Analitika.at.ua. Турция и Азербайджан, даже в плане трафаретной политики «депутатского братства», делают все для создания иллюзии, что в отношениях этих государств ничего особенного не произошло. В Баку вновь взмыли турецкие флаги, посетившие Баку турецкие парламентарии вновь поклялись, что Турция не примет ни одного решения, ставящего под удар интересы Азербайджана (особенно если эти решения связаны с Арменией), и, наконец, это красное словцо - «один народ, два государства» - и дальше будет основным связующим мостом между Турцией и Азербайджаном.
Однако все это происходит одновременно с появлением новых реалий в регионе. Это подсказывает, что обещания турок есть не что иное, как элементарное очковтирательство, поскольку Анкара своими последними шагами дала понять, что намерена раз и навсегда покончить со своим статусом придатка того или иного геополитического полюса - превратившись, таким образом, в самодостаточного, независимого и сильного игрока. Именно это и дает основания предполагать, что Азербайджан постепенно становится для Анкары разменной монетой, которая в условиях инфляции превращается в никчемный кусочек металла.
Дабы не быть голословным, попробуем подытожить последние события. А они свидетельствуют если не о противоречии интересов Турции и Азербайджана, то по крайней мере о том, что дальше «братья» пойдут в противоположных направлениях. А следствием этого «распутья» (в конце концов) станет серьезное столкновение интересов. Причем сказанное относится и к политическим предпочтениям, и к энергетическим проектам, которые еще недавно считались «плодами любви» Баку и Анкары.
Начнем с того, что Турция предприняла политический демарш против Израиля, в то время как Азербайджан изо всех сил стремится приобрести статус стратегического партнера Израиля в нашем регионе. В принципе, этот шаг Баку - вынужденный, обусловленный тем, что Анкара намерена установить отношения с Ереваном, изменить форму и качество отношений с Ираном и, наконец, стать стратегическим партнером России в области энергетики. Каждый из этих пунктов противоречит внешнеполитическим интересам Азербайджана, поскольку с Ираном у Баку серьезнейшие проблемы (некоторые аналитики оценивают отношения между этими странами как скрытую вражду). С Арменией - все ясно. А в случае с Россией все намного существеннее, поскольку стратегическое партнерство Москва-Анкара превращает Баку в энергетический придаток России, и ничего более.
Стало быть, если Анкара на этом поле достигнет определенных успехов, то это автоматически приведет к тому, что Азербайджан фактически окажется в политической изоляции. Причем это не может не беспокоить азербайджанское руководство, так как при таком развитии событий неизбежно возникнут проблемы и внутри страны. Ведь за последние десять лет, проводя крайне недальновидную политику, клан Алиевых добился того, что собственное население уверовало в лидерство Азербайджана не только в регионе, но и в его безусловное лидерство во всем турецком мире. А разочарование (особенно в такой стране, как Азербайджан), приводит к чрезвычайно жестоким последствиям. И если ситуация не изменится (что мало вероятно), то Ильхам Алиев почувствует это на собственной шкуре.
Что касается новой энергетической политики Турции, то в данном случае трудно не заметить, что Анкара постепенно «отряхивается» от азербайджанского влияния. В качестве первого шага Турция позволила России использовать турецкий отрезок черноморского бассейна для газопровода «Южный поток-2», нанеся тем самым серьезный удар по проекту «Набукко». Удар оказался более чем ощутимым, если учесть, что Россия и Туркмения пришли к принципиальному соглашению о строительстве каспийского газопровода. А это означает, что туркменский газ обогнет не Россию, о чем мечтал Баку, а его самого - Азербайджан, лишив его возможности приобрести довольно мощный рычаг воздействия.
Кроме того, недавний визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран доказал, что Анкара перестала связывать надежды с бутафорским каспийским газопроводом и окончательно повернула взоры на юг. Во всяком случае, информация о том, что в будущем «голубое топливо» из иранского месторождения «Южный Парс» потечет через Турцию в Европу, доказала, что в этом вопросе Анкара будет учитывать исключительно собственные интересы, которые в данном случае диаметрально отличаются от азербайджанских.
И наконец, нельзя обойти вниманием недавний визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Анкару, итоги которого в какой-то степени можно считать сенсационными. После встреч Назарбаева с премьером Эрдоганом и президентом Гюлем стало известно, что основной темой разговора сторон была возможность объединения энергосистем Казахстана, Ирана и Турции. Неожиданно это или нет, но факт остается фактом: это может произойти только в обход Азербайджана. А это означает, что Баку уже не стоит в первых пунктах политических приоритетов Турции, как пытается внушить всем азербайджанское руководство.
Из сказанного можно сделать вывод: то, что происходит в последнее время в отношениях Турции и Азербайджана - это только увертюра, а нынешний мир в их отношениях - это лишь затишье перед бурей. В Баку еще не понимают (или упорно не хотят понимать), что гарант Азербайджана в регионе наконец вышел на реальное политическое поле, где эмоциональные заявления не имеют никакого значения. Анкара, воспользовавшись ситуацией, сложившейся после августа-2008, пытается стать авторитетным игроком в регионе, а это возможно, только пожертвовав чьими-либо интересами (в данном случае - Азербайджана) во имя интересов остальных. А Баку, судя по всему, стал раздражать всех - без исключения.
Ромик Арутюнян
Источник: Azatamtutyun.com |