Понедельник, 25.11.2024, 12:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Июнь » 18 » Европа и вступление Турции в ЕС
Европа и вступление Турции в ЕС
00:08

Analitika.at.ua. Наиболее важной проблемой в европейско-турецких отношениях остается прием Турции в Европейский союз. Хотя соглашение о тарифах и другие соглашения между Европейским союзом и Турцией предоставляют ей широкие возможности по сотрудничеству и получению преимуществ в отношениях с Европейским сообществом, Турция стремится к полноценному участию в нем.

 

Евразийская политика Турции, которую она активно проводила после распада СССР, убедили ее в том, что основные партнеры, в том числе США, не заинтересованы в усилении турецких позиций на Кавказе и в Центральной Азии, и восточная политика не стала, даже в небольшой мере, альтернативой европейскому направлению. Евразийские рынки не позволили Турции совершить новый скачок в ее экономическом развитии, а только обусловили глубокий экономический кризис, так как, будучи нацеленной на получение больших преимуществ, Турция столкнулась в этих регионах с серьезными конкурентами.

 

Государства Кавказа и Центральной Азии также разочарованы в Турции, которая не обладала необходимыми технологическими и инвестиционными возможностями для оказания существенной помощи данным государствам. Ухудшение отношений с США, вызванное политикой Турции в отношении Ирака, также убедило ее в необходимости ускорения процесса вступления в Европейское сообщество.

 

За последние годы Турция осуществила ряд серьезных шагов, которые, так или иначе, были нацелены на обретение более преимущественных позиций в диалоге с Европейским союзом.

 

Принципиальная позиция Турции в отношениях с США привела к некоторому изменению в отношении Турции со стороны европейских государств. Некоторые радикально ориентированные антиамериканские политические силы в Европе предпочли видеть в этой позиции Турции благоприятную перспективу в противоборстве с США. Однако, эти политические силы недостаточно влиятельны и не способны сформировать общее положительное отношение европейцев к вступлению Турции в Европейский союз. К данным силам относятся, прежде всего, левые и либеральные политические круги.

 

Турция приложила усилия к урегулированию отношений с арабскими государствами, прежде всего, с Сирией и Египтом и с Ираном, что осуществилось в атмосфере отказа Турции от участия в операции против Ирака. Напряженность в отношениях Турции с государствами Ближнего Востока в немалой степени беспокоит европейцев, которые, как правило, приводят это обстоятельство как аргумент недопущения Турции в Европейский союз. Турция пытается представить себя не только в качестве буфера между Европой и исламским миром, но и как государство, способное быть проводником европейской политики на Ближнем Востоке.

 

Турция попыталась добиться улучшения ситуации с правами человека в отношении курдов и других этнических и религиозных меньшинств. В этой сфере процессы, происходящие Турции, подвержены значительной инерции, но европейцы вынуждены признать, что Турция стремится к достижению неформальных успехов.

 

Турция последовательно приняла условия международных финансовых организаций по экономическому реформированию. Данные реформы, предполагающие либерализацию экономики, борьбу с коррупцией, не могут не оцениваться европейцами как важные достижения. Несмотря на переживаемый экономический и в какой-то мере политический кризис, турецкая экономика характеризуется как передовая, диверсифицированная, продвинутая и способная адаптироваться к новым ситуациям.

 

Приход к власти умеренно-исламских политических сил в Турции привел к усилению опасений со стороны европейцев. Однако, политика умеренных исламистов привела европейцев к осмыслению социально-политических процессов, происходящих в Турции, как весьма позитивных. Европейские политики и интеллектуалы рассматривают умеренных исламистов в Турции как движение, аналогичное христианской демократии в европейской политической традиции.

 

Одновременно, социально-демократические партии склоны рассматривать данные силы в Турции как близких по идеологии к европейской социал-демократии, так как усматривают в турецких умеренных исламистах социально-направленное политическое движение. Внешняя политика данных сил в Турции воспринимается как более толерантная, нежели политика военных и правых кругов. Таким образом, даже данный аспект в турецкой политической реальности воспринимается в Европе как нечто позитивное.

 

Вместе с тем, все те же аспекты турецкой социально-политической жизни могут трактоваться в Европе как отрицательные и неприемлемые для европейских интересов. Главными аргументами в нежелании европейцев включить Турцию в состав Европейского союза остаются: опасения перед новыми волнами экономической иммиграции; несоответствие турецкой экономики европейским стандартам; состояние дел с правами человека и свободами в Турции. Европейский союз подает надежды Турции и предлагает ей продолжать реформы. В действительности имеет место непубличная и весьма активная политика европейских государств по данному вопросу.

 

Ватикан, практически, возглавляет «антитурецкую партию» в Европе и прилагает значительные усилия для недопущения Турции в Европейский союз и вытеснение мусульманских иммигрантов из Европы. Ватикан рассматривает Европейский союз как сообщество христианских государств, а такие страны, как Босния и Албания – как временно принадлежащие к исламской религии. Ватикан оказывает большое влияние на правые политические партии во Франции, Италии, Испании, Германии, Австрии, Бельгии и Люксембурга.

 

Польша, которая в этом вопросе вынуждена сотрудничать с США, также принимает во внимание позицию Ватикана. Ватикан оказывает влияние не только на политические партии, но и на широкие общественные круги. Имеются договоренности между наиболее влиятельными политическими и экономическими группировками Европы с Ватиканом по данной проблеме. Имеется мнение наблюдателей, что католические круги в Европе дожидаются этапа официального рассмотрения вопроса о вступлении Турции в Европейский союз, чтобы продемонстрировать свое влияние и выступить против этого по «всему фронту».

 

Государства, которые в силу своего относительно невысокого социально-экономического уровня не испытывают массовой иммиграции арабского и турецкого населения – Италия, Испания, Португалия - не возражают против приема Турции в Европейский союз. Хотя их позиция во многом носит демонстративный характер и рассчитана на комплиментарную позицию в отношении стран Магриба и Турции, как своих соседей по Средиземноморью. В действительности же Италия и Испания всегда возражали против вступления Турции в Европейский союз, так как это приведет к значительному ущербу для их сельского хозяйства и текстильной промышленности, которые являются важнейшими кластерами турецкого экспорта. Например, Италия весьма охотно признала геноцид армян 1915 года из-за нежелания принять Турцию в Европейское сообщество. После террористических актов в Испании весной 2004 года ее позиция в отношении Турции, а также в отношении иммиграции из мусульманских стран, несомненно, изменилась. Политические руководители Испании, Португалии и Италии не могут не считаться с мнением правых сил и католических кругов.

 

Новые члены Европейского союза, не испытывающие больших опасений в результате вхождения Турции, в значительной мере будут следовать политике США, которые настаивают на включении Турции в Европейский союз. Данные государства, за исключением Польши, не стали реальными субъектами европейской политики. Тем не менее, Турция предпринимает усилия по установлению с данными государствами доверительных отношений и предлагает некоторые выгодные направления сотрудничества.

 

Если государства Северной Европы – Швеция, Дания, Финляндия ранее индифферентно относились к вступлению Турции в Европейский союз, то после событий последних лет они, не декларируя своего отношения к этому вопросу, тем не менее, проявляют сдержанность и, скорее, занимают отрицательную позицию. Политические тенденции таковы, что государства Северной Европы будут следовать политике Франции и Германии, так же, как страны Бенилюкса – Бельгия, Голландия, Люксембург.

 

Главными противниками вступления Турции в Европейский союз являются Франция и Германия, а также идущие в фарватере их политики страны Бенилюкса и Австрия. Без положительного отношения данной группы государств невозможно решить ни один вопрос в Европейском союзе. Франция и Германия имеют вполне понятные и, по существу, декларированные договоренности о невозможности вступления Турции в Европейский союз. Их лидеры неоднократно выступали по этому поводу. Вместе с тем, именно эти два ведущих европейских государства несут большую долю ответственности за судьбы Европы и не могут одномерно рассматривать перспективы, связанные с Турцией.

 

Имеется понимание того, что игнорировать интересы и позицию Турции, с точки зрения европейских интересов, было бы неверным. Тем более, что для Турции уже созданы благоприятные условия для сотрудничества с Европейским сообществом. Поэтому, часть политиков и политологов рассматривают возможность определения особого статуса для Турции, имея в виду некоторую ее дистанцированность от принятия важнейших политических и экономических решений, неучастие в европейском валютном союзе, а также ограничение передвижений ее граждан в странах Европейского союза, то есть, практически, непребывание в Шенгенской зоне.

 

Данные планы не обсуждаются ни открыто, ни официально. Над данными планами работают ряд групп интеллектуалов, в том числе «Центр европейских реформ» в Лондоне. Ряд видных европейских экономистов и политологов либерального направления не выдвигают особых опасений, утверждая, что полноценное членство Турции не затронет интересов экономически наиболее развитых стран Европы. При этом, приводятся весьма разумные аргументы и экономические расчеты.

 

Имеется мнение, что ряд государств, в соответствии с принятым Европейским союзом решением о репатриации части иммигрантов, предпринимают усилия по выселению значительных контингентов иммигрантов, главным образом из мусульманских стран. Именно данная политика и подобные другие решения, принимаемые на общеевропейском и национальном уровне, призваны сформировать новую систему передвижения людей в Европе, которая могла бы привести к безопасным условиям членства Турции в Европейском союзе.

 

На фоне данных позиций государств Европейского союза особым образом выглядит позиция Великобритании. В данном вопросе Великобритания полностью солидарна с позицией США, что обусловлено не только проблемами солидарности, но и собственными интересами. США и Великобритания выступают единым блоком по отношению к политике Европейского союза, прежде всего, к политике Франции и Германии, и стремятся к ослаблению европейских связей и обязательств, к созданию ситуации аморфности в европейском политическом поле, к практически неспособности Европейского союза принимать эффективные, своевременные, а главное – самостоятельные политические решения.

 

Важный этап данной политики США и Великобритании завершен – в состав Европейского союза приняты 10 новых членов, которые, как надеются американцы и британцы, будут проводить политику в русле американо-британских интересов. Одновременно происходило расширение НАТО, что по составу новых участников, практически, соответствовало расширению Европейского союза.

 

США и Великобритания действительно получили новых «союзников» в Европе, однако, непонятно, насколько долго будет продолжаться это подчинение бывших государств советского блока англо-саксонскому блоку. Государства Центральной и Восточной Европы все более будут вовлекаться в зону экономического влияния Германии и ее ближайших партнеров – Франции и Австрии. Это может привести к постепенному дистанцированию новых членов Европейского союза и НАТО от американо-британской политики и принятию приоритетов континентальной Европы. Поэтому для США и Великобритании важна Турция, призванная дезорганизовать позитивные процессы, происходящие в Европейском сообществе.

 

Даже обострение дискуссии вокруг данного вопроса может привести к значительному политическому ущербу для Франции, Германии и Европейского союза в целом. США и Великобритания стремятся именно к обострению данной дискуссии. Следует заметить, что совершенно все факторы, которые рассматриваются как позитивные в вопросе о вступлении Турции в Европейский союз, в зависимости от развития политических процессов и корректив в различных стратегиях, могут обрести весьма нежелательное значение. Это касается: экономической ситуации в Турции; положения с правами человека; курдского вопроса; отношения Турции с соседями; исламистской составляющей в турецкой внутренней и внешней политике.

 

Турция остается развивающейся страной, со значительными социально-экономическими и социально-политическими проблемами, что может всегда привести к непредсказуемым последствиям. Страна со столь многочисленным населением, представленная в европейских структурах соответствующим образом, способна вносить, практически, любые коррективы в европейскую политику. США и Великобритания надеются, что Польша и Турция, будучи в Европейском союзе, способны совместно заблокировать многие решения. Возможный «альянс» Италия – Польша – Турция способен заблокировать решения при любом раскладе сил (не считая возможной солидарности с ними других новых членов сообщества).

 

Представляет интерес позиция Греции. После длительного периода сопротивления Греции по вопросу о вступлении Турции в Европейский союз в 1999 – 2000 годах, Греция, под давлением США, решила поддержать Турцию в этом вопросе. США считали это своим крупным дипломатическим достижением. Однако, после провала процесса урегулирования кипрской проблемы, Греция, скорее всего, вернется к своей прежней позиции. Игорь Мурадян, Иратес де-факто, lragir.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1273
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru