Analitika.at.ua. В последнее время на Южном Кавказе и в Армении
активизировались дискуссии о развитии железнодорожной сферы. В основном это
обусловлено тем, что в 2012г. в Грузии произошла смена власти, в результате
которой сформировалось новое правительство. Оно, в отличие от предыдущего,
более склонно к урегулированию отношений с Россией, что, в свою очередь, актуализирует
возможности перезапуска грузино-абхазской железной дороги.
Однако, независимо от того, каковы перспективы
грузино-российских и армяно-грузинских переговоров, на Южном Кавказе уже
реализуются железнодорожные проекты, цель которых – занять лидирующие позиции в
транспортной системе региона. Таких проектов два – железные дороги
Карс-Ахалкалаки и Казвин-Решт-Астара. Оба могут иметь большое влияние на
Армению, поскольку их реализация косвенно приведет к усугублению транспортной
блокады РА. Однако, как нам кажется, из этих двух проектов наибольшее значение
для Армении имеет Казвин-Решт-Астара, поскольку она, создавая прямое
железнодорожное сообщение между Персидским заливом и Азербайджаном,
непосредственно повлияет на транспортные перспективы Республики Армения. А
такие перспективы существуют, если учесть также возможность перезапуска
абхазской железной дороги.
Железные дороги
Казвин-Решт-Астара и Иран-Армения
Еще в 2004г. в Тегеране был подписан
российско-ирано-азербайджанский меморандум о строительстве железной дороги
Казвин-Решт-Астара, за которым уже в 2005г. последовало соответствующее
соглашение. То, что под соглашением стоит в том числе подпись России, вполне
объяснимо. Железная дорога, соединяющая иранский Казвин с азербайджанской
Астарой, является неотъемлемой и важной частью международного транспортного
коридора «Север-Юг», который должен не только соединить железные дороги Ирана и
Азербайджана, но и посредством пролегающей по территории Азербайджана железной
дороги связать иранский порт Бендер-Абас (на Персидском заливе) с российскими
железными дорогами. Этот проект имеет важное геополитическое значение,
поскольку свяжет рынки Южной и Юго-Восточной Азии с Россией и Европой почти
прямым железнодорожным путем, в результате чего значительно разгрузится
осуществляющий морские грузоперевозки Суэцкий канал. Перспектива, важность
которой сегодня, когда Египет погряз в продолжительном кризисе, резко возросла.
Согласно различным экономическим исследованиям, по железной
дороге в год может перевозиться 25-26 млн. тонн товаров, что сделает ее одним
из крупнейших транспортных узлов в мире.
С этой точки зрения как русские, так и иранцы более чем
заинтересованы в строительстве железной дороги, что, похоже, можно сказать
также об Азербайджане, который намерен стать транзитной страной не только для
экспорта нефти и газа, но и в плане грузоперевозок. Это не столько новая
перспектива, сколько попытка восстановить прежний статус, поскольку
железнодорожное сообщение между Ираном и Азербайджаном существовало еще в советский
период. С той лишь разницей, что оно осуществлялось по территории Нахичевана и
Арм.ССР, что сегодня невозможно.
Однако следует подчеркнуть, что Казвин-Решт-Астара –
косвенный конкурент также для транспортных проектов Армении, самым важным из
которых можно считать перспективу строительства железной дороги Иран-Армения. К
сожалению, в обсуждениях по строительству железной дороги в Армении основное
внимание обращают на вопросы товарооборота Армения-Иран. К сожалению – потому
что понятно, что если экономическая важность железной дороги будет обсуждаться
только в аспекте армяно-иранского сотрудничества, то вывод будет очевиден. С
учетом малых объемов и односторонности (около 80% общего объема грузоперевозок
выпадает на долю импорта из Ирана в Армению) армяно-иранского товарооборота,
железная дорога нерентабельна и не должна строиться. Это неправильный подход,
не учитывающий того обстоятельства, что почти все строящиеся сегодня в мире
железные дороги решают не межгосударственные, а региональные вопросы. А каково
региональное значение железной дороги Иран-Армения? Оно почти такое же, как и
значение Казвина-Решта-Астары, с одной лишь разницей: если в случае первой
соединение иранской и российской железных дорог произойдет на территории
Азербайджана, то в случае второй – на территории Армении и Грузии. Если,
конечно, считать, что абхазская дорога будет перезадействована. Однако даже в
противном случае нужно учесть, что железная дорога Иран-Армения может связать
два других транспортных узла – Бендер-Абас и грузинский черноморский порт Поти.
Этот факт и перспективу оценивают не только иранцы, но и
китайцы, заинтересованные в строительстве железной дороги Иран-Армения.
Таким образом, для Армении весьма важно, в каком состоянии
находится де-факто конкурент железной дороги Иран-Армения – железная дорога
Казвин-Решт –Астара.
Строится ли Казвин-Решт-Астара?
Это один из самых важных вопросов, но он окутан тайной.
Формально железная дорога строится активными темпами, поскольку получила
соответствующее финансирование в 2011г. По утвержденному в Иране
государственному бюджету на 2011-2012гг. на строительство железной дороги было
выделено $111 млн., которые должны были обеспечить завершение проекта и ввод в
эксплуатацию. Однако в сентябре 2012г. иранская сторона направила официальное
письмо руководителю «Российских железных дорог» Владимиру Якунину с
предложением финансировать строительство железной дороги. В октябре того же
года во время визита Якунина в Тегеран российская сторона не подписала с Ираном
каких-либо соглашений о строительстве железной дороги, фактически отказавшись
от предложения финансировать работы. Примечательно, однако, что иранская пресса
и государственные деятели с 2010г. передают противоречивые данные о состоянии
железной дороги. Если в 2010г. в официальном пресс-релизе Министерства
транспорта и дорог Ирана говорилось, что строительство железной дороги на 70%
уже завершено, а общие работы завершатся в 2010г., то уже в 2012г. новый
министр транспорта Ирана Али Никзад заявил, что работы выполнены лишь на 50%, а
завершение проекта запланировано на 2015г.
Основную причину таких разногласий, по всей вероятности,
следует искать в тяжелой экономической ситуации Ирана, из-за которой в стране
приостановлено осуществление ряда крупных проектов. Не исключено, что предусмотренные
на 2011-2012гг. $111 млн. не дошли до железной дороги и были направлены на
смягчение сложившейся в результате международных санкций тяжелой
финансово-экономической ситуации.
В 2012-2013гг. вокруг перспективы железной дороги
сохраняется подчеркнутая неопределенность. Согласно замминистра транспорта и
дорог Ирана Ахмеду Садеги, строительство железной дороги завершено на 67%, и в
2014г. она будет полностью сдана в эксплуатацию. Насколько реальна такая
перспектива? Это важных вопрос, ибо почти все оптимистические заявления
иранская сторона делает во время встреч с государственными мужами Азербайджана.
Более примечательно то, что иранская пресса почти не обращается к теме железной
дороги, хоть и в пропагандистских целях освещает почти все мало-мальски
значимые проекты. Чего нельзя сказать о строительстве железной дороги
Иран-Армения, которое не началось, однако почти во всех сообщениях, посвященных
в иранской прессе Армении, говорится о проекте строительства и перспективах
железной дороги.
Очевидно, что иранская сторона более чем заинтересована в
проекте Иран-Армения в том числе в политическом плане, поскольку Армения и Иран
для Тегерана – одно, а Азербайджан – другое. Обострившиеся за последний год
ирано-азербайджанские отношения почти не имеют возможности урегулирования,
поскольку этому урегулированию мешает как «иранская политика» Баку, так и
провал некогда активного ирано-турецкого сотрудничества. А смена власти в
Грузии создала для Тегерана хорошую почву для того, чтобы надеяться, что
«грузинский путь» в Россию может быть открыт и создаст серьезную альтернативу
пути, проходящему по Азербайджану. Севак Саруханян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.