Analitika.at.ua. "Мирное урегулирование нагорно-карабахского
конфликта должно быть основано на принципах Хельсинкского Заключительного акта,
нельзя отделять какой-либо принцип от остальных", - заявила на
пресс-конференции в Ереване госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН.
Хельсинкский Заключительный акт 1975 года в параграфе VIII
(равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой) констатирует:
"Государства-участники будут уважать равноправие и право народов
распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и
принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая
те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из
принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой все народы
всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они
желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и
осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное
и культурное развитие. Государства-участники <…> напоминают о важности
исключения любой формы нарушения этого принципа".
Таким образом, американский госсекретарь, отмечая, что
урегулирование карабахского конфликта "должно быть основано на принципах
Хельсинкского Заключительного акта" и что "нельзя отделять какой-либо
один принцип от остальных", не исключила возможности международного
признания НКР как самостоятельного государства. Более того, упомянутый в
процитированном выше параграфе из Хельсинкского Заключительного акта принцип о
"праве народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в
соответствии с целями и принципами Устава ООН" также предоставляет
населению НКР право воспользоваться положениями Устава ООН.
24 октября 1970 года был принят один из основополагающих
документов ООН - Декларация о принципах международного права, которая гласит:
"В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в
Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне
свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и
культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в
соответствии с положениями устава".
В той же декларации указывается, что способами осуществления
права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого
государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение
с ним, или установление любого другого политического статуса". Сам факт
признания в промежутке только последних двадцати лет более 30 новых государств
свидетельствует о том, что процесс образования независимых субъектов
международного права протекает и в наши дни и что он протекает именно на основе
принципа национального самоопределения. Иначе говоря, на базе изменяемости
государственных границ, в полном соответствии с положениями Устава ООН и
принципами Хельсинкского Заключительного акта.
В принятом Генассамблеей ООН в декабре 1966 года и
вступившим в силу в марте 1976-го Международном пакте о гражданских и
политических правах читаем: "Все народы имеют право на самоопределение. В
силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно
обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все
участвующие в настоящем пакте государства, в том числе и те, которые несут
ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями,
должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций
поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право"
(часть I, статьи I и III). Советский Союз был участником этого пакта, документ
был ратифицирован указом Президиума ВС СССР.
Можно, конечно, долго говорить о несовершенстве
международного права в современных условиях. Но, как видим, нельзя не признать,
что многие основополагающие его положения вполне актуальны и применимы, другое
дело, что философия их применения подчинена схеме политической
целесообразности.
В указанных документах применение принципа территориальной
целостности государств подчинено праву наций на самоопределение. Более того,
принцип территориальной целостности истолковывается исключительно на фоне
защиты государства от внешней агрессии. Собственно, этим и обусловлена его
формулировка в п. IV ст. II Устава ООН: "Все члены ООН воздерживаются в их
международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против
территориальной неприкосновенности или политической независимости любого
государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями
Объединенных Наций". И в Декларации о принципах международного права:
"Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных
на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной
целостности любого другого государства или страны".
Как видим, применение принципа территориальной целостности
подчинено праву наций на самоопределение. Декларация о принципах международного
права прямо отмечает, что в действиях государств "ничто не должно
истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели
бы к расчленению или к частичному, или к полному нарушению территориальной
целостности или политического единства суверенных и независимых государств,
соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения
народов".
Таким образом, к моменту распада СССР международное право
истолковывалось и применялось однозначно и конкретно. Законодатели, юристы и
международники умело находили все те положения, которые полностью обосновывали
стремление расколотого армянского народа к воссоединению, представляли их,
аргументировали, и именно на базе представленного материала принимались
соответствующие резолюции.
Доказательством тому - две резолюции, принятые, в частности,
американскими сенаторами в 1989 году. Так, 20 июля 1989 года комитет по
иностранным делам Сената США принял резолюцию "О содействии США в мирном
урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа
Советской Армении". Документ призывал советского лидера Михаила Горбачева
"обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также с представителями
демократического движения (включая недавно освобожденных из-под стражи членов
комитета "Карабах") требование о воссоединении с Арменией".
Принимая в 1989 году две "армянские резолюции",
американские законодатели отчетливо понимали, что проблемы совмещения
несовместимых принципов вообще не существует. Право наций на самоопределение
получило международное признание как раз в процессе распада колониальной
системы и было закреплено в Декларации о предоставлении независимости
колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года. Принятие декларации
ускорило ликвидацию колониальных режимов, и на развалинах империй только тогда
возникло около 100 новых государств. Советский Союз же воспринимался именно как
империя…
Конечно, после достижения главной цели - развала СССР -
международное право стало предметом спекуляций, лишилось своей универсальности
и стало использоваться избирательно. И тем не менее армянская сторона должна
каждый раз, постоянно и последовательно выступать за свое право применить
положения международной политической практики, говорить об этом неустанно и со
всех трибун и обосновывать слово десятками примеров из той же политической
практики. И говорить это той же Клинтон. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.