Analitika.at.ua. Мадридские принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта хоть и имеют положительные стороны, вместе с тем следует принять во внимание претензии специалистов, в том числе американских коллег, к оправданности некоторых особенностей внешней политики администрации президента Джорджа Буша. Об этом в ходе годовой научно-практической конференции Программы по безопасности Черноморского бассейна Гарвардского университета (США), прошедшей 8-11 октября в Москве, заявил начальник Института национальных стратегических исследований МО РА, доктор политических наук, генерал-майор Гайк Котанджян.
По его словам, методологическая ошибочность бушевской администрации отражается в том, что в основе урегулирования и разрешения Карабахского конфликта положена “парадигма войны”, а не “парадигма мира”.
“Данный подход удерживает поиск мирного разрешения конфликта в контрпродуктивном формате “угрозы возобновления войны”. В значительной мере этим можно объяснить то, что азербайджанская сторона в качестве “основного компромисса” представляет “готовность не возобновлять военные действия”. Другими словами, в данном подходе к разрешению Карабахского конфликта, базирующемся на “парадигме войны”, отсутствует механизм стимулирования Азербайджана к встречным равноценным компромиссам, нацеленным на реалистическое продвижение к прочному миру. Этим можно объяснить многократное превышение азербайджанской стороной потолков по наступательным вооружениям, установленным Договором ОВСЕ, а также открытую пропаганду интенсивной подготовки Вооруженных Сил Азербайджана к возобновлению войны не только во внутринациональной аудитории, но и с международных трибун”, - сказал Г. Котанджян.
Он предложил достичь такого взаимоприемлемого согласия между сторонами, где основой примирения является обоюдное стремление к миру, а не “угроза войной”. В этой связи Котанджян напомнил более реалистическую позицию президента Гейдара Алиева, которая заключалась в готовности признания Азербайджаном факта существования Нагорно-Карабахской Республики, созданной путем референдума в соответствии с действовавшим в 1991 году перестроечным законодательством СССР.
“Итак, на базе именно “парадигмы мира” власти Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха 15 лет назад воспринимали реалии, сформировавшиеся в Восточном Закавказье в соответствии с Законом СССР “О выходе союзной республики из состава СССР” и нормами международного права – в преддверии распада СССР и по итогам войны, развязанной Президентом Муталибовым против легально самоопределившегося Карабаха”, - отметил Котанджян.
По его словам, команда президента Барака Обамы дистанцируется от ориентированности стратегии безопасности администрации Джорджа Буша на “жесткую безопасность” с преобладанием фактора военной силы.
“Оглашение новой администрацией США “умной силы” в качестве системообразующего и доминирующего параметра политики безопасности создает предпосылки для пересмотра методологической основы процесса Карабахского урегулирования. В этих новых условиях переориентация Мадридских принципов, сформированных в значительной мере усилиями прошлой администрации США, с “парадигмы войны” на “парадигму мира” может стимулировать все три стороны конфликта на равноценные компромиссы в пользу установления прочного мира на Южном Кавказе”, - сказал Котанджян.
Источник: Panorama.am |