечательно подтвердилось. Родился он
в 1953 г. в деревне на берегу озера, служил в Пензе, сейчас перебрался в
небольшой город Севан. Назвали Альфреда таким неармянским именем в честь
какого-то хорошего итальянца, который сильно помог отцу моего водителя в плену
в Великую Отечественную. К россиянам относится как к своим родным, но с русским
языком у него уже не особенно хорошо — долго не было практики. Зато хорошо с
русским матерным, видимо, этот лексикон забывается в последнюю очередь.
Матерился Альфред смачно и к месту.
На трассе Альфред накидывал, не застегивая, ремень
безопасности, а при въезде в любой поселок спешно его снимал с примерно такими
словами: "Меня здесь все знают, как бы не подумали про меня плохо”. Настоящий
джигит, вах! Порой Альфред проявлял самоуправство и отказывался выполнять
некоторые мои просьбы. Так, вместо кафе, которое мне советовали, по настоянию
Альфреда мы поехали в другое, тоже, впрочем, вполне неплохое (жареный
свежевыловленный сиг и кебаб из раков... М-м-м-м-вкусно!). Я продолжил кататься
с Альфредом и проехался с ним не только вдоль Севана, но и дальше — в Дилижан,
следующий пункт моего назначения. Расстались уже под вечер, в восьмом часу. Вся
почти дневная поездка на такси обошлась не дороже, чем от Москвы до
Шереметьево. Такси в Армении вообще недорогое: из одного города в другой при
желании можно доехать за сумму, за которую у нас в столице только за ручку
дверцы подержаться дадут.
Далее можно было либо ночевать в Дилижане и на следующий
день его досматривать (а досматривать было что — "Армянская Швейцария”
как-никак, красота со всех сторон), либо удовлетвориться частичным осмотром.
"Движение — жизнь”, — решил я и стал ловить машину в Ванадзор, он же Кировакан,
как его по старинке зовут все местные.
Через некоторое время рядом со мной, наконец, остановился
джип, не только ехавший в нужном направлении, но и кроме того ведомый добрым
водителем. Алик хорошо одет, на хорошей машине, уверенный в себе. Когда-то
руководил крупной текстильной фабрикой в Кировакане. В новое время первым в
городе купил фотолабораторию и начал соответствующий бизнес. Сейчас фото уже
мало печатают, у всех "цифра”, и Алик работает директором городского кабельного
телевидения. Алик талантливо рассказал много смешных анекдотов и еще обогатил
мою коллекцию афоризмов замечательной фразой: "Хороших людей, конечно, больше,
чем плохих, но плохие лучше расставлены”. А Ванадзор мне понравился. Тихий,
спокойный город, но без духа умирания. Шикарная главная площадь, которая легко
украсила бы и какой-нибудь более крупный населенный пункт. Интересный по
архитектуре Дом культуры, несколько церквей, парки (впрочем, сильно
пострадавшие в период, когда в Армении не было газа), какой-никакой ж/д вокзал,
магазины, банки...
С утра маршруткой отправился в город Алаверди (!!!) в
каньоне Дебед. Каньон живописен и сам по себе, но особую прелесть ему придают
древние монастыри. Древние в Армении значит Действительно Древние: VI-XI
века!!! XII-XIV века — "новодел”, а в XV-XVII веках, когда мы на Руси наши
древности только строили, армяне свои уже реставрировали. Монастыри армянские
изумительно красивы, но есть у них одна особенность: многие из них в архитектурном
плане сильно похожи друг на друга. Монастыри Ахпат и Санаин, внесенные в список
ЮНЕСКО, изумляют и восхищают независимо от того, сколько монастырей ты уже
посмотрел до того.
Решил осмотреть Лори Берд. Когда-то важнейший опорный пункт
армян на севере, крепость Лори ("Берд” собственно и обозначает "крепость”), как
и все прочие армянские крепости, неоднократно завоевывалась разнообразными
толпами разнообразных татаро-монголов и прочих завоевателей, вследствие чего в
конечном итоге пришла в упадок. Посмотреть в Лори есть на что: неплохо
сохранились крепостные стены, храм, остатки каких-то иных сооружений. Само
местоположение тоже заслуживает всяческих похвал — на краю глубокого скалистого
каньона в точке слияния двух горных рек, шумящих внизу.
...Дорога лежала в Гюмри, он же Ленинакан в советском
прошлом. Прямую машину сразу поймать не удалось, так что сначала добрался до
печально известного по землетрясению городка Спитак, затем до какой-то совсем
безвестной деревни и только третья машина доставила меня в пункт назначения.
Имена водителей, сменяя друг друга меня подвозивших, для истории не
сохранились, хотя всем троим я очень благодарен. Первый запомнился
нестандартным взглядом на семейные ценности: "Неженат — и правильно!” Сам он,
впрочем, при жене и вроде доволен. Вторыми меня подвозили шумные молодые
ребята, у которых в машине с трудом, но нашлось место и для меня. Часто ездят
на заработки в Россию, и всю дорогу незлобно, но неприятно шутили о том, как у
нас относятся к кавказцам. Вроде и не виноват ни в чем, и оправдываться не за
что, а все равно было ужасно противно. Особенно же неловко стало, когда меня
начали приглашать в гости к ним в деревню с обещанием назавтра довезти до
Гюмри. Третий водитель оказался молчалив, как Герасим, и резв, как Шумахер. Установив
на свою Ладу спортивный руль, он использовал для езды всю ширину дороги,
включая встречную полосу, и лихо на скорости входил в виражи. По всей
видимости, только лишь обилие горных серпантинов и нехватка прямых участков
дороги помешали нам взлететь.
В черном-пречерном городе, на черной-пречерной улице, в
черном-пречерном доме... Детские страшилки — помните? Так вот, теперь я знаю,
где эта улица и где этот дом! Это в Гюмри. Здесь вся историческая застройка
представлена зданиями из угольно-черного туфа. Очень необычно и очень красиво!
В особенности старые здания, где помимо черного туфа для отдельных
архитектурных элементов применялся туф ярко-красный. Потрясающе и невероятно
выглядит выполненная из чернейшего туфа... православная церковь! Гюмри имеет ярко
выраженные черты города номер два в стране, и его жители, как водится в таких
случаях, нередко демонстрируют ревность к Еревану, стараясь его "догнать и
перегнать”. В прошлом один из крупнейших городов Закавказья, Гюмри носит все
следы былого величия, хотя местные говорят, что недавно был он еще краше: в
декабре 1988 года город очень сильно пострадал от Спитакского землетрясения.
Гюмри оставляет ощущение какого-то "недобольшого” города. В
центре кажется, что это чуть ли не крупный мегаполис с населением около
миллиона человек, но официально местных жителей порядка 120 тысяч, а из любой
точки центра не более чем за 5 минут можно дойти до частного сектора:
собственные дома, садик-огородик, неасфальтированные или давно асфальтированные
улицы... В одном из таких домов я и поселился.
Наутро посмотрел два монастыря, расположенных в разные
стороны от Гюмри, причем в первом монастыре Мармашен так удачно застопил
микроавтобус с немецкими туристами, что сумел вместе с ним, а не на рейсовом
автобусе, быстро вернуться обратно в город и успеть на единственную за день
прямую маршрутку до другого монастыря, Аричкаванка. В результате осмотрел оба
гораздо быстрее, чем предполагалось, и всерьез задумался над вопросом, не
посмотреть ли еще и руины древней столицы Армении, важнейшего пункта на Великом
Шелковом Пути, города Ани, в X-XI веках насчитывавшего более 100 тысяч жителей.
Макет Ани в Историческом музее в Ереване выглядел очень впечатляюще, и
взглянуть на эту красоту вживую было бы очень неплохо. Но сейчас Ани находится
на территории Турции, поэтому посмотреть на него можно только с приграничной
территории, куда не так-то просто попасть.
Врожденный авантюризм и инстинкт самосохранения чуть было не
порвали меня на части, когда вопрос разрешился самым лучшим образом. Уже отходя
от второго монастыря, я неожиданно услышал родную речь и, идентифицировав ее
источник, познакомился с Михаилом, Олесей, Ариной и Мариной. Михаил — русский
офицер на службе в Армении. Отличный парень, без какого-либо анекдотического
налета военщины, приветливый, разговорчивый, любопытный и интересующийся
многими вещами, в том числе по моей финансово-экономической специальности
назадавал кучу разнообразных вопросов. Единственное, немного чересчур увлечен
теорией заговора и разговорами о "мировой закулисе”.
Выяснив, что мои новые знакомые имеют отношение к
расквартированным в Армении российским войскам, я решил разузнать у них
побольше про Ани и пропускной режим на границе. Выяснилось, однако, что Михаил
— не пограничник, а, по его выражению, "красноармеец”, то есть пехотинец. Зато
они все тоже еще не видели Ани, у них был выходной, и потому через некоторое
время мы отправились на встречу с древними руинами, рассчитывая на солидарность
пограничников и пехоты. Нас по дороге остановил блок-пост погранцов,
внимательно осмотревших всех нас и еще попросивших открыть багажник. Доехали мы
в итоге только до официальной точки обзора. Там вокруг красиво, но Ани видно
весьма условно, то есть без хорошего бинокля не видно совсем.
Из Гюмри я уехал сильно вечером и обратно в Ереван прибыл
уже затемно. Мне пришлось искать гостеприимства на новом месте. В этот раз меня
приютил Реза, живущий в центре Еревана иранец. Смуглый, курчавый, бородатый,
лохматый. На вид — настоящий исламский террорист, если бы не широчайшая улыбка,
приветливость и добродушный нрав.
Последний день в Армении посвятил осмотру храма и крепости в
Гарни и монастыря Гегард. Я раньше думал, что такие только в Италии и Греции
есть, а никак не в наших постсоветских палестинах. А вот ведь есть! Вернувшись
под вечер в Ереван, прошелся по центральному рынку и сувенирным лавочкам, а
затем отправился в заведение под названием "Наша деревня”, чтобы спустить
оставшиеся армянские драмы (именно так называются местные "драматические
деньги” и напоследок еще раз насладиться армянской кухней в национальном
"туристическом” ресторане. Интереснее всего же показались лепешки с
карабахскими травами под названием "жингялов хац”, я даже взял несколько с
собой домой.
На этом мои армянские приключения подошли к концу, хотя, вероятно,
через какое-то время я в Армению еще вернусь. Очень уж здесь хорошо, да и надо
все-таки выучить по-армянски слово "спасибо”, которое я так и не сумел пока
освоить. Елена Шуваева-Петросян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.