Analitika.at.ua. Вопрос маршрутов нефте- и газопроводов, по которым каспийские углеводороды должны перекачиваться в западном направлении, в силу своего геоэкономического и геополитического значения продолжает оставаться в центре внимания мировых держав. Одним из пяти прикаспийских государств, имеющим самое непосредственное отношение к этому вопросу, является Россия, которой далеко не безразлично, по какому маршруту будут поставляться на Запад каспийские нефть и газ.
Не секрет, что контроль над потоками энергоресурсов каспийского региона дает возможность России не столько обрести дополнительный источник пополнения своего бюджета, сколько повысить свою политическую роль для стран производителей и потребителей углеводородов.
Опасаясь чрезмерного усиления экономического а, следовательно, и политического влияния России, ряд европейских стран и США предпринимают определенные шаги по недопущению осуществления подобного сценария. Не случайно, что в «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия» прямо ставится вопрос - станут ли нефтяные и газовые месторождения Кавказа и Средней Азии надежными источниками энергии для США? Обеспечение беспрепятственного доступа к нефтяным и газовым ресурсам Каспия и путей их транспортировки в обход России на мировые рынки является одной из основных целевых установок стратегии Запада в этом регионе.
Стремительно развивающиеся события в Закавказье, активизация действий по изменению статуса-кво во взаимоотношениях Армении с соседними государствами, и, как следствие, выдвижение курса на стабилизацию этого геополитического пространства, по идее должны бы сделать регион более привлекательным для инвестиций и более желаемым в вопросе установления контроля над происходящими процессами (уж не говоря о получении дивидендов от результатов этих процессов).
Стабильность в Закавказье способна стать своего рода «потенциалом возможностей» как для великих держав, так и для государств региона, в вопросе реализации интересов по обеспечению собственной энергетической безопасности.
Так, во всяком случае, представляется данный расклад теоретически.
Регион на стыке углеводородных сделок...
На практике же рассмотрим в целом положение стран Закавказья (плюс Турцию и Иран) в системе энергетических проектов до начала армяно-турецкого сближения (и диалога по вопросу Арцаха) и намечающихся перспектив (декларируемых) после этих процессов.
В комфортном положении транзитера энергоресурсов как с востока на запад, так и с севера на юг, находилась Грузия. Через эту страну осуществляются поставки российского газа в Армению. По территории Грузии проходит газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан; действует маршрут Баку-Супса и др. В мае 2009г. грузинское руководство подписало с Европейским Союзом наравне с Азербайджаном, Турцией и Египтом совместную декларацию по проекту строительства газопровода «Nabucco» (пока все-таки сомнительного!). В Тбилиси настороженно следят за протекающими региональными процессами, так как деблокада Армении во многом негативно скажется на положении Грузии в регионе, ослабив, в первую очередь, ее значение как транзитера.
Иран, занимающий второе место в мире по запасам голубого топлива, в силу наличия так называемого «ядерного досье», был изолирован от участия в крупных нефтегазовых проектах. Газопровод, проложенный из Ирана в Армению (причем на армянском участке в малом диаметре – 720 мм), является своего рода «тупиковым вариантом» развития иранского энергетического потенциала, оставаясь в рамках узкорегионального пользования.
На фоне улучшения армяно-турецких отношений еще ярче прослеживается позиция Ирана как стороны, незаинтересованной в увеличении роли Турции в регионе.
Наряду с этим, тем не менее, возрастает внимание к ИРИ со стороны как Запада и России (традиционно), так и Азербайджана и самой Турции. В отношении с Западом все ясно - в связи с фактическим отсутствием альтернатив в вопросе наполнения трубы «Nabucco» газом (с приходом к власти новой администрации США, и с более «компромиссным» недавним курсом руководства Ирана в диалоге с МАГАТЭ и т.д.) – это исламское государство может стать в итоге звеном в цепи действий Запада в контексте обеспечения энергетической безопасности. Другое дело, что такого развития событий не допустит Россия (практически выступающая против санкций в отношении Ирана), к такому развитию событий не готова пока и сама ИРИ.
«Обострение» отношений между Турцией и Азербайджаном (скорее всего, наигранное) в связи с подписанием известных Протоколов между Ереваном и Анкарой выявило тенденцию укрепления связей Азербайджана с Ираном, может быть, во многом и вопреки постоянной конкуренции Ирана с Турцией.
Так или иначе, ИРИ находится в зоне особого повышенного внимания имеющих место процессов в регионе со стороны всех акторов.
Представляет интерес тандем «Турция-Азербайджан»...
На достаточно выгодных позициях находились оба этих государства в обеспечении собственного энергетического интереса, хоть и не до конца реализованного в условиях неразрешенности ряда вопросов с региональными соседями и закрытых границ. Упомянутый выше газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ), злосчастный Nabucco, «Южных поток», «Голубой поток 1,2»; нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан; Баку-Новороссийск и Баку-Супса; Самсун-Джейхан – вот основной список проектов, в которых вместе или порознь участвовали Турция и Азербайджан.
Интересно проследить динамику действий Анкары и Баку в вопросах о поставках углеводородов в контексте «армяно-турецкого диалога». На первый план выходит отсутствие договоренности о цене на газ между Турцией и Азербайджаном (в ходе полуторагодовых переговоров!), тиражируемое в СМИ после подписания Протоколов и до визита в рамках «футбольной дипломатии» (10 и 14 октября соответственно) как один из показателей ухудшения турецко-азербайджанских отношений.
14 октября в Баку Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR и российский «Газпром» подписали среднесрочный контракт о поставках азербайджанского газа в Россию. Согласно документу, с начала 2010 г. в Россию будет поступать ежегодно не менее 0,5 млрд.куб.м газа. При этом, контракт предполагает продажу любого газа, добываемого в Азербайджане.
Кроме этого договора, уместно вспомнить документ, подписанный 26 июня в Баку между Газпромом и ГНКАР, об условиях контракта купли-продажи азербайджанского природного газа с первой фазы месторождения Шах-Дениз, не исключая в дальнейшем поставок и со второй фазы месторождения (которое находится уже в центре интересов Запада по «Nabucco»).
19 октября президент ГНКАР Р.Абдуллаев сообщил о планируемых поставках газа в Иран, уже начиная с зимнего периода этого года. Согласно заявлению, после всех необходимых реконструктивных работ на газопроводе, объединяющем Иран и Азербайджан, и в направлении России, по указанным трубопроводам можно будет прокачивать около 7 млрд.куб.м газа ежегодно.
Иными словами, начало активной стадии переговорного процесса между Арменией и Турцией никак не отразилось на взаимоотношениях Азербайджана с другими Прикаспийскими государствами, во многом укрепив их. Каков будет конец этой стадии – покажет время.
А пока в особенно выгодных условиях находится Турция, во всех возможных направлениях реализующая свой потенциал, в том числе, как транзитной страны. Прямо противоположные, казалось бы, проекты приобретают реальное содержание в действиях турецкого руководства по планам реализации интересов своей страны в нефтегазовой сфере.
Так, по проекту «Южный поток» 19 октября президентом Турции Абдуллой Гюлем было объявлено о принятии турецким правительством всех необходимых решений о выдаче разрешений на проведение геологоразведочных работ в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Соответствующие договоренности между официальными Москвой и Анкарой были достигнуты в ходе августовского визита премьер-министра РФ Путина в столицу Турции.
Таким образом, «Южный поток» - это реальный, готовый к осуществлению проект транспортировки газа европейскому потребителю.
Чего нельзя сказать о так называемом «альтернативном» направлении в поставках голубого топлива (Nabucco) в Европу. Между тем, в поддержку этого проекта со стороны Турции совершаются периодические, заведомо несерьезные, действия. Одним из последних такого рода событий стало обсуждение между представителями Турции и Ирака возможности подписания меморандума о взаимопонимании в вопросе доставки иракского газа в Европу через территорию Турции – планируемого Nabucco.
Подобного рода несерьезная инициатива по привлечению к участию в данном энергопроекте исходила от Турции и в отношении Армении. Комментарии излишни. Это есть не что иное, как хорошая мина при плохой игре.
Роль Армении в системе нефтегазового комплекса пока сводится, в условиях исключения ее из основных проектов в данной сфере, к состоянию, по большей части, безмолвного наблюдателя за этими процессами.
Газопровод Иран-Армения, на котором до недавнего времени велись восстановительные работы, в преддверии зимы позволит ежедневно транспортировать до 6 млн.куб.м газа. В республику поставляется российский газ через территорию Грузии, если, конечно же, в последней не происходит каких-либо эксцессов. До конца этого года планируется начало полевых работ по строительству нефтепровода Тебриз-Ерасх.
Однозначно сказать, что происходящие в последнее время процессы в регионе, коснутся и Армении, и даже благоприятно скажутся на ней, конечно, невозможно.
Но точно одно - региональные, локальные события, приобретают масштабное звучание. Будет ли Армения в аккорде этого звучания – опять же покажет время.
Екатерина Жиренко
Источник: Де-факто |