Analitika.at.ua. В Ирландии проходит референдум по ратификации Лиссабонского договора о реформе ЕС (ЛД). От исхода голосования зависит, появятся ли у Евросоюза президент и министр иностранных дел, и продолжит ли расширяться блок.
В июне 2008 года ирландцы отвергли Лиссабонский договор: на референдуме против него высказались 53,4% избирателей, за – 46,6%. Последние социологические исследования позволили Дублину и остальным европейским столицам (за редким исключением) немного успокоиться. Лондонская Independent сообщает, что 55% респондентов поддерживают договор о реформе ЕС, 27% – против, а еще 18% пока не решили, как голосовать.
Кстати, Ирландия – не единственное препятствие на пути ратификации Лиссабонского договора. Проблемы возникли в Чехии и Польше, которые в свое время поддержали договор, но теперь хотят отыграть решение обратно.
Почему Лиссабонский договор так важен для Европы, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
– Алексей Алексеевич, какие козыри даст договор ЕС?
– Ирландия уже показала характер, отказавшись в свое время подписывать документы, которые бы ввели в действие евроконституцию. Последняя необходима Евросоюзу, чтобы нивелировать экономики стран, выправив ситуацию соответствующим образом.
– Чего же ирландцы упираются?
– Так называемые младшие страны Евросоюза подозревают, что старые члены ЕС, экономики которых серьезно влияют на весь инвестиционный климат в Европе, хотят таким образом подчинить мелкие национальные экономики, и чуть ли не создать новую колониальную систему. Это экономическая подкладка событий.
– А политическая?
– Политическая состоит в том, что есть страны, не заинтересованные в подписании европейской конституции, и вообще в развертывании проекта «Евросоюз». Прежде всего, это США, которые чувствуют, что у доллара растет очень серьезные конкурент – евро. Битва доллар – евро разворачивается как раз в таких мелких неприятных неожиданностях, связанных, например, с ирландским неподписанием.
Надо сказать, американские СМИ и лобби-группы, которые отстаивают интересы США, довольно эффективно действуют на европейском пространстве, и вносят разлад и раздор среди групп влияния Старого света, которые враждуют между собой не по-детски.
Помимо этого, существуют политические комплексы, которые свойственны малым национальностям, коими являются ирландцы, чехи, отчасти поляки – словом, страны, которые чувствуют свою ущербность в ЕС. Таким образом, они доказывают свою значимость: мы сейчас проголосуем – Евросоюзу быть. А не проголосуем – не быть. В этой связи старые члены ЕС рассматривают такие «шалости» как детские. Но эти «шалости» имеют довольно серьезные экономические последствия. Поэтому вся Европа сейчас, действительно, довольно чувствительно относится к любым сомнениям относительно продвижения проекта «Евросоюз».
– Может ли ЕС подтолкнуть тех же ирландцев к нужному решению в ходе референдума?
– Европейцы сами создали такую систему, что никакого реального воздействия на результаты голосования они не имеют. Нет механизма контроля. Потому что это – европейская демократия, со всеми вытекающими последствиями.
– Польшу и Чехию удастся убедить действовать в нужном ключе?
– Скорее всего, да, но для этого потребуются средства. Как известно, Польша и Чехия потеряли недавно ресурсы, которые они собирались сконцентрировать за счет размещения на своей территории элементов американской ПРО. Теперь у поляков и чехов возникла, так сказать, бюджетная дыра, которую необходимо залатать. Именно этим мотивируется такое непостоянство чешского и польского руководств.
Зачем ЕС Лиссабонский договор
ЛД содержит немало положений Конституции ЕС, проект которой в 2005 году забраковали на референдумах французы и голландцы. Его основная цель – сделать блок из 27 стран более сильным путем введения поста президента, который будет избираться на 2,5 года, должности министра иностранных дел, изменения процедуры принятия решений и расширения полномочий Европарламента.
Пока страны – члены союза по очереди в течение полугода возглавляли сообщество, и такая частая смена вызывала немало проблем как внутри блока, так и в его внешних отношениях. А наличие сразу трех политиков, отвечающих за иностранные дела – главы МИДа действующей страны – председателя Евросоюза, высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, а также комиссара ЕС по внешним связям, – порой сбивает с толку.
Еще одно немаловажное новшество – расширение сфер, в которых страны-члены смогут принимать решения не единогласно, а квалифицированным большинством голосов (его должны поддержать 55% государств, население которых в совокупности составляет не менее 65% от общееэсовского). Принцип консенсуса уже не раз играл злую шутку с Россией – достаточно вспомнить, как Польша и Литва блокировали начало переговоров о новом базовом соглашении с Москвой.
Успех ирландского референдума, кажется, почти обеспечен. Многие избиратели поверили гарантиям Брюсселя, что ратификация договора не изменит нейтральный статус их страны и никто не собирается вводить воинскую повинность в «армию ЕС», не узаконит аборты в католическом обществе, не приведет к потере рабочих мест.
Источник: svpressa.ru |