Analitika.at.ua. 20-летие воссоздания Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви
Двадцать лет назад вера отцов и дедов вновь вернулась в Край Арцахский: радением блаженной памяти католикоса Вазгена Первого была воссоздана Арцахская епархия. С 1933 года умолкли здесь колокола церквей, многие дома Божьи оказались в неприглядном состоянии и начали разваливаться. Ну а какими сокровищами обладала Армянская церковь в Арцахе, свидетельствует докладная последнего главы епархии епископа Вртанеса Акобяна, направленная в 1932 году, накануне закрытия церквей, католикосу Хорену Мурадбекяну. В ней он перечисляет все до единой церкви, монастыри, другие святилища, добавляя к этому, что хоть они и будут закрыты властями, однако народ армянский должен продолжать воссылать свои молитвы ко Всевышнему, и выражает надежду, что в один прекрасный день милостью Божьей вновь откроются заколоченные двери и верующий вновь благоговейно и с надеждой вступит в храм.
Своим духовным взором верный служитель Господа увидел то, что случится более чем через полвека: пало царство зла, и извечные ценности вернулись, чтобы утвердиться заново. И для нас, а точнее, для народа Арцаха, возрождение епархии было символично еще и потому, что край вырвался из-под азербайджанской власти и вернулся под сень родных законов и родной веры.
В эти дни в Нагорно-Карабахской Республике была подготовлена большая программа торжеств. И главным «церемониймейстером» был Католикос Всех Армян Гарегин Второй.
Интересно, видел ли когда-нибудь Арцахский край столько духовенства сразу - от высших церковных иерархов до ученых монахов и церковных служек, да еще во главе с верховным архипастырем? То был воистину праздник Духа в Арцахе - праздник духа сильных духом людей!
Звон колоколов
Самыми первыми зазвонили колокола церкви Сурб Ованес Мкртич Гандзасарского монастыря. Божественную литургию отправил, естественно, глава Арцахской епархии архиепископ Паргев Мартиросян. Затем, в 1990-м, открылся монастырь Амарас. Но вслед за праздником последовала трагедия. Заметив скопление людей возле монастыря, азербайджанцы решили, что армяне устраивают там склад оружия. И уже на следующий день омоновцы вломились в прилегающее село Мачкалашен, разорили его, убили одного местного жителя, еще 24 увели в плен. А после этого вломились в храм и осквернили церковь, так что ее двери вновь закрылись на некоторое время.
Затем действующими стали церкви в Хнацахе, Неркин Оратахе - а дальше по нарастающей. После более чем полувекового запустения вновь наполнил храмы аромат ладана. Сегодня в Арцахе имеется около 50 действующих церквей.
После своего назначения архиепископ Паргев приехал в Арцах с двумя архимандритами и двумя священниками. Всего пятеро духовных лиц, но они смогли коренным образом переломить настроения и сознание людей. Именно они посеяли те семена, которые вскоре принесли обильные плоды.
А проблему нехватки священнослужителей архиепископ решил по-своему. В 1992 году он основал первую духовную школу, в которую пришли учиться 12 молодых людей от 14 до 28 лет. Впоследствии четверо из них были рукоположены в священники, один погиб на поле боя, а еще один стал полковником Армии обороны.
Его преосвященство архиепископ Паргев
Случаен ли был выбор верховного патриарха Вазгена Первого, назначившего предстателем Арцахской епархии архиепископа Паргева? Вряд ли - нет в мире ничего случайного: без соизволения Божьего даже волос на голове не шевельнется. А в данном случае даже сомневаться бессмысленно. Дело в том, что касательно назначения архиепископа Паргева главой Арцахской епархии имеется множество предзнаменований, явивших себя как в форме видений, так и ставших очевидными после элементарного сопоставления событий. Вот книга «Арцахские предзнаменования», составленная и изданная поэтом Максимом Восканяном. Читаем: «В 1985 году, в июле, два верующих брата отправились в Арцах. После семи дней поста вознесли молитву в монастыре Гандзасар и попросили: Господи Боже, открой нам, что ожидает родину нашу, а особенно Край Арцахский? В ответ на эту молитву было им видение от Бога. Вначале увидели братья Арцах - весь в мрачных тонах, люди все в траурных одеждах и в печали. И вдруг в потоке сияющего света снизошла с небес Богоматерь и правой рукой правой рукой стала показывать различные населенные пункты Арцаха. И на что показывала, на том появлялась кровь - больше или меньше. Потом глазам братьев явился Гандзасар, и становился он все светлей и прекрасней. И начал он лучиться светом и воссиял так, что осветил весь Арцах…».
А далее увидели и узнали братья, что духовным предводителем Арцаха станет архиепископ Паргев - а в то время он был еще диаконом Гургеном в Эчмиадзине, и сколько еще лет предстояло пройти, чтобы диакон дорос до архиепископа!.. Значит, свершиться видение могло не раньше, чем лет через 20 или 30…
Но не прошло и трех месяцев, как диакона Гургена рукоположили в иеромонахи, а еще через три года - в епископы. Как раз тогда, когда в Арцахе началось движение за освобождение.
Было и множество других видений и предзнаменований касательно того, что покровительницей и радетельницей архиепископа Паргева является сама Богоматерь. Может быть, потому, что в те времена именно в материнской заботе более всего нуждался Арцах?..
Архиепископ Паргев действительно оказался удивительно необходим арцахскому народу. В буквальном смысле слова он стал духовным предводителем ввергнутого в войну края. Именно он сочетал в себе любовь к Богу с любовью к Родине. Он в борьбе за свободу уравнял крест и меч. Он воистину стал тем человеком души и духа, который повел за собой остальных. Он собственным примером воодушевлял людей, менял их представления, являл им образ истинного армянина-христианина.
Благодаря ему вера так быстро пустила прочные корни в душах людей - а ведь именно вера была так необходима сражающимся воинам! Говорят, во время каждой операции, узнав, что архиепископ Паргев будет с ними, парни буквально обретали крылья. И столь сильна была в них вера (за столь короткое время все еще несколько неосознанная, интуитивная), что они шли в бой со знаком креста. Или приходили креститься перед боем, чтобы если умереть, то умереть как армяне-христиане. И столь притягателен, столь могуч был образ архиепископа-вождя, что за ним просто шли - готовые без колебаний связать свои жизни с Арцахом. Так, настоятель Гандзасара священник Григор Маркосян признается: «Приехал в Арцах всего на 15 дней, но вот уже 19 лет я здесь».
Величие Гандзасара
И вот Верховный патриарх Гарегин Второй вместе с церковным клиром и причтом прибыл в Арцах на празднование 20-летия Арцахской епархии. Первая служба состоялась в монастыре Гандзасар. Почему именно здесь? Ответ очевиден: Гандзасар на протяжении веков являлся резиденцией католикосов, отсюда наставлявших свою верную паству. Именно в этом вознесшемся на горе монастыре помазались на свой трон католикосы Агванка - Кавказской Алании. Сам монастырь был возведен в 1216-1238 гг. стараниями князя Асан Джалала Долы.
Прежде чем приступить к самому строительству, князь отправился в Иерусалим, откуда с великими трудами привез голову Иоанна Крестителя, которая и была заложена под главным алтарем будущей церкви. Согласно преданию, под колоннами храма покоятся также другие священные реликвии - челюсть Григора Просветителя, частицы мощей Рипсимеанских дев и святого Захария. Может быть, именно поэтому велика чудодейственная сила Гандзасара. Он веками являлся тем особо значительным центром, куда съезжались решать важнейшие вопросы, обсуждать государственные проблемы, принимать решения общенационального значения. Здесь же не раз проходили и тайные встречи, именно в этом монастыре Исраел Ори и католикос Есаи Асан-Джалалян обдумывали и написали свое известное письмо царю Петру Первому.
Здесь не только помазали католикосов, но и короновали, ибо Асан-Джалаляны были князьями князей. Об этом свидетельствует их герб - лев с победно задранным хвостом.
…А в наши дни потомок рода Асан-Джалалянов, известный меценат и филантроп Левон Айрапетян отреставрировал монастырь Гандзасар.
Встреченный хлебом-солью Католикос Всех Армян Гарегин Второй, вступив на территорию монастыря, первым делом посетил сохранившуюся до сих пор келью католикосов, и лишь потом под звон колоколов вошел в церковь и отправил воскресную литургию.
И вполне понятно и закономерно, что именно во дворе монастыря Гандзасар был установлен символ-хачкар, освященный самим католикосом. Создателем хачкара является степанакертский художник и скульптор Роберт Аскарян - двери той же Гандзасарской церкви и церкви Казанчецоц в Шуши также его работы.
Уповая на крест
«Слава Господу за то, что он сохранил, провел через историю и привел в сегодняшний день наш народ, а также возблагодарим наш народ, служителей Божьих и паству, оставшуюся верной своей церкви!» - так завершил Его святейшество Католикос Всех Армян свое выступление. Стержнем всех остальных торжеств и мероприятий была именно эта мысль, она звучала в речах как духовных, так и светских властей: страна и вера, вера и страна!
А вообще-то в освободительной борьбе Арцаха создание епархии имело особое значение. В годы войны церковь стала не только домом молитв, как это бывает в мирное время. Всеми способами - прямыми и косвенными, явными и тайными, возможными и невозможными - церковь способствовала освобождению родной земли. В те годы церковь тоже была на передовой, на поле боя: духовные отцы вместе со всей паствой делили трудности войны - они были рядом со сражающимися бойцами, рядом с детьми, детство которых пропахло порохом и огнем.
Именно поэтому Верховный патриарх первую свою молитву вознес в память тех тысяч сынов армянского народа, которые ценой своей жизни добыли свободу Арцаха. Затем Гарегин Второй восславил память католикоса Вазгена Первого, «мудрым провидением которого в урочный час была восстановлена эта епархия».
Мы и дальше должны идти вперед с верой в сердце и уповая на святой крест. В душах наших должно быть больше места для молитвы, дабы сила Божья вливалась в нас, а через нас - и в нашу отчизну.
А верующий народ уже знает ценность креста и цену жизни с крестом: они не просто собрались - они участники всех этих торжеств. Сердца их открыты для слова Божьего, и каждая молитва к Богу возносится из глубин их сердец. Они молятся и уповают на Бога вместе и наряду с духовенством. Об этом говорят их широко открытый взор, их улыбающиеся и полные ожидания глаза.
Благослови и сохрани
И Верховный патриарх совершает обряд Благословения - осеняет крестом все четыре стороны Страны Армянской и Края Арцахского, все земли и обиталища, и просит Господа даровать им благополучие и свое благословение. Просит, чтобы не отвращал он милостивый взор свой от народа армянского, просит, чтобы пребывала наша страна в мире, чтобы щедра и обильна была земля наша…
И еще просит он, чтобы благоволение Святой Троицы не покидало власти Нагорного Карабаха, дабы смогли они сберечь, сохранить и обустроить этот край армянский - с Господом в сердце.
…Празднества продолжаются в Шуши - с архипастырской божественной литургии в церкви Казанчецоц Сурб Аменапркич. Затем народ приглашают на концерт духовной музыки. Мелодии древних шараканов разносятся над всем Краем Арцахским, благовествуя о двойном празднике - возрождении и победе. Теперь уже возрождении и победе с крестом.
Гоар САРДАРЯН
Источник: sobesednik.am |