Главная » 2012»Июнь»6 » Экономика Азербайджана: мифы и реальность
Экономика Азербайджана: мифы и реальность
00:11
Analitika.at.ua. В последнее время различные СМИ и высокопоставленные
чиновники часто высказывают мнение, что, в отличие от экономики Армении,
которая находится в очень плохом состоянии, экономика Азербайджана переживает
период расцвета, демонстрируя беспрецедентно высокие темпы роста. Конечно,
учитывая то, что армянская экономика, по-прежнему, имеет ряд проблем, которые
необходимо решать, тем не менее, ниже мы попробуем коснуться другой стороны
этих утверждений и бросить общий взгляд на некоторые характерные черты азербайджанской
экономики и на реальное благосостояние населения Азербайджана.
Основной акцент, при помощи которого соответствующие
азербайджанские официальные круги пытаются абсолютизировать темпы роста
экономики своей страны, касается динамики экономического роста. Этот факт с
большим энтузиазмом воспринимается в некоторых азербайджанских кругах. В связи
с этим президент Ильхам Алиев во время посвященной Азербайджану интерактивной
сессии 29 января этого года в Давосе объявил даже о том, что экономика
Азербайджана по конкурентоспособности находится на первом месте среди стран СНГ.
Это утверждение так же было основано на данных о темпах
роста азербайджанской экономики. Тем не менее, остается открытым следующий
вопрос: являются ли процесс экономического роста и уровень
конкурентоспособности экономики сопоставимыми явлениями? Или, если в экономике
отмечается экономический рост, то в случае с Азербайджаном можно ли считать это
достаточным условием, чтобы сопоставить его с повышением уровня жизни
населения? Ведь конечная цель любого экономического роста должна сводиться
именно к обеспечению соответствующих условий безопасного существования
государства и организации наиболее полноценной жизни его населения. И поэтому
реальная оценка экономических достижений дается на основе этих обстоятельств,
то есть насколько экономический рост сопровождался обеспечением условий для
более безопасного существования государства и для более высокого уровня жизни
населения.
Если говорить о темпе экономического развития в
Азербайджане, то, действительно, начиная с 1996 года, он демонстрировал
довольно стабильную положительную динамику. Согласно данным, опубликованным
Всемирным банком (ВБ), ВВП Азербайджана в период с 1996 по 2000 год имел
однозначную (за исключением 2001-ого года), а, начиная с 2000 года, уже
двухзначную величину роста.
Наибольший рост ВВП Азербайджана был зафиксирован в 2006
году - 34,5%. Однако, можно заметить, что с 2006 по 2010 год темпы роста начали
снижаться, составляя в 2011 году всего 0,1%.
С другой стороны, не секрет, что важнейшей составляющей
азербайджанской экономики является нефтегазовая отрасль промышленности, и
львиная доля зафиксированного экономического роста в Азербайджане за последние
10 лет приходилась именно на долю этого сектора. Следовательно, динамику такого
снижения можно объяснить двумя обстоятельствами.
1. Спрос на азербайджанские энергоресурсы на мировом рынке
приблизился к максимальному уровню.
2. Объемы добычи нефти и газа, а также возможности их
поставки в 2010-2011 годах приблизились к максимальному уровню, и Азербайджан,
в условиях имеющихся нефтегазовых запасов, больше не в состоянии обеспечивать
дополнительные объемы добычи и поставки на мировой рынок.
Первое обстоятельство менее реально, принимая во внимание
прогнозы ОПЕК 2010 года касательно роста спроса на нефть на мировом рынке в
2011 году, которые в результате исполнились. Более того, имеются также
прогнозы, что в частности спрос на нефть на мировом рынке продолжит
увеличиваться до 2025 года. В этом контексте более реалистичным становится
второе предположение, которое разделяет большинство специалистов.
Таким образом, можно констатировать, что с 2011-го года в
Азербайджане существенно ограничились дальнейшие возможности экономического
роста за счет нефтяного сектора. С другой же стороны, касаясь инфраструктуры и
доли разных отраслей экономики в формировании ВВП Азербайджана в 2005-2011
годах, становится очевидным и низкий уровень диверсификации азербайджанской
экономики и следовательно ее уязвимость.
Как уже было отмечено, из вышеуказанных данных можно
убедиться, что в период с 2005 по 2011 года азербайджанская экономика в
основном держалась на нефтегазовой промышленности, в том случае, когда
производственная отрасль в формировании ВВП имела довольно низкую долю. То же
самое можно отметить и относительно сельского хозяйства, в случае с которым
проблема состоит уже не только в уязвимости этой отрасли как отдельного сектора
экономики, но и в продовольственной безопасности Азербайджана. Достаточно лишь
отметить, что 54% - 55% территории Азербайджана (около 47,4 - 47,6 тыс. кв.
километров) - это земли сельскохозяйственного назначения, и подобный низкий
уровень доли сельского хозяйства в ВВП страны свидетельствует о довольно низкой
производительности данной отрасли и о бедности сельского населения
Азербайджана.
В частности, если учитывать, что согласно данным
государственного комитета по статистике Азербайджана, число сельских жителей,
для которых источником основного дохода является сельское хозяйство, лесное
хозяйство и рыболовство, в 2011 году составляло 4,28 млн. человек (47% от
общего населения), то доход каждого из них в том же году должен составлять
около 643,4 манатов или, примерно, $820.3. Таким образом, примерный уровень
среднего дохода средней сельской семьи из четырех человек в 2011 году составлял
около $3281,3. Естественно, здесь следует учитывать и то, насколько сельские
жители Азербайджана заняты в местных отраслях производства, промышленности,
строительства, торговли, общественного обслуживания, а также какой была сумма
платежей социального обеспечивания из государственного фонда социальной защиты.
Тем не менее, учитывая данные государственного комитета по
статистике Азербайджана о том, что из занятых 3,7 млн. граждан в 1999 году
(более свежих данных в исходном отчете нет), 1,57 млн. (около 42.4% от общей
занятости) были заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве,
становится ясно, что рассчитанный нами уровень дохода по части сельского
населения близок к своей реальной величине (учитывая соответствующее
соотношение сельскохозяйственных территорий и числа сельских жителей к общей
площади Азербайджана и к общему числу населения, вероятность того, что
вышеуказанное процентное соотношение претерпело существенное изменение, очень
мала).
В пользу этого свидетельствует и то, что в 2012 году число
занятых в сфере производства в Азербайджане составило 96 тыс. человек (примерно
1,1% от общего населения и 6,1% от занятых в сельском хозяйстве). Занятые в
промышленности в целом итого составили всего 2% от общего населения страны и
11,7% от занятых в сельском хозяйстве. Поэтому, если даже предположить, что
половина занятых в промышленности приходится на долю сельских жителей, то от
этого увеличивается доходы всего для 5% - 6% сельских жителей, что не влияет
существенно на корзину общих доходов сельского населения и дохода на душу
сельского жителя. То же самое можно сказать и по части строительного сектора.
Что касается платежей из фонда государственного страхования
сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011
году составила 468,1 млн. манатов или около $596.8 млн. Не имея определенных
статистических данных о сумме платежей, осуществленных именно сельским жителям,
но предполагая что эти платежи в целом имели равномерное распределение между
городскими и сельскими жителями по их пропорциональности в составе общего
населения, суммы, выплаченные сельским жителям, составят $280,5 млн. То есть,
средняя величина социальных платежей на душу жителя села в 2011 году в среднем
составляла около $65,5. Таким образом, можно сделать вывод, что возможный
совокупный уровень годового дохода средней сельской семьи из 4 человек в 2011
году составлял $3543 - $3550. В итоге средний месячный доход для 4,28 млн
сельских жителей в Азербайджане (как уже было отмечено 47% от общего населения)
на среднюю семью в 2011 году составлял примерно $295 - $300. В связи с этим
можно представить и каков уровень благосостояния населения Азербайджана, по
крайней мере сельских жителей, которые составляют почти половину от общего
населения Азербайджана..
В вышеописанном контексте примечательно и то, что в
нефтегазовой отрасли, доля которого в ВВП в 2011 года составила около 50%,
уровень занятости составлял 35 тысяч человек, или 0,38% от общего населения.
Таким образом, в случае с Азербайджаном видна та же характерная черта, присущая
многим другим нефтедобывающим странам. Это, в частности: быстрые темпы роста
ВВП в период развития нефтедобывающей отрасли, большой резерв валютных средств,
зависимость от одной отрасли экономики, крайняя однобокость ее структуры и
низкий уровень диверсификации. Все это в условиях отсутствия соответственной
налого-бюуджетной политики приводит к неравенству в распределении денежных
доходов среди населения и, соответственно, к бедности существенной его части.
В подобных случаях, с точки зрения улучшения ситуации важно
эффективное применение налого-бюджетных рычагов, которые в условиях больших
валютных резервов дают возможность более смело стимулировать программы
социального и регионального характера. Однако в случае с Азербайджаном ничего
подобного не наблюдается.
Вместо заключения.
29 января 2011 года в Давосе президент Азербайджана Ильхам
Алиев озвучил и следующую мысль: "каждая страна, в особенности страна,
переживающая переходный период, должна использовать все ресурсы и природные
богатства, чтобы построить сильную экономку. Это было нашей целью и политикой.
Привлечение в нефтегазовый сектор многомиллиардных, крупных инвестиций помогает
нам диверсифицировать нашу экономику. Сейчас мы поставили перед собой новую
цель. Эта цель - увеличить вдвое внутренний валовой продукт, который уже вырос
в три раза. Однако мы хотим увеличить экономику вдвое, в основном, за счет
развития не нефтяного сектора".
Такой прорыв в экономике Азербайджана предполагается
осуществить в течение ближайших 10 лет, к концу которого предусматривается
увеличить вес ненефтяного сектора в структуре ВВП до 80%. Учитывая в среднем
ежегодный темп инфляции на уровне 10,6% в 2004 - 2011 годах, это фактически
означает, что для достижения подобных результатов (вес ненефтяного сектора
экономики в 2011-ом году составлял 48,3% ВВП) необходимо обеспечить ежегодный
средний рост в ненефтяных секторах экономики в объеме 20,82%. Мы предполагаем,
что сказанное президентом Алиевым относилось к реальному экономическому росту,
а не к номинальному, так как при номинальном росте понадобится ежегодный рост
на уровне 12,73%, который в условиях будущей динамики инфляции в 10%, почти
нечего не будет менять. Возможность подобного роста однако насколько
желательна, настолько и невозможна. Подобные результаты могут быть сопоставимы
с японским экономическим чудом, и в случае их достижения соответствующие
должностные лица смогут внести историю экономического развития Азербайджана в
учебники экономической науки.
Таким образом, вопрос о том, насколько в действительности
сильна азербайджанская экономика, насколько она конкурентоспособна, и служила
ли она тем основным целям, которые мы упомянули в начале данной статьи, пока
остается открытым. Об этих вопросах азербайджанские должностные лица
предпочитают молчать. Но это уже не из сферы экономической науки, а всего лишь
издержки пропаганды. Карен Сафарян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.