Среда, 26.01.2022, 01:28
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 5 » Мадридские принципы несовершенны
Мадридские принципы несовершенны
00:15

Analitika.at.ua. Интервью с председателем НС НКР Ашотом ГУЛЯНОМ

 

- Давно уже не секрет, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта проходят на основе Мадридских принципов. Удовлетворяют ли они НКР?

 

- Если учесть, что разработка Мадридских принципов и их обсуждение проходили без непосредственного участия карабахской стороны, то сразу станет очевидным и ответ: Мадридские принципы не могут полностью удовлетворить карабахскую сторону,-  они несовершенны. И официальные круги НКР уже во всеуслышание заявили об этом. Думаю, по поводу этих принципов можно сделать следующее предварительное обобщение: быть может, если и вести вокруг них обсуждение, то лишь если воспринимать эти принципы в качестве идей - не более того.

 

В формальном смысле официальная точка зрения прозвучит тогда, когда этот документ будет официально представлен карабахской стороне. А если учесть еще и то обстоятельство, что уже обнародованные Мадридские принципы находятся в стадии обновления, то правильнее будет дождаться этого нового варианта. Однако следует отметить и еще одно важное обстоятельство: невероятно, конечно, чтобы документ об урегулировании учитывал только интересы одного лишь Карабаха. Именно исходя из этого, мы непрерывно настаиваем на участии карабахской стороны в переговорном процессе. И говорить об окончательной позиции НКР в отношении этих принципов можно будет только тогда, когда карабахская сторона будет полноценно участвовать в переговорах и будет иметь возможность прямо довести свое мнение до посредников и остальных заинтересованных сторон.

 

- Какие конкретные шаги предпринимаются для того, чтобы обеспечить участие НКР в переговорном процессе?

 

- Необходимость участия карабахской стороны в переговорах закреплена теми же самыми документами, на основе которых строится сам переговорный процесс. Кроме нежелания и чрезмерных претензий азербайджанской стороны иного объяснения тому, почему сейчас переговоры идут без НКР, не найти. В том формате процесса урегулирования, который нам видится, представители НКР как выразители воли его народа должны обязательно участвовать в переговорах и иметь возможность представить Азербайджану и посредникам нашу точку зрения. Думаю, не только для карабахской стороны, но и для всех заинтересованных сторон и структур было бы правильнее восстановить формат переговоров, одобренных Будапештским саммитом ОБСЕ 1994 года.

 

- Можно ли заключить из ваших слов, что одного лишь нежелания Азербайджана достаточно для вытеснения НКР из переговорного процесса? Неужели позиции Азербайджана сегодня настолько сильны?

 

- Нет, Азербайджан не настолько силен, чтобы диктовать свои желания остальным. Надо просто вспомнить предысторию переговорного процесса - когда переговоры несколько раз оказывались на грани срыва. И чтобы они не провалились, в разное время принимались промежуточные решения, когда Армения и Азербайджан, используя свои встречи в различных международных структурах, проводили двусторонние обсуждения, пытаясь сохранить переговорный процесс. Но после того, как этот процесс перешел на другой уровень, посредники и заинтересованные структуры обязаны были вернуться к международно принятому формату. И до тех пор, пока этого не произойдет, успех процесса будет оставаться под сомнением.

 

- Не так давно глава МИД РА Эдвард Налбандян заявил: «Да, Мадридские принципы не невесть что, но мы приняли их в качестве основы для переговоров». Означает ли это, что мы вынуждены решать карабахскую проблему на основе этих принципов - независимо от того, вытекают они из наших интересов или нет?

 

- Не думаю, что мы вынуждены будем действовать вопреки нашим интересам, просто нежелателен провал переговорного процесса. Но переговоры только выиграют от того, что будут проходить в соответствии с изначально выработанными правилами. Я  имею в виду и сам формат, и предмет переговоров, и обеспечение равных условий для всех сторон. Если подойти к уже обнародованным принципам с этой точки зрения, то, как по разным поводам подчеркивала (и до сих пор остается при своем мнении) карабахская сторона, результатом любого обсуждения вокруг урегулирования карабахского конфликта должен стать ответ на вопрос о будущем НКР. А все остальное - лишь производное от этого. Речь о статусе и безопасности, уровень которых должен определить народ Карабаха и представляющее его государство. На данный момент важно лишь это. Следует отметить, что и в прошлом было немало случаев, когда, имея определенную основу для переговоров, стороны, исходя из своих интересов, пытались изменить, скорректировать формулировки. По моему мнению, сказанное министром Налбандяном следует воспринимать именно в этом ключе. А все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы привести принципы в тот вид, который совпадает с желаниями нашего народа. И уже на основе согласованных принципов можно продолжить обсуждение деталей урегулирования.

 

- Насколько может повлиять урегулирование армяно-турецких отношений на армяно-азербайджанские отношения?

 

- С точки зрения геополитики мы сегодня имеем дело с сигналами, поступающими из нескольких силовых центров. Однако это не означает, что все региональные процессы должны быть взаимосвязаны. Хотя армяно-турецкие отношения оказались заморожены в результате карабахского конфликта, они и прежде не были особо теплыми. Нормализация армяно-турецких отношений не может каким-либо образом связываться с урегулированием карабахской проблемы, поскольку стороны переговоров - разные субъекты. Если мы и заинтересованные в мире и стабильности в регионе центры не сумеем противодействовать этим турецким амбициям, то от этого пострадают все благие намерения.

 

- Многие эксперты считают, что парафированные армяно-турецкие протоколы косвенно касаются НКР. В частности, одно из положений протоколов касается территориальной целостности других стран…

 

- Каждый эксперт имеет право высказывать свое мнение, однако в международных отношениях принято руководствоваться закрепленными и согласованными положениями. В этом смысле парафированные документы никак не связаны с проблемой Карабаха.

 

- Однако премьер-министр Турции, глава МИД и другие турецкие высокопоставленные лица постоянно заявляют, что урегулирование армяно-турецких отношений возможно лишь в случае разрешения карабахской проблемы.

 

- Турецкий премьер и другие официальные лица этой страны озвучивают мнения, которые желали бы увидеть в реальной политике. Тогда как парафированные документы говорят о том, что хотя бы сегодня это невозможно. Армянская сторона противопоставляет турецким заявлениям свою точку зрения и должна настаивать на ней, а именно - что урегулирование нагорно-карабахского конфликта никоим образом не может иметь связи с урегулированием отношений между Арменией и Турцией.

 

- Как вы считаете, когда мы можем ожидать положительных сдвигов в процессе урегулирования проблемы Карабаха?

 

- Желание увязать между собой региональные процессы лишь отодвигает перспективу разрешения этого конфликта.

 

Арпи СААКЯН

Источник: sobesednik.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 600
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru