Analitika.at.ua. В начале октября МИД Армении распространил примечательное сообщение. "Глава итальянской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Риккардо Миллиори заявил, что итальянская делегация сделает все от нее зависящее в ходе работы Парламентской ассамблеи ОБСЕ для поддержки армянской стороны и для того, чтобы позиции Армении в вопросе Карабаха были услышаны" - говорилось в сообщении.
Сама по себе эта информация, конечно, ценна и важна – к сожалению, подобные сообщения МИД распространяет крайне редко, если вообще они появляются. Именно этот вопрос – отсутствие лоббистской работы наших дипломатов за рубежом и, в частности, в международных организациях - очень часто становится предметом критических стрел в адрес сотрудников внешнеполитического ведомства Армении, и стрел абсолютно справедливых. В этом смысле заслуживает внимания другая часть мидовского сообщения: "Посол Р. Карапетян представил постоянные спекуляции азербайджанской стороны в карабахском вопросе, касающиеся оккупации земель, беженцев, уничтожения культурных памятников и пр. С учетом того, что итальянский депутат является правоведом, армянский посол передал ему ряд материалов о правовом аспекте карабахского конфликта, а также об уничтожении Азербайджаном армянских памятников в Нахиджеване и других регионах".
Даже самый внимательный эксперт и наблюдатель вряд ли припомнят сообщение, в котором говорилось бы о подобных встречах и беседах армянских послов, тем более таких, в результате которых Армении была бы оказана поддержка в карабахском вопросе в межгосударственной организации. Обратите внимание на круг вопросов, которые посол Карапетян представил итальянскому депутату: кроме актуальных политических он счел необходимым представить г-ну Миллиори правовую папку Карабаха – документ, ознакомившись с которым редко какой политик, а тем более правовед не согласится со справедливостью требований народа Арцаха.
Это именно то, о чем долгие годы пишут и эксперты, и общественные деятели, и журналисты. Только в нашей газете был опубликован не один десяток статей, в которых настойчиво ставился вопрос об активности наших диппредставителей за рубежом именно в плане представления международной общественности реалий региональной ситуации и вопроса Арцаха. Остается с радостью констатировать, что в лице посла РА в Италии мы имеем первопроходца, пример которого, надеемся, послужит стимулом для остальных.
К сожалению, приходится вновь и вновь вспоминать те многочисленные антиармянские документы, которые в последние годы принимались в различных организациях при попросту необъяснимом и поистине олимпийском спокойствии армянских представителей. Эти документы принимались еще и по той причине, что многие армянские дипломаты очевидно не утруждали себя той повседневной работой, о которой идет речь в данном сообщении, в результате чего даже потенциальные союзники Армении могли в лучшем случае воздержаться от голосования, а часто голосовали против нашей страны в вопросе Арцаха. Достаточно вспомнить Совет Европы, пассивность армянской делегации в котором уже стала до того вопиющей, что, кажется, сами депутаты слегка устыдились и недавно с наивной гордостью и довольно шумно сообщили о своих первых успехах.
Еще более яркий пример – ООН, где Армения за все годы членства так и не сумела приобрести хотя бы одного союзника, для которого вопрос Арцаха был бы однозначен и в правовом, и в политическом смысле. Постоянные представители РА в этой организации ехали, сидели годами в Нью-Йорке на тепленьком местечке, что-то делали или не делали – это всегда было покрыто мраком неизвестности для широкой публики, а в результате Армения и НКР получили четыре антиармянские резолюции, написанные языком азерпропа, и сейчас пребывают в ожидании пятой. Что предпринимается новым представителем К.Назаряном для того, чтобы избежать ее, к сожалению, опять-таки неизвестно. Как и непонятно, почему этот дипломат и его предшественники не пытались сделать того, что сделал посол в Италии, а если делали, почему не видно результатов?
Можно повторить тривиальную истину о том, что кадры решают все. Можно, но в данном случае, думается, речь все-таки идет о политике государства, а вернее, двух государств, которую эти дипломаты обязаны проводить. Этот аспект относительно представления двух армянских государств, кстати, очень важен, но редко затрагивается: в силу непризнанности НКР Арцах не имеет своих представителей в международных организациях, и официальные представители Армении должны представлять и интересы второго армянского государства. Интересно, кто-нибудь из них когда-либо спрашивал в МИД НКР – чем и как помочь непризнанной республике и каковы пожелания ее руководства?
Кстати, недавний прием карабахского омбудсмена в члены Европейской федерации омбудсменов – прекрасный пример того, в каком направлении следует работать нашим дипломатам за рубежом. Существует много авторитетных неправительственных международных организаций, для которых непризнанность государства не играет существенной роли, и именно с ними надо вести активную работу и добиваться признания НКР пока на этом уровне. Эта крайне важная работа по вовлечению Арцаха в международную гуманитарную, социальную, культурную, спортивную, правовую и иную деятельность остается пока что благим пожеланием, хотя в реальности может быть тем путем, который откроет двери политического признания Нагорно-Карабахской Республики.
В этом контексте заслуживает внимания еще одна строка из упомянутого сообщения МИД: в ходе встречи посла Армении с председателем ассоциации "Замок мира" Франко Вакари последний передал Карапетяну "документ, который был принят ассоциацией во время международной конференции по вопросам Кавказа в мае этого года и содержит ряд предложений по углублению диалога между народами Кавказа, укреплению доверия и уважения, урегулированию конфликтов, установлению мира и стабильности в регионе. Стороны договорились об участии молодежи Армении в работе ассоциации, а также о проведении совместных конференций в Армении и Арцахе".
Таким образом, речь идет именно о привлечении Карабаха к проектам международной организации на правах полноправного регионального субъекта. И это всего лишь один, но, к сожалению, пока единичный пример. Если есть другие подобные примеры активной лоббистской работы армянских дипломатов, ведущей к поддержке позиции Армении в авторитетных организациях, мы бы с удовольствием их обнародовали. Потому что именно этого долгие годы ждет армянская общественность от внешнеполитического ведомства страны. Ждет, но пока видит лишь не систематическую работу, а отдельные примеры, способные привести лишь к таким же единичным результатам. В этих обстоятельствах можно говорить не об отсутствии готовности других стран поддержать позицию Армении, а о неготовности и нежелании наших представителей работать так, чтобы готовы были не только итальянцы.
Марина ГРИГОРЯН
Источник: golos.am |