Analitika.at.ua. Армянский мир отмечает 25-летие нынешнего этапа
Карабахского движения, ознаменовавшегося освобождением большей части
изумительного уголка нашей Родины. В этой связи хочется обратить внимание на
принципиальную деталь: карабахское движение (в широком понимании) - ровесник
стартовавшего с конца XVII в. нового периода национальных ожиданий по
избавлению страны от иноземного и иноверного владычества. Практически все
важнейшие армянские начинания, ориентированные (с этого периода) на
восстановление свободы и независимости, неразрывно связаны с Арцахом, с
карабахскими меликами, с отвагой наших соотечественников, обживавших крайние
рубежи Восточной Армении.
Неспроста на поддержку карабахских армян и опирался во
многом Петр I в преддверии своего знаменитого Персидского (Каспийского) похода.
За год до этой кампании в Арцахе уже вспыхнула война, которая под общим
командованием Авана Юзбаши (Ованнеса Бабанова) велась одновременно против
османской и персидской армий. Сразу после кончины императора мелики Арцаха
делегировали депутацию из Дербента к Екатерине I, чтобы выразить ей
соболезнование от имени армянского народа и одновременно поставить в
известность о том, что османский сардар Мустафа-паша с 40-тысячным войском
напал на Карабах, однако армяне после 8-дневного сопротивления одолели османов.
Эта новость поразила русских офицеров.
Спустя несколько десятилетий именно с Арцахом стал связывать
перспективы армянской независимости выдающийся национальный деятель Овсеп Эмин.
Одержимый идеей избавления Армении от персидского и османского ига, он
вознамерился "набраться европейских навыков и приехать в этот горный край
хорошо обученным европейским офицером" (в частности, для встречи с монахом
Авагом, прославившимся личной доблестью в войне против поработителей). В
середине XVIII в. Эмин писал: "Я решил обучиться в Европе военному
искусству, чтобы оказать хоть какую-то услугу своей стране. Ибо решил потом
поехать в Армению европейским офицером, поехать к своим соотечественникам в
Черных горах, так как я слышал, что они никогда не были покорены и славились
своей отвагой и неустрашимым нравом".
В екатерининский период армянских ожиданий Арцахом
интересовались виднейшие полководцы Александр Суворов и Григорий Потемкин. Успех
запланированной новой персидской кампании Петербург связывал с поддержкой
карабахских меликов. В январе 1780 года Суворов и Потемкин неоднократно
встречались в столице с архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким и Иваном
Лазаревым. Об этих встречах в своем дневнике рассказывает сам Аргутинский:
"Расспрашивали о персидской стране, о расстоянии, на котором находятся там
города друг от друга. Говорили много об оказании помощи народу нашему. По
армянской карте мы показывали Суворову районы Армении. Он сам много расспрашивал
о положении народа нашего <…> мы рассказали, что Армения уже несколько
веков, как лишилась государя своего и особенного правления <…> однако
армянские мелики в Карабахе еще сохранили независимость и в случае
необходимости могут выставить свои войска". Суворов попросил подготовить
докладную о Карабахе.
Выдающийся историк и генерал, начальник штаба Кавказской
армии Василий Потто указывал на Карабах как на главный оплот армянского
иммунитета и центр национально-освободительного движения. Рассказывая уже о русско-персидских
войнах начала XIX века, он писал: "Среди обломков некогда великого
армянского царства Карабах один сохранил у себя как памятники минувшего величия
те родовые уделы армянских меликов, которые занимали собой все пространство от
Аракса до Куры <…> Среди разрушения и общего погрома армянского царства
владетели этих уделов, мелики одни сумели сохранить за собой старинные
наследственные права и даже удержать в стране почти до самого начала XIX века
тот политической строй, который сложился здесь со времен персидских царей
Сефевидов <…> они сохранили политическую самостоятельность во внутреннем
управлении своими землями, имели свой суд и расправу, свои укрепленные замки и
даже собственные дружины".
Можно привести еще много доказательств того, что Карабахское
движение – отнюдь не отдельная проблема, возникшая в период агонии советской
империи лишь вследствие неправильной национальной политики. К сожалению,
международное сообщество, представленное "своими" политиками и
дипломатами, политологами и экспертами, так и не выказало (в подавляющем
большинстве) желания и способности понять смысл словосочетания "новый этап
Карабахского движения". Будучи в лучшем случае носителями однажды
разработанных стереотипов, представители этого контингента рассматривают вопрос
исключительно на фоне распада СССР. В реальности все обстоит иначе; более того,
начавшийся в феврале 1988 года этап армянского сопротивления можно назвать
"новейшим" - с учетом долгой хроники освободительной борьбы
армянского народа и той исключительной роли, которую суждено было сыграть в
этой борьбе Арцаху.
Карабахское движение – это борьба армянского народа за
свободу и независимость, которая в течение последних трех-четырех столетий
неоднократно заявляла о себе очень громко и очень достойно. Это особая
философия национального сопротивления, особая планка национальных амбиций и
армянского непокорства. Арцах – это не мирная травоядная Армения, а
изголодавшийся аппетит нации, который (и только) мог вскормить последующих
маршалов и генералов, а также последующих сорвиголов, перед удалью и
безрассудством которых не устояла ни одна сила.
Таким образом, под понятием "новейший этап"
Карабахского движения следует понимать даже не попытки отторгнуть от
Азербайджанской ССР этот уголок Родины, которые с периодичностью 10-11 лет
предпринимало в прошлом столетии большевистское руководство Армянской ССР. Это
более длинный исторический отрезок, воплотивший в себе всю философию армянского
национально-освободительного движения. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.