Четверг, 25.04.2024, 16:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 9 » Евреи и армяне Ирана: как живут иноверцы под зеленым знаменем пророка?
Евреи и армяне Ирана: как живут иноверцы под зеленым знаменем пророка?
00:17

Analitika.at.ua. Большинство людей считают Иран крепостью фундаменталистского ислама, но на улицах, базарах встречаются последователи другого, древнего вероисповедания, которые по внешности не отличаются от своих соотечественников — до того как созовут на молитву. Они идут не в мечети, а в синагоги.

Это евреи Ирана. В основном забытые остальным миром, они живут здесь уже 2700 лет. Персидский царь Кир Великий, создавший империю династии Ахеменидов, в 538 г. до н.э., завоевав Вавилон и включив его в состав Персидской державы, освободил их порабощенных предков. Тогда же был издан указ, по которому иудеям разрешалось вернуться на родину своих предков. Даже деньги на восстановление Иудейского храма в Иерусалиме были выделены.

Пользуясь протекцией Кира, часть евреев осела на землях Ахеменидов. Одно из первых еврейских поселений возникло в Исфагане, который также назывался Дар-Аль-Яхуд (по-арабски — “земля евреев”). По словам главы общины Элиаса Харониана, к концу XIX века численность евреев в Исфагане составляла около 100 тыс. человек. В настоящее время Исфаган является носителем исторического наследия евреев Ирана: в городе расположено еврейское кладбище, возраст которого составляет более 2 тыс. лет, синагога и еврейские мавзолеи. В городе сейчас проживает около 1500 евреев. Царь Кир стал единственным зарубежным правителем, о котором сохранились почтительные упоминания в иудейской канонической литературе. В Персии еврейское общество занимало видное положение — это были коммерсанты и ремесленники.

В современной истории в период с 1950 по 1979 гг. отношения между Ираном и Израилем были образцом межгосударственного добрососедства. Де-факто признав Израиль в 1950 г., Иран почти сразу начал с этой страной тесное и разностороннее партнерство. Так, в 1971-1977 гг. Израиль входил в десятку важнейших торговых партнеров Ирана. А в один из острых периодов военных действий в 1973 году (“война “Судного дня”), когда Израиль испытывал потребность в боевых самолетах, Иран передал ему 25 истребителей типа “Фантом”. Исламская революция 1978-1979 гг. изменила режим, повлекла за собой внешнеполитическую переориентацию. Разумеется, это сказалось на отношениях Ирана с Израилем и арабскими странами. Но, хотя Израиль в исламском Иране именуется не иначе как “сионистский режим”, вождь революции имам Хомейни не раз подчеркивал, что речь идет именно об Израиле как государстве, а не о евреях вообще, в том числе проживающих в Иране. Права евреев как религиозного меньшинства защищены конституцией, правительство ИРИ и мусульмане обязаны “с добротой и исламской справедливостью” обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права.

Сразу после революции многие евреи уехали, боясь погрома. Но резни не было: Иран все-таки является домом для самого большого еврейского общества на Ближнем Востоке вне Израиля. Сейчас еврейское население составляет около 28000 человек. Еврейский капитал по-прежнему продолжает оставаться неотъемлемой частью иранской экономики, верующие иудеи свободно отправляют свой культ в действующих синагогах. А когда президент Ахмадинежад назвал холокост мифом, бывший президент Хатами публично оспорил эти слова, заявив, что холокост — историческая реальность.

Существуют конкретные достижения евреев на уровне законодательства. Одно из них положило конец практике, по которой еврейские семьи получали гораздо меньшую компенсацию, чем мусульманские семьи, если у них в результате несчастного случая погибал родственник. Другой законопроект отменил дискриминирующее положение законов о наследстве и уголовном наказании. В стране 40 синагог, из них 23 активно действуют, только в самом Тегеране находятся 11 функционирующих синагог. Есть и немало средних школ для евреев (только в Тегеране их около 10) и детских садов. Еврейские дети, которые учатся в обычных школах, на уроки по религии приходят в специальные классы в еврейских общинах. Их оценки высылаются в школу. Несмотря на действующий закон, запрещающий производство, употребление и сбыт алкогольных напитков, евреям дано право производить для своей общины вино и употреблять его в соответствии с иудейскими традициями.

Можно упомянуть и о некой схожести иранцев и евреев. По своему происхождению иранцы являются арийцами. В соответствии с одной из версий название страны “Иран” происходит от “Ариен” (перс.), что означает “страна ариев”, в которой проживали предки современных персов. Данное обстоятельство изначально формирует в национальном сознании иранцев установку о некой избранности, что, однако, не выпячивается на первый план, но присутствует в их мировоззрении. Возможно, что в основе существующей в сознании персов установки лежит представление о том, что именно они являются потомками народа, который создал в древние века одну из передовых цивилизаций человечества (наравне с греческой и индийской), тогда как в других регионах мира она только зарождалась. Такая же установка на свою собственную божественную избранность и особую миссию присутствует в сознании носителей иудейской религии.

 

Армянская община

 

В Иране проживают более 100 тысяч армян. История армян на территории Ирана имеет сходство с историей евреев. Как и евреи, они имеют древние корни. Первое упоминание об армянах — Бехестунская надпись (находящаяся в 40 км к востоку от Керманшаха) 515 года до нашей эры, где Дарий I упоминает Армению как часть Персидской империи. Армяне неоднократно находили приют в Иране от турок-сельджуков, монголов. В период Первой мировой войны, в начале ХХ века, нашли приют от турецких погромов. При шахе Аббасе большая колония армян была переселена из Джульфы под Исфаган, ставший в период Сефевидов столицей Ирана (в настоящее время это поселение “Новая Джульфа” влилась в черту города). При Сефевидах, экономическое могущество которых строилось во многом на торговле шелком, армяне занимали исключительно важное место в экономике страны, так как именно в их руках находились компании по торговле с Европой. Они активно участвовали в конституционном движении 1905-1911 гг. После исламской революции 1978-1979 гг. начался массовый отток из Ирана (по некоторым сведениям, около 100 тыс.), но этот всплеск эмиграции был в значительной степени вызван ухудшением экономического положения страны. Положение армян в Иране заметно улучшилось после распада Советского Союза и образования Армении как самостоятельного государства, когда Иран стал заключать дипломатические и экономические договора с Арменией. Именно с Арменией у Ирана сложились самые широкие и разносторонние связи из всех новых государств Закавказья.

В законодательной части армяне, исповедующие христианство, так же как и евреи, защищены Конституцией Ирана как люди “Священной книги”, им гарантировано минимум 2 места в иранском парламенте-меджлисе. Действуют 40 армянских школ, из которых 26 находятся в Тегеране, издаются книги на армянском языке, выходят в свет ежедневная газета “Алик” (Волна) и еженедельная газета “Аракс”. Действуют спортивный комплекс “Арарат”, армянские клубы, где можно заказать домашние вино и женщина может снять платок. Армянские предприниматели все более активно участвуют в экономической жизни страны.

 

Источник: Новое время

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 2936
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru