Понедельник, 25.11.2024, 11:54
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Июнь » 27 » Ганс Йохан Шмидт: Меня поразила политическая смелость Армении
Ганс Йохан Шмидт: Меня поразила политическая смелость Армении
07:26

Analitika.at.ua. Интервью с завершающим свою миссию в Армении послом Федеративной республики Германии Гансом-Йоханом Шмидтом.

 

- Господин посол, известие о завершении вашей миссии прозвучало несколько неожиданно. Вы осуществляете активную дипломатическую деятельность, и хотелось бы узнать, обусловлен ли ваш отъезд «пожеланиями» армянской или германской стороны.

 

- Причина гораздо проще – в апреле мне исполнилось 65 лет, и в Германии в этом возрасте пора на пенсию. Раньше срок полномочий завершался в день рождения, но сейчас позволяется остаться до летних каникул. Я бы с удовольствием остался, но МИД Германии принимает подобные решения в очень редких случаях.

 

- Господин Шмидт, что изменилось в армяно-германских отношениях за период вашей деятельности?

 

- Политические отношения между двумя странами стали активнее. В марте этого года Армению посетил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, удалось организовать визит в Армению депутатов Бундестага.

 

О развитии отношений говорит и то, что в этом году Национальный праздник Германии в октябре будет отмечаться в Ереванской опере концертом филармонического оркестра, которым будет дирижировать всемирно известный маэстро Топчян. На концерте ожидается присутствие вице-председателя германского Бундестага.

 

Этот праздник в этом году совпадает с 20-летием установления дипломатических отношений между Германией и Арменией, и в связи с этим ожидается также визит председателя Бундестага.

 

Германия является одной из главных членов Европейского союза, следовательно, благодаря, в том числе, и усилиям Германии, с Арменией сейчас проводятся интенсивные переговоры об Ассоциации, о всеобъемлющей свободной торговле и, наконец, либерализации визового режима. Германия заинтересована в привлечении Армении в европейские структуры.

 

Важнейшими направлениями нашего сотрудничества являются содействие институциональному укреплению правосудия, повышению независимости судебной системы, улучшению инвестиционного климата. С другой стороны, эти шаги могут усилить мотивацию обращения граждан к правосудию, если юридические органы получат больше доверия со стороны граждан.

 

Германия убеждена, что без глубоких экономических реформ невозможно стабильное развитие. Поэтому мы активно поддерживаем реформы, направленные на формирование конкурентного климата, укрепление малого и среднего бизнеса и, как это называется, деолигархизацию экономики. Мы считаем, что это может создать также предпосылки для формирования и укрепления гражданского общества.

 

Мы считаем, что без экономического развития есть риски, что Армения отстанет от своих соседей по региону – Азербайджана и Грузии.

 

Германия заинтересована также в шагах по предотвращению эмиграции и утечки мозгов.

 

Кроме того, Армения должна приложить усилия, чтобы преодолеть блокаду. Без урегулирования карабахской проблемы и нормализации отношений с Турцией Армении сложно будет интегрироваться в региональные проекты. Уже сейчас многие коммуникационные проекты осуществляются в обход Армении, готовится еще один – железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, хотя гораздо проще и лучше восстановить уже существующие коммуникации через Армению

 

Было бы целесообразным осуществить энергетические региональные проекты. Армения могла бы стать региональным центром выработки и распределения электроэнергии. Это имело бы и политический подтекст, потому что предполагает экспорт в соседние страны.

 

Что касается внутренней политики, то последние парламентские выборы показали, что все политические силы имели свободу проведения митингов и собраний, доступ к средствам массовой информации, могли свободно высказать свои позиции. Наблюдатели от ОБСЕ расценили предвыборную кампанию как «оживленную», хотя и заявили об упущениях. Это и дефицит организованности, и факты подкупа избирателей, и недостатки в избирательных списках. Но лично для меня основным позитивом было то, что год назад были освобождены люди, которые, как говорят, были наказаны за политические убеждения.

 

Хотелось бы, чтобы в Армении также сократилось число лиц, пребывающих за чертой бедности. Недопустимо, чтобы человек, нуждающийся в срочной медицинской помощи, не мог ее получить из-за отсутствия денег. Я знаю, что некоторые операции стоят более 5 тыс. долларов, и люди, ради спасения жизни своих близких, продают все свое имущество.

 

- Господин посол, вы сказали, что Армения должна предпринять усилия для прорыва блокады, которую осуществляют Азербайджан и Турция. Армяно-турецкие протоколы подписаны, но Турция не желает их ратифицировать. Какие усилия должна в этих условиях предпринимать Армения?

 

- Я считаю, что даже в условиях замороженных протоколов можно стимулировать контакты на уровне обществ. Скажем, германские политические фонды им. Конрада Аденауэра, Фридриха Эберта, Немецкая Ассоциация Народных Университетов (DVV) финансируют целый ряд армяно-турецких проектов.

 

Я понимаю, что отношения с Турцией находятся под влиянием болезненного вопроса геноцида. И должен сказать, что меня поразила политическая смелость, которую проявила армянская сторона, согласившись на подписание протоколов. К сожалению, одна из сторон после такого смелого шага не следует принятым договоренностям.

 

Но я хотел бы процитировать главу германского МИД Гидо Вестервелле, который сказал в ходе приезда в Армению, что неразрешенные региональные конфликты, в которых замешаны Грузия и Россия, Армения и Азербайджан, стоят на пути развития и процветания региона.

 

- В одном из своих интервью вы сказали, что в соглашении об Ассоциации ЕС с Арменией не согласовано 3 из 27 пунктов. Какие эти пункты?

 

- В первую очередь, сама преамбула. Поскольку договоры должны быть заключены с Арменией и Азербайджаном, необходимо найти формулировку, связанную с карабахским конфликтом, приемлемую для обеих сторон.

 

- Весной этого года Евросоюз сделал заявление по карабахской проблеме, в котором содержится рекомендация открыть свободный доступ в Карабах. Намерены ли вы, после сложения дипломатических полномочий, посетить Карабах и ознакомиться с тем, что там на самом деле происходит?

 

- Да, верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон заявила о необходимости открыть доступ в Карабах для спецпредставителей ЕС. Цель такого доступа заключается в содействии контактам обществ. А что касается переговорного процесса, то он происходит под эгидой Минской группы ОБСЕ, и участие ЕС предполагается только после заключения договора о мире.

 

Я разделяю мнение, что мы, как дипломаты, имеем дефицит информации о Карабахе. Фактически, мы все стали политическими заложниками позиции Азербайджана, потому что так получилось, что и Россия, и европейские страны вынуждены считаться с запретами Азербайджана. Хотя было бы правильнее посещать Карабах.

 

Честно говоря, для меня было непонятно, удивительно, что в этот век глобализации и развития информационных технологий из Азербайджана невозможно связаться по мобильной связи с Арменией.

 

Это напоминает мне отношение социалистической Германии к ФРГ, которая воспринималась как противник, с которым были запрещены все контакты. Но на такие шаги идут режимы, которые считают свою власть неустойчивой.

 

Если стороны искренне желают урегулировать конфликт, как они говорят, то следует создавать для этого предпосылки. С моей точки зрения, без мер доверия, о которых говорилось во время встреч Сочи-1 и Сочи-2, невозможно достичь результата. И неготовность к этим шагам демонстрирует реальные цели сторон. Этими мерами в первую очередь, является отвод снайперов с передовой линии, создание механизмов по расследованию инцидентов. Это может деэскалировать ситуацию, но азербайджанская сторона вместо этого допускает вооруженные инциденты, а последний случай произошел уже на границе Армении и Азербайджана, и это говорит о том, что ситуация эскалируется. Международное сообщество призывает прекратить гонку вооружений в регионе, потому что это также эскалирует конфликт.

 

Были приняты заявления на саммитах G8 в Аквилле, Мускоке и Довиле, а на встрече в Казани были ожидания, что соглашение о принципах урегулирования будет, наконец, подписано. И стало холодным душем то, что текст соглашения, в котором был даже согласован вопрос референдума, так и не был подписан.

 

- Господин посол, хочу задать немного наивный вопрос. В одном из своих интервью вы сказали, что Армения не может быть и членом Евразийского союза, и иметь ассоциативные отношения с ЕС. Согласны ли вы с мнением экспертов, что Армения совершила крен в сторону Запада и пересматривает отношения с Россией?

 

- Думаю, нецелесообразно противопоставлять ориентацию на Запад отношениям с Россией, которая имеет в Армении мощное присутствие как в сфере безопасности, так и экономки. Россия присутствует и в финансовом секторе, и в энергетическом, и в телекоммуникационном, железнодорожном, кроме того, по некоторым оценкам, около миллиона граждан Армении являются гастарбайтерами в России. Думаю, Армении лучше сохранять добрые отношения с Россией и укреплять отношения с ЕС. В том числе, со странами Восточной Европы. Скажем, договор о свободной торговле с ЕС не будет противоречить соглашению о свободной торговле СНГ. С этой точки зрения противоречия могут возникнуть, если Армения присоединится к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси.

 

При этом, Армения не должна недооценивать вызовы, которые появятся при подписании соглашения о свободной торговле с ЕС. Вряд ли для ЕС будет достаточно подписания документа. Когда придет время его имплементации, Армения должна будет коренным образом изменить свои таможенную, налоговую сферы, осуществить реформы в области обеспечения конкуренции и защиты интеллектуальной собственности. Это предполагает, что определенные экономические силы будут сопротивляться сдерживанию и ослаблению их доминанты.

 

Экономические акторы ЕС ценят соответствие стандартам в экономической сфере, прозрачность, независимое правосудие и способность страны не отдавать себя в жертву олигополиям.

 

Это действительно будет вызов и приведет к сопротивлению и критике. Но я осмелюсь сказать, что проявление воли для преодоления этого принесет огромную пользу Армении. Более того, политические руководство получит также высокий уровень доверия. А ведь последние выборы продемонстрировали низкий уровень доверия. Это можно преодолеть, решая социально-экономические задачи.

 

Этот переход происходил болезненно во многих странах – и в прибалтийских, и в Чехии, вспомните хотя бы Польшу. Теперь посмотрите на темпы их экономического развития.

 

- Вы сказали о политической воле. Как по-вашему, присутствует ли в Армении воля к столь болезненным, но важным реформам, или слишком много имитации?

 

- Я наблюдаю уже три года за процессами и могу сказать, что вижу позитивные подвижки. Я удивлен мотивированной решимостью руководства Армении, которое стремится к подписанию соглашения об Ассоциации с ЕС. Думаю, предстоящий визит в Армению главы Совета ЕС Хермана Ван Ромпоя станет еще одним стимулом и импульсом.

 

Этот визит, а также посещение Армении Кэтрин Эштон, председателя Европарламента демонстрируют интерес ЕС к стимулированию реформ в регионе. Пока предстоит многое сделать.

 

Скажем, сейчас в армянском парламенте происходят дебаты, звучит критика. Но резолюции европейского парламента были восприняты здесь неоднозначно. Пока не воспринимается то, что в европейских странах парламенты независимы от исполнительной власти.

 

- Еще один наивный вопрос. Германия выступает против вступления Турции в ЕС, и, по некоторым оценкам, из-за вызова демографической экспансии. При этом, Германия выступает за открытие армяно-турецкой границы? Нет ли опасности экспансии в этом случае?

 

- История доказала, что открытые границы способствуют благосостоянию. Этот вопрос обсуждался во время подготовки всех договоров, например, между Германией и Польшей. Тогда также говорилось о необходимости ограничений и квот. Но время показало, что эти опасения были необоснованны.

 

Что касается позиции Германии, то с точки зрения политической надежности важно, чтобы Турция выполнила все обязательства, взятые в 1965 году, когда она подала заявку на вступление в ЕС. Это предполагает изменение законодательства, соответствие стандартам. Определенная часть уже выполнена, но внутренняя политика Турции также влияет на этот процесс. Турция меняется изнутри, и это может быть позитивным для Армении.

 

За последние годы, например, более скромной стала роль военного руководства. Вдова убитого армянского журналиста Гранта Динка заявила в Гюмри: жаль, что процессы начинаются только после трагедий. Но очевидно, что в последние годы в Турции все больше обсуждают прошлое.

 

- И последний вопрос: что бы вы рекомендовали Армении в качестве приоритетных шагов?

 

- Мне кажется, Армения может презентовать себя миру своим богатым культурным наследием – своим искусством, Матенадараном. Этот «софт»-фактор может восполнить дефицит других ресурсов. У Армении нет нефтедолларов, как у Азербайджана, но есть богатое культурное наследие. Армянские музыканты, тот же оркестр под управлением маэстро Топчяна пользуется огромной популярностью в Европе и могут презентовать Армению.

 

Что касается личных пожеланий, то я хотел бы сказать, что не понимаю, почему в стране, которая намерена развивать туризм, в таком состоянии находятся Ахпат, Санаин, Гошаванк. Надо восстанавливать эти монастыри, дополнять их инфраструктурами, санитарными условиями. Иностранные туристы всегда удивляются, как можно не восстанавливать и благоустраивать такие памятники. Это касается и Татевского монастыря, который достоин реставрации и инфраструктур, которые гармонично связали бы его с ландшафтом. Прокладка канатной дороги и строительство некоторых объектов внушают надежду, что это будет сделано.

 

Еще одно пожелание связано с транспортом. Мне бы хотелось, чтобы был осуществлен проект Север-Юг, но не менее важно отремонтировать дорогу Ереван-Спитак-Ванадзор, по которой можно было бы перевозить много грузов. Плохие дороги препятствуют экономическому развитию. Наира Айрумян, lragir.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1316
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru