Analitika.at.ua. Ильхам Алиев – это не Гейдар Алиев. Да и не время делить представления Озала, Демиреля или Алиева-старшего.
В дни карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном Турция в качестве помощи отправила Армении пшеницу, а также открыла воздушную границу для доставки по воздуху помощи, направляемой на самолетах в Армению из разных стран. Помнится сопротивление, оказанное Гейдаром Алиевым. Он не скрывал своего удивления и разочарования, но кризиса не создал.
За выражением «два государства, одна нация» были и кризисы, и обсуждения. Однако в основе лежало то, что вопросы решались без создания проблем между народами. А вопросы в азербайджано-турецких отношениях, возникшие вследствие противодействия сближению Армения-Турция, не похожи на прошлые проблемы. Почему? На самом ли деле сложилось впечатление, будто Турция откажется от Азербайджана? Основной вопрос – Карабах? По-моему, нет.
За возникшей в последние дни напряженностью в отношениях, за кризисом из-за флагов, разочарованием азербайджанского общества, испытанным по отношению к Турции, идет другая игра. Имя ей - энергетическая игра.
Давление проекта «Южный поток»
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал с Россией соглашение о природном газе как раз в то время, когда на повестке стояли протоколы. Однако переговоры в этом направлении продолжались долго. Россия, которая хотела, чтобы азербайджанская нефть транспортировалась на мировой рынок только через ее территорию, не смирилась с мыслью о существовании нефтепровода Баку-Джейхан. Москва выступает против проекта «Набукко», являющегося энергетической альтернативой для Европы. А в качестве альтернативы выдвинуто творение Путина и Берлускони - проект «Южный поток».
Помимо азербайджанской нефти, Россия хочет взять под свой контроль и азербайджанский газ, для чего и настаивает на полном приобретении второй фазы месторождения «Шах-Дениз». А куда подевались соглашения, реализующиеся с Турцией?
Энергетическая политика Турции непонятна
В последнее время Турция избрала непонятный курс в вопросе энергоносителей Азербайджана. К примеру, переговоры, связанные со второй фазой месторождения «Шах-Дениз», ни к чему не приводят. Не достигнуто согласие в вопросе тарифов.
В энергетических кулуарах говорят, что «Анкара отпугивает клиента». Примечательно, что премьер-министр Тайип Эрдоган после того, как дал гарантии относительно проекта «Набукко» в ходе саммита ЕС в Праге, после того, как в парламенте Азербайджана говорил о «двух государствах, одной нации», не мешкая, в Сочи поддержал Самсун-Джейхан и заявил о присоединении к проекту «Южный поток».
Примечательно также то обстоятельство, что вчера премьер Эрдоган присоединился с помощью видеосвязи к встрече Путин-Берлускони, и это в то время, когда еще не завершился процесс убеждения Алиева в плане преодоления кризиса.
Успокоить Алиева
В условиях, когда Москва оказывает давление на Азербайджан с целью контроля над его энергоносителями, неясная деятельность Турции в связи с проектом «Набукко» отрицательно сказывается на Азербайджане. А пути для оказания давления различны, они могут быть как плохими, так и хорошими.
Основная причина кризиса, впервые возникшего между Азербайджаном и Турцией, не может заключаться в подписанных с Арменией протоколах. Эта причина убедительна только для оказания влияния на общества.
Нужно развеять беспокойство Алиева, успокоить его, и основательно разрешить кризис. Потому что на самом деле отношения Азербайджана и Турции имеют особое значение не только для двух стран, но и для независимого и свободного будущего Кавказа.
Фераи Тынч
Источник: ARMENIA Today - Hürriyet |