Analitika.at.ua. Наиболее
важной проблемой в европейско-турецких отношениях остается прием Турции в
Европейский союз. Хотя соглашение о тарифах и другие соглашения между
Европейским союзом и Турцией предоставляют ей широкие возможности по
сотрудничеству и получению преимуществ в отношениях с Европейским сообществом,
Турция стремится к полноценному участию в нем.
Евразийская политика Турции, которую она активно проводила
после распада СССР, убедили ее в том, что основные партнеры, в том числе США,
не заинтересованы в усилении турецких позиций на Кавказе и в Центральной Азии,
и восточная политика не стала, даже в небольшой мере, альтернативой
европейскому направлению. Евразийские рынки не позволили Турции совершить новый
скачок в ее экономическом развитии, а только обусловили глубокий экономический
кризис, так как, будучи нацеленной на получение больших преимуществ, Турция
столкнулась в этих регионах с серьезными конкурентами.
Государства Кавказа и Центральной Азии также разочарованы в
Турции, которая не обладала необходимыми технологическими и инвестиционными
возможностями для оказания существенной помощи данным государствам. Ухудшение
отношений с США, вызванное политикой Турции в отношении Ирака, также убедило ее
в необходимости ускорения процесса вступления в Европейское сообщество.
За последние годы Турция осуществила ряд серьезных шагов,
которые, так или иначе, были нацелены на обретение более преимущественных
позиций в диалоге с Европейским союзом.
Принципиальная позиция Турции в отношениях с США привела к
некоторому изменению в отношении Турции со стороны европейских государств.
Некоторые радикально ориентированные антиамериканские политические силы в
Европе предпочли видеть в этой позиции Турции благоприятную перспективу в
противоборстве с США. Однако, эти политические силы недостаточно влиятельны и
не способны сформировать общее положительное отношение европейцев к вступлению
Турции в Европейский союз. К данным силам относятся, прежде всего, левые и
либеральные политические круги.
Турция приложила усилия к урегулированию отношений с
арабскими государствами, прежде всего, с Сирией и Египтом и с Ираном, что
осуществилось в атмосфере отказа Турции от участия в операции против Ирака.
Напряженность в отношениях Турции с государствами Ближнего Востока в немалой степени
беспокоит европейцев, которые, как правило, приводят это обстоятельство как
аргумент недопущения Турции в Европейский союз. Турция пытается представить
себя не только в качестве буфера между Европой и исламским миром, но и как
государство, способное быть проводником европейской политики на Ближнем
Востоке.
Турция попыталась добиться улучшения ситуации с правами
человека в отношении курдов и других этнических и религиозных меньшинств. В
этой сфере процессы, происходящие Турции, подвержены значительной инерции, но
европейцы вынуждены признать, что Турция стремится к достижению неформальных
успехов.
Турция последовательно приняла условия международных
финансовых организаций по экономическому реформированию. Данные реформы,
предполагающие либерализацию экономики, борьбу с коррупцией, не могут не
оцениваться европейцами как важные достижения. Несмотря на переживаемый
экономический и в какой-то мере политический кризис, турецкая экономика
характеризуется как передовая, диверсифицированная, продвинутая и способная
адаптироваться к новым ситуациям.
Приход к власти умеренно-исламских политических сил в Турции
привел к усилению опасений со стороны европейцев. Однако, политика умеренных
исламистов привела европейцев к осмыслению социально-политических процессов,
происходящих в Турции, как весьма позитивных. Европейские политики и
интеллектуалы рассматривают умеренных исламистов в Турции как движение,
аналогичное христианской демократии в европейской политической традиции.
Одновременно, социально-демократические партии склоны
рассматривать данные силы в Турции как близких по идеологии к европейской
социал-демократии, так как усматривают в турецких умеренных исламистах
социально-направленное политическое движение. Внешняя политика данных сил в
Турции воспринимается как более толерантная, нежели политика военных и правых
кругов. Таким образом, даже данный аспект в турецкой политической реальности
воспринимается в Европе как нечто позитивное.
Вместе с тем, все те же аспекты турецкой
социально-политической жизни могут трактоваться в Европе как отрицательные и
неприемлемые для европейских интересов. Главными аргументами в нежелании
европейцев включить Турцию в состав Европейского союза остаются: опасения перед
новыми волнами экономической иммиграции; несоответствие турецкой экономики
европейским стандартам; состояние дел с правами человека и свободами в Турции.
Европейский союз подает надежды Турции и предлагает ей продолжать реформы. В
действительности имеет место непубличная и весьма активная политика европейских
государств по данному вопросу.
Ватикан, практически, возглавляет «антитурецкую партию» в
Европе и прилагает значительные усилия для недопущения Турции в Европейский
союз и вытеснение мусульманских иммигрантов из Европы. Ватикан рассматривает
Европейский союз как сообщество христианских государств, а такие страны, как
Босния и Албания – как временно принадлежащие к исламской религии. Ватикан
оказывает большое влияние на правые политические партии во Франции, Италии,
Испании, Германии, Австрии, Бельгии и Люксембурга.
Польша, которая в этом вопросе вынуждена сотрудничать с США,
также принимает во внимание позицию Ватикана. Ватикан оказывает влияние не
только на политические партии, но и на широкие общественные круги. Имеются
договоренности между наиболее влиятельными политическими и экономическими
группировками Европы с Ватиканом по данной проблеме. Имеется мнение
наблюдателей, что католические круги в Европе дожидаются этапа официального
рассмотрения вопроса о вступлении Турции в Европейский союз, чтобы
продемонстрировать свое влияние и выступить против этого по «всему фронту».
Государства, которые в силу своего относительно невысокого
социально-экономического уровня не испытывают массовой иммиграции арабского и
турецкого населения – Италия, Испания, Португалия - не возражают против приема
Турции в Европейский союз. Хотя их позиция во многом носит демонстративный
характер и рассчитана на комплиментарную позицию в отношении стран Магриба и
Турции, как своих соседей по Средиземноморью. В действительности же Италия и
Испания всегда возражали против вступления Турции в Европейский союз, так как
это приведет к значительному ущербу для их сельского хозяйства и текстильной
промышленности, которые являются важнейшими кластерами турецкого экспорта.
Например, Италия весьма охотно признала геноцид армян 1915 года из-за нежелания
принять Турцию в Европейское сообщество. После террористических актов в Испании
весной 2004 года ее позиция в отношении Турции, а также в отношении иммиграции
из мусульманских стран, несомненно, изменилась. Политические руководители
Испании, Португалии и Италии не могут не считаться с мнением правых сил и
католических кругов.
Новые члены Европейского союза, не испытывающие больших
опасений в результате вхождения Турции, в значительной мере будут следовать
политике США, которые настаивают на включении Турции в Европейский союз. Данные
государства, за исключением Польши, не стали реальными субъектами европейской
политики. Тем не менее, Турция предпринимает усилия по установлению с данными
государствами доверительных отношений и предлагает некоторые выгодные
направления сотрудничества.
Если государства Северной Европы – Швеция, Дания, Финляндия
ранее индифферентно относились к вступлению Турции в Европейский союз, то после
событий последних лет они, не декларируя своего отношения к этому вопросу, тем
не менее, проявляют сдержанность и, скорее, занимают отрицательную позицию.
Политические тенденции таковы, что государства Северной Европы будут следовать
политике Франции и Германии, так же, как страны Бенилюкса – Бельгия, Голландия,
Люксембург.
Главными противниками вступления Турции в Европейский союз
являются Франция и Германия, а также идущие в фарватере их политики страны
Бенилюкса и Австрия. Без положительного отношения данной группы государств
невозможно решить ни один вопрос в Европейском союзе. Франция и Германия имеют
вполне понятные и, по существу, декларированные договоренности о невозможности
вступления Турции в Европейский союз. Их лидеры неоднократно выступали по этому
поводу. Вместе с тем, именно эти два ведущих европейских государства несут
большую долю ответственности за судьбы Европы и не могут одномерно
рассматривать перспективы, связанные с Турцией.
Имеется понимание того, что игнорировать интересы и позицию
Турции, с точки зрения европейских интересов, было бы неверным. Тем более, что
для Турции уже созданы благоприятные условия для сотрудничества с Европейским
сообществом. Поэтому, часть политиков и политологов рассматривают возможность
определения особого статуса для Турции, имея в виду некоторую ее
дистанцированность от принятия важнейших политических и экономических решений,
неучастие в европейском валютном союзе, а также ограничение передвижений ее граждан
в странах Европейского союза, то есть, практически, непребывание в Шенгенской
зоне.
Данные планы не обсуждаются ни открыто, ни официально. Над
данными планами работают ряд групп интеллектуалов, в том числе «Центр
европейских реформ» в Лондоне. Ряд видных европейских экономистов и политологов
либерального направления не выдвигают особых опасений, утверждая, что
полноценное членство Турции не затронет интересов экономически наиболее
развитых стран Европы. При этом, приводятся весьма разумные аргументы и
экономические расчеты.
Имеется мнение, что ряд государств, в соответствии с
принятым Европейским союзом решением о репатриации части иммигрантов,
предпринимают усилия по выселению значительных контингентов иммигрантов,
главным образом из мусульманских стран. Именно данная политика и подобные
другие решения, принимаемые на общеевропейском и национальном уровне, призваны
сформировать новую систему передвижения людей в Европе, которая могла бы
привести к безопасным условиям членства Турции в Европейском союзе.
На фоне данных позиций государств Европейского союза особым
образом выглядит позиция Великобритании. В данном вопросе Великобритания
полностью солидарна с позицией США, что обусловлено не только проблемами
солидарности, но и собственными интересами. США и Великобритания выступают
единым блоком по отношению к политике Европейского союза, прежде всего, к
политике Франции и Германии, и стремятся к ослаблению европейских связей и
обязательств, к созданию ситуации аморфности в европейском политическом поле, к
практически неспособности Европейского союза принимать эффективные,
своевременные, а главное – самостоятельные политические решения.
Важный этап данной политики США и Великобритании завершен –
в состав Европейского союза приняты 10 новых членов, которые, как надеются
американцы и британцы, будут проводить политику в русле американо-британских
интересов. Одновременно происходило расширение НАТО, что по составу новых
участников, практически, соответствовало расширению Европейского союза.
США и Великобритания действительно получили новых
«союзников» в Европе, однако, непонятно, насколько долго будет продолжаться это
подчинение бывших государств советского блока англо-саксонскому блоку.
Государства Центральной и Восточной Европы все более будут вовлекаться в зону
экономического влияния Германии и ее ближайших партнеров – Франции и Австрии.
Это может привести к постепенному дистанцированию новых членов Европейского
союза и НАТО от американо-британской политики и принятию приоритетов
континентальной Европы. Поэтому для США и Великобритании важна Турция,
призванная дезорганизовать позитивные процессы, происходящие в Европейском
сообществе.
Даже обострение дискуссии вокруг данного вопроса может
привести к значительному политическому ущербу для Франции, Германии и
Европейского союза в целом. США и Великобритания стремятся именно к обострению
данной дискуссии. Следует заметить, что совершенно все факторы, которые
рассматриваются как позитивные в вопросе о вступлении Турции в Европейский
союз, в зависимости от развития политических процессов и корректив в различных
стратегиях, могут обрести весьма нежелательное значение. Это касается:
экономической ситуации в Турции; положения с правами человека; курдского
вопроса; отношения Турции с соседями; исламистской составляющей в турецкой внутренней
и внешней политике.
Турция остается развивающейся страной, со значительными
социально-экономическими и социально-политическими проблемами, что может всегда
привести к непредсказуемым последствиям. Страна со столь многочисленным
населением, представленная в европейских структурах соответствующим образом,
способна вносить, практически, любые коррективы в европейскую политику. США и
Великобритания надеются, что Польша и Турция, будучи в Европейском союзе,
способны совместно заблокировать многие решения. Возможный «альянс» Италия –
Польша – Турция способен заблокировать решения при любом раскладе сил (не
считая возможной солидарности с ними других новых членов сообщества).
Представляет интерес позиция Греции. После длительного
периода сопротивления Греции по вопросу о вступлении Турции в Европейский союз
в 1999 – 2000 годах, Греция, под давлением США, решила поддержать Турцию в этом
вопросе. США считали это своим крупным дипломатическим достижением. Однако,
после провала процесса урегулирования кипрской проблемы, Греция, скорее всего,
вернется к своей прежней позиции. Игорь Мурадян, Иратес де-факто, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.