Analitika.at.ua. Достигнутое наконец-то соглашение между Турцией и Арменией обескуражило некоторых наблюдателей и поставило их в тупик: после учиненной над армянами турецкой резни, целым рядом стран признанной как геноцид, немногие верили в возможность подписания договора об установлении дипломатических, в полном объеме, отношений между Анкарой и Ереваном. Вместе с тем, это сенсационное событие служит отличной иллюстрацией к тому, что нет ничего невозможного в дипломатии, да и в истории тоже. Увлекательная дипломатическая игра на швейцарском поле, со швейцарским судьей закончилась победой здравого смысла. Третьим игроком, и отнюдь не запасным, здесь был Азербайджан.
Причиной тому послужил армяно-азербайджанский военный конфликт, в результате которого Нагорный Карабах вместе с некоторыми другими территориями, входившими в состав Азербайджана, был завоеван армянами и перешел под контроль Еревана. Являясь ближайшим союзником и коммерческим партнером Азербайджана, влиятельный член НАТО Турция тем самым крепко его «подставила»: замирившись с армянами, турки как бы признали утрату территорий и итоги войны, проигранной азербайджанцами, и приняли их. Такая позиция Анкары вызвала вспышки ярости на улицах Баку, да и армяне, недовольные союзом с потомками янычаров, не остались в стороне и выразили бурное возмущение как на родине, так и в странах проживания по всему миру.
Можно быть уверенными в том, что турки действовали, прежде всего, в собственных интересах, направленных на сближение с Европейским Сообществом — и их усилия увенчались успехом; надо думать, Анкара взвесила и возможную реакцию Баку на события. Как бы то ни было, азербайджанцы на фоне армяно-турецкого примирения оказались уязвленной стороной. А страна, накачанная нефтью и занимающая важное стратегическое и геополитическое место на карте Прикаспийского региона, не может долго оставаться в роли униженной и оскорбленной. И мирное соглашение, подписанное армянами и турками в Швейцарии, возбудило дополнительный интерес целого ряда развитых стран к Баку. Среди этих стран оказался и Израиль, сближение которого с Азербайджаном вполне естественно: Иерусалим недоволен последними решениями Анкары касательно турецко-израильского партнерства. Он чувствует себя обиженным и встречает понимание со стороны другого обиженного — Азербайджана. Либеральный, в целом, характер исповедуемого в этой стране ислама делает возможным взаимопонимание между евреями и азербайджанцами и их властными структурами. Именно это отрадное обстоятельство положено министром иностранных дел Авигдором Либерманом в основу его политики, направленной на создание союзнических отношений с мусульманским Южным Кавказом и странами Средней Азии по ту сторону Каспия.
«Мирный прорыв» министра Либермана обсуждался мировыми средствами массовой информации неоднократно и во всех подробностях. Этот прагматичный и перспективный план предусматривает создание дружественных, взаимовыгодных отношений между Израилем и шестью мусульманскими странами Прикаспия и ЦА. Союз с этими странами не столько подменяет, сколько оттеняет договорные отношения с Каиром, Амманом и, разумеется, Анкарой: Азербайджан не заменит нам Турции, а Кыргызстан — Египта. Но нормальные, налаженные отношения со странами под зеленым флагом могут послужить примером для миллиарда мусульман, видящих в Еврейском государстве врага и угнетателя. Не последнее место в этом длинном ряду занимают палестинские арабы в их автономии. Палестинцы, надо отметить, не без ревности следят за продвижением израильской дипломатии в направлении Кавказ — Средняя Азия и за графиком поездок министра Либермана в этом направлении.
Не представляется простым совпадением тот факт, что сразу же вслед за Авигдором Либерманом в ключевые мусульманские страны Прикаспийского региона и Средней Азии — прежде всего, в Азербайджан, Казахстан и, возможно, Узбекистан — собрался из Рамаллы министр иностранных дел Палестинской автономии Риад аль-Малики. Казалось бы, чего ему там искать — ведь Рамалла крепко-накрепко спаяна с лидерами арабского востока и Лигой арабских государств (ЛАГ), а ее действия на международной арене, и не только там, существенно зависят от мнения этих игроков.
Складывается впечатление, что министр Либерман своими действиями и высказываниями инициировал намеченные визиты аль-Малики в указанные страны либерально-исламской ориентации. Более того: не исключено, что палестинцы услышат от руководства этих стран изложение идей Либермана, и такое озвучивание из уст собратьев по вере произведет на слушателей впечатление более глубокое, чем пустопорожний обмен мнениями в Рамалле или Иерусалиме. Можно не сомневаться, что содержание кавказских и среднеазиатских конфиденциальных бесед с аль-Малики дойдет, и безотлагательно, до ушей руководителей арабского мира и ответственных членов ЛАГ. И позиция крупнейшего в мире по занимаемой территории мусульманского Казахстана, набитого, к тому же, полезными ископаемыми, как таблица Менделеева, не будет проигнорирована.
Кавказско-азиатская политика Либермана, вне всякого сомнения, получила одобрение кабинета министров и премьера Беньямина Нетаньяху. После поездки аль-Малики израильский мяч окажется на арабском поле, и Иерусалиму останется лишь дожидаться реакции арабов — с подачи расположенного к нам среднеазиатского и закавказского политического руководства. По-видимому, такие неординарные действия пользуются поддержкой и американской администрации, и «случайная» встреча Нетаньяху с Бараком Обамой, если она состоится на совещании руководителей еврейских организаций США, послужит подтверждением догадке.
В любом случае, израильская дипломатия сегодня далека от привычного в недавнем прошлом застоя.
Давид Маркиш, «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО»
Источник: ARMENIA Today |