Analitika.at.ua. Интервью ведущего научного сотрудника Финского института международных отношений Игоря Торбакова агентству АрмИнфо
- 10-го октября Армения и Турция подписали Протоколы о нормализации и развитии двусторонних отношений. Как будет, на Ваш взгляд, развиваться ситуация?
Это, как говорят американцы, «вопрос на миллион долларов». Процесс нормализации находится в начальной стадии и, в зависимости от ряда привходящих факторов, может развиваться как по позитивному сценарию (т.е. постепенного углубления нормализации), так и по негативному сценарию (т.е. торможения и остановки всего процесса).
- По Вашему мнению, сближение Армении и Турции происходит по желанию самих стран или же диктуется сверху, учитывая, что регион Южного Кавказа приобретает все большое значение для США и ЕС как транзитной территории для передачи энергоресурсов?
В сегодняшнем мире действия международных игроков все в большей степени обусловлены их растущей взаимозависимостью. У Армении и Турции есть собственные резоны, вытекающие из понимания политическими элитами обеих стран их национальных интересов, которые подталкивают обе стороны к сближению. В то же время, каждая из сторон завязана в целую сеть отношений, выходящих далеко за пределы кавказского региона, и эти отношения, безусловно, влияют на внешнеполитическое поведение и Турции, и Армении. В данном случае, активная поддержка армяно-турецкого сближения со стороны США и ЕС является весьма существенным внешним фактором, влияющим на динамику этого процесса.
- На Ваш взгляд, кому адресованы и какую цель преследуют заявления Эрдогана о том, что турецкий парламент не ратифицирует Протоколы до решения карабахского конфликта?
У заявлений Эрдогана есть совершенно три очевидных адресата. Во-первых, это домашняя аудитория (крайние националисты, но и не только они). Турецкая публика должна быть уверена в решимости руководства страны отстаивать стратегические интересы и не идти на неоправданные уступки. Во-вторых, это руководство Азербайджана, которое должно быть уверено в том, что Турция остается стратегическим партнером. Наконец, это руководство Армении, которому дают понять, что связь между нормализацией отношений с Турцией и карабахским урегулированием все же существует.
- Если Протоколы все-таки будут ратифицированы и граница между Арменией и Турцией откроется, какие новые конфигурации ожидаются в регионе? Возможно ли на этом фоне сближение Азербайджана с Россией, учитывая, что именно в этот период эти страны подписали между собой крупное газовое соглашение?
Азербайджан никогда не позволял себе слишком отдаляться от России и всегда более-менее искусно балансировал между разными центрами силы. Баку – рациональный игрок и его геополитические предпочтения будут во многом зависеть от того, насколько полно партнеры учитывают стратегические интересы Азербайджана.
- Может ли, на Ваш взгляд, армяно-турецкое сближение отразиться на карабахском урегулировании? Или же эти процессы, как и заявляют армянские власти, действительно никоим образом не связаны между собой и протекают в отдельных руслах?
Мой короткий ответ: я просто не представляю себе полноценной и устойчивой нормализации армяно-турецких отношений без одновременно идущего процесса карабахского урегулирования.
- Несмотря на заверения официальных лиц, очевидно, что отношения между Турцией и Азербайджаном в последнее время претерпевают серьезный кризис. Об этом свидетельствуют и ноты протеста друг другу и заявление президента Алиева о том, что нелогично в нынешних условиях продавать Турции газ за тридцать процентов от мировых рыночных цен. Как, на Ваш взгляд, будут в дальнейшем развиваться отношения между этими двумя странами на фоне армяно-турецкого сближения?
Это главная и сложнейшая стратегическая дилемма Анкары: как улучшить отношения с Арменией, не нарушая при этом дружеские политические и экономические связи с Азербайджаном. Сближение с Арменией, ведущее к ухудшению отношений с Баку просто не имеет смысла. Турция всеми силами будет пытаться сохранить баланс.
- Трубопровод Nabucco является ключевым элементом стратегии Запада, предусматривающей ликвидацию полного контроля Москвы над поставками энергоресурсов в европейские страны. На фоне последних событий насколько возможна реализация этого проекта?
Реализация этого проекта зависит, прежде всего, от демонстрации его экономической состоятельности: этот несуществующий пока что газопровод нужно наполнить газом, которого тоже пока нет. Тех объемов, которые есть в наличии в данный момент, явно недостаточно.
- В одном из своих интервью Вы отметили, что Турция с приходом к власти ПСР стала проводить политику в духе «нео-османизма». Что Вы подразумеваете под этим положением, и насколько сближение с Арменией соответствует этой идеологии?
Действительно, я говорил и писал об идеологии «нео-османизма» именно как о политико-философском обосновании региональной политики Анкары. Будучи одновременно интеллектуальным течением, попыткой переформулировать турецкую идентичность и внешнеполитическую стратегию, нео-османизм на самом деле не является абсолютно новым явлением. Его истоки уходят в начало 1990-х - эпоху президента Тургута Озала. Однако подлинный расцвет течения совпадает с приходом к власти в Турции умеренно-исламистской ПСР. Одним из основных идеологов нео-османизма является нынешний министр иностранный дел Турции Ахмет Давутоглу, хотя сам он предпочитает не использовать этот термин.
Нео-османистское прочтение турецкой истории резко контрастирует с традиционным республиканским нарративом, стремящимся оборвать все связи с до-кемалистским прошлым и отвергнуть все, относящееся к эпохе Османской Империи. В отличие от кемалистов, нео-османисты с готовностью включают в турецкое наследие и Османское прошлое, и Османское геополитическое пространство. Таким образом, предлагаемое ими новое стратегическое видение является не узко национальным, но региональным: оно изменяет представление о Турции как о периферийной стране и помещает ее в центр важнейших исторических событий.
По мнению Давутоглу и его последователей, Турция отнюдь не находится на обочине НАТО, Европейского Союза или Азии. Турция, утверждают нео-османисты, расположена в самом центре Евразии и непосредственно – исторически и географически – связана с такими стратегически важными регионами как Балканы, Ближний Восток и Кавказ. Неудивительно поэтому, что нео-османисты являются сторонниками гораздо более активной внешней политики – особенно на территориях, относящихся к Османскому геополитическому пространству. Таким образом, сближение с Арменией находится в русле этой политической философии.
Арам Араратян
Источник: АрмИнфо |