Analitika.at.ua. Есть у закавказских турок такая пословица: «Гасан – Гасан
боясан, ерменин кок касасан». Эта турецкая пословица буквально означает
следующее: «Гасан – Гасан возмужаешь и искоренишь армянство». Вот такая вот
пословица, которую хорошо знают в Арцахе.
Встретилась мне эта «народная мудрость» в исследовании
степанакертского психолога Лусине Караханян, изучающей пословицы с агрессивным
содержанием закавказских турок.
Народный фольклор, как ничто иное, отражает особенности
психического склада этноса. Пословицы – часть фольклора нации, аккумулированные
и вербализованные этнические установки нации, иначе говоря, его мировоззрение,
чаяния и цели.
В области современной психологии под установкой
подразумевается такое психическое образование, которое предшествует и
направляет деятельность человека или общества. Сформированная установка, это –
предпосылка к действию. Есть еще и понятие социальной установки. В данном
случае речь идет о психическом образовании, которая присуща значительному числу
членов данного общества, и, следовательно, характерна ему. Так вот, пословицы
являются разновидностью социальной установки.
Как и другие установки, пословицы предвосхищают и мотивируют
деятельность значительного числа членов общества. Пословица формирует у
человека мировоззрение, убеждение. Именно в этом заключается социализирующая,
воспитательная функция пословицы. Следовательно, пословица – один из механизмов
социализации, которая формирует личность. Изучение пословиц имеет прикладное
значение, ибо знать пословицы народа (нации, племени) означает обладать
способностью предсказать возможные действия его представителей в той или иной
ситуации.
Не требуется особой прозорливости для того, чтобы понять,
что вышеприведенная пословица на самом деле - не что иное, как некий
подготовительный этап для выхлестывания наружу агрессии. Шовинистическая по
своей сути эта пословица порождает человеконенавистничество, армянофобию,
высвобождает низменные инстинкты закавказских турок. И следует ли поражаться
тому, что в государственном образовании закавказских турок с украденным у Ирана
названием «Азербайджан», убийцы вроде Рамиля Сафарова воспринимаются как герои.
В обществе закавказских турок такие как Сафаров востребованы. Именно поэтому
алиевский клан преподносит Сафарова как героя.
В самом деле, разве стал бы президент Азербайджана Алиев
героизировать Рамиля Сафарова, будь этот шаг не популярным в среде закаказских
турок, да еще в предвыборный период, и, тем более, в период, когда в этом
образовании нарастает общественно – политический кризис? Естественно, нет. Но
Ильхам Алиев (или его помощники - советники) хорошо знает фольклор и менталитет
возглавляемых им племен, понимает, что именно такие пословицы делают
армяноненависничество естественным состоянием духа общества закавказских турок.
Сафаровых рождают вот такие пословицы. В свою очередь, сами эти пословицы
рождаются как следствие мировоззрения закавказских турок. Так может ли меняться
турок, если формирование личности представителей все новых и новых поколений
происходит под воздействием таких вот пословиц? И может ли меняться турок,
рождающий подобные пословицы?
Следовательно, нельзя поддаваться иллюзии, что
армяноненавистничество – прерогатива только лишь алиевской власти. Нет, и еще
раз нет. Армяноненавистничеством пропитан весь фольклор закавказских турок. И
именно это обстоятельство обосновывает безальтернативность идеи несовместимости
совместного проживания армян и закавказских турок в пределах одного
государства. Эту очевидную истину с постоянной последовательностью подтверждают
сами закавказские турки. Именно поэтому армянские государства должны быть
отделены от подобного образования надежно укрепленной и защищенной
государственной границей. Только и только осознание того, что искоренение
армянства невозможно в принципе, что каждая такая попытка обернется для
закавказских турок этнической катастрофой – делает возможной перспективу
мирного сосуществования армянских государств и государственного образования
закавказских турок бок о бок. Давид ДЖАМАЛЯН, военный эксперт. voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.