Analitika.at.ua. Турецко-армянские протоколы, преданные огласке 31 августа, продолжают оставаться в центре внимания общественности всего Закавказья, даже несмотря на то, что были-таки подписаны 10 октября в швейцарском Цюрихе. Сейчас идёт в некотором роде даже определённый спор - кто из сверхдержав, главы внешнеполитических ведомств которых присутствовали и благословляли глав МИД Турции и Армении на подписание этих злосчастных документов, сыграл главную роль в том, что церемония их подписания всё же состоялась в «назначенное время»: шеф Госдепа США Хиллари Клинтон или министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, вроде бы «спокойно смотревший до конца» футбол? Правда, игру не между сборными Турции и Армении, а между сборными Азербайджана и России...
Суть футбольная тут состоит в том, что с чисто спортивной точки зрения оба футбольных матча были «ненужными» - турки и армяне давно потеряли шансы на что-либо в плане поездки на футбольный чемпионат мира в ЮАР, азербайджанцы - тем более, ну, а россияне давно забронировали себе право оспаривать путёвку на грандиозный футбольный мировой форум в дополнительных стыковых встречах - как оказалось, со Словенией. Поэтому было ясно - все присутствовавшие в большей степени были заинтересованы в политической составляющей этих «футболов».
Как оказалось, турки и в футболе, и в дипломатии всё же пытались настаивать на своём - прежде всего, на том, что они, несмотря на диктат сверхдержав, всё же самостоятельный «игрок», а вот россияне явно приготовили что-то для азербайджанцев, сгоняв мячик в Баку на ничью.
О своём недоверии к протекающим процессам власти НКР высказались даже раньше, чем кто-либо в самой Армении начал критиковать президента страны Сержа Саркисяна. И это справедливо - всегда, когда перед армянской нацией ребром ставился вопрос о внешнеполитических приоритетах и возможных крутых виражах в региональной политике, на арену выходили армяне Карабаха-Арцаха и недвусмысленно заявляли о том, что их такой или иной подход официального Еревана не устраивает.
Ещё 2 сентября президент республики Бако Саакян в своём выступлении по случаю празднования 18-й годовщины провозглашения независимости Арцаха и принятия соответствующей Декларации заявил: «Естественно, Арцах и я внимательно следим за армяно-турецкими отношениями, вернее, за искренним стремлением Армении строить эти отношения. И, думаю, этот процесс ещё раз продемонстрирует международному сообществу, какой народ в действительности выступает за налаживание конструктивных отношений».
Скажете, полная поддержка? Не надо торопиться. Далее Б. Саакян с сожалением отметил, что «...пока мы имеем дело с такими странами, и, в частности, Турцией, где обман является частью политики.., мы знаем, что обнародованы предварительные договорённости, которые должны превратиться в соглашение, вместе с тем знаем, какие комментарии минуты спустя поступили от должностных лиц Турции. Это не может внушать нам надежду на построение честных и искренних отношений». Так что власти Арцаха действительно первыми и публично высказали недоверие, продемонстрировав, что им также известно о турецком курсе неосманизма и всех вытекающих из него возможных политических последствиях.
И 10 сентября это получило доказательство, когда близкий к властям арцахский независимый эксперт и аналитик-политолог Давид Карабекян, комментируя ситуацию, сложившуюся после оглашения информации о турецко-армянских протоколах и реагируя на тут же последовавшее предложение Анкары о создании так называемой «Дороги мира» в регионе, чётко расставил все акценты.
«Стремление Турции и Европы соединить Армению и Азербайджан с Европой в рамках проекта «Дороги мира» можно было бы приветствовать лишь в том случае, если оно в равной степени учитывает интересы всех заинтересованных сторон», - подчеркнул он, оговорив, что на деле такого нет и в помине. «Один из участков дороги, согласно «глобальному проекту между Азербайджаном, Арменией и Турцией», по словам турецкого министра иностранных дел Ахмета Давудоглу, предполагается провести через Лачинский коридор. Опыт урегулирования палестино-израильского конфликта показывает, что стороне, безопасность которой является наиболее уязвимой, следует быть крайне осторожной и осмотрительной в вопросах, касающихся её безопасности. Нынешний президент НКР Бако Саакян назвал безопасность НКР и территориальные вопросы незыблемыми ценностями и приоритетами. При этом он добавил, что официальный Степанакерт не согласится ни с одним решением, которое бы поставило под угрозу существование, безопасность и территориальные интересы НКР», - жёстко подчеркнул Д. Карабекян. По его словам, «по сравнению с Израилем, ситуация с Нагорным Карабахом усугубляется неопределённостью границ НКР с Арменией и Азербайджаном, международной непризнанностью фактического или установленного посредством свободного волеизъявления населения статуса НКР, его малочисленностью и небольшой площадью территории и т. д. Нерешённость этих проблем может поставить не только перед НКР, но и инициаторами проекта весьма серьёзные правовые, технические и иные проблемы».
По словам Д. Карабекяна, цель Турции и её покровителей - ослабить или вовсе заменить турецким российское влияние на Кавказе и в Центральной Азии, в перспективе вытеснив Россию из этих регионов. Для Баку же важнейшим вопросом является решение карабахского вопроса по азербайджанскому сценарию.
Интересно, что опасения насчет угрозы возобновления войны нашли довольно неожиданную поддержку... из Германии. В интервью газете «Der Standard» немецкий правозащитник Отто Лухтерхандт, участник работ комиссии ЕС по выяснению обстоятельств военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г., заявил, что к сожалению, на опасное развитие ситуации в Нагорном Карабахе мировое сообщество едва обращает внимание. «По всей видимости, мы так ничему и не научились», - отметил он. Эксперт подчеркнул, что, будучи в Лондоне в середине июля этого года, президент Азербайджана Ильхам Алиев недвусмысленно заявил, что военное решение карабахского конфликта не исключено. «С помощью Турции и других стран в последнее время эта страна наращивала свою военную мощь. Алиев мог бы, как и Саакашвили, попытаться нанести удар, прежде чем мировое сообщество проснётся», - отметил он.
И, кажется, на фронтах во время сентября-октября действительно нечто происходило. Во всяком случае, из Степанакерта довольно редко когда раздавались уверенные обвинения в адрес Азербайджана в нарушении условий прекращения огня. Но вот 17 сентября пресс-служба министерства обороны НКР официально обвинила противника как минимум в двух нарушениях перемирия. Согласно источнику, азербайджанская сторона обстреляла из стрелкового оружия различного калибра и снайперских винтовок позиции Армии обороны НКР в направлении населённых пунктов Горадиз, Ашагы Абдурахманли, Чахрлы, Ашагы Вейсали, Марзили, Каракали, Джраберд и Верин Чайлу. «После ответных действий карабахских подразделений противник прекратил обстрел», - сообщили в пресс-службе Минобороны НКР. И не потому ли 21-22 октября во время военных учений Армии обороны НКР в Арцахе находилась представительнейшая делегация из Армении, возглавляемая президентом Армении С. Саркисяном и министром обороны страны Сейраном Оганяном?
Кстати, не исключено, что новизна геополитического момента, переживаемого регионом, подтолкнула руководство НКР к активизации отношений с «собратом по несчастью» - то есть Приднестровьем. Находясь 21 сентября с визитом на праздновании 19-й годовщины провозглашения независимости Южной Осетии, главы внешнеполитических ведомств двух государств, Г. Петросян и В. Ястребчак, выразили намерение всячески развивать двусторонние отношения. «Первые шаги в этом направлении будут предприняты уже в ближайшее время», - сообщили в МИД ПМР.
Уже начал сказываться ущерб в деле международного признания геноцида армян. «Армянство Арцаха должно сказать своё решающее слово, как сказало в 1988 году и в последующем. Мы не должны оставаться вне армянского поля. Однозначно скажу, что я против подписания договора с Турцией, потому что он не отражает реалий и чаяний народа», - жёстко заявил 1 октября проректор Арцахского университета, историк, член АРФ-Д Ваграм Балаян. «После подписания армяно-турецкого договора мы окажемся в худшей ситуации. Фактически это напрямую бьёт по процессу признания геноцида, под удар ставится и карабахский вопрос», - отметил он. По его убеждению, карабахская сторона должна выразить конкретное отношение к данным шагам.
Дальше и значительно глубже пошёл лидер партии «Социальная Справедливость» НКР Карен Оганджанян, предложивший рассматривать карабахскую проблему с новой позиции, сложившейся после подписания протоколов между Арменией и Турцией. По его мнению, карабахская проблема, с одной стороны, должна рассматриваться, как право народа Нагорного Карабаха на своё самоопределение, а с другой - как территориальная претензия армянства к... современной Турции, основоположники которой путём шантажа в отношении Советской России изменили конфигурацию Советского Азербайджана, добившись включения в состав последнего армянского Карабаха.
Итак, в НКР не скрывают тревожных и, одновременно, куда более радикальных настроений, чем в Армении.
На этом фоне диссонансом звучало 22 октября заявление главы МИД Турции А. Давудоглу, который в очередной раз, будучи в Баку, отметил, что протоколы, подписанные Анкарой и Ереваном, нацелены на достижение длительного мира в регионе, вновь заговорил, что «это возможно только после освобождения азербайджанских земель». «Подписание протоколов вынесло нагорно-карабахскую проблему на международную повестку», - заявил Давудоглу, отметив, что позиция Турции по Карабаху категорична, и «это проблема не только Азербайджана, но и Турции». Глава турецкого внешнеполитического ведомства признался, что до подписания армяно-турецких протоколов в Цюрихе турецкая сторона вела обсуждения по нагорно-карабахскому вопросу с госсекретарем США Х. Клинтон, и «карабахский вопрос является частью внешнеполитической стратегии Турции».
Вот за что давал отповедь в минувшую субботу российский посол в Анкаре Владимир Ивановский - и Турции, да и Азербайджану. Как говорится, «котлеты - отдельно, мухи - отдельно», не следует привязывать армяно-турецкие отношения к урегулированию карабахского конфликта, и сверхдержавы не видят места и роли Турции во втором процессе. Заявление российского дипломата также не осталось незамеченным - как в НКР, так и в Армении. Но с выводами в Степанакерте и Ереване сейчас предпочитают выжидать.
Сергей Шакаранц
Источник: sknews.ru |