Analitika.at.ua. Перспективы вступления Турции в Европейский Союз становятся все более призрачными, в то время как эта страна с невиданной ранее энергией расширяет свои контакты с преимущественно мусульманскими странами. На этом фоне в Соединенных Штатах и Европе вызывает озабоченность давно уже существующий вопрос – не поворачивается ли это крупное светское мусульманское государство все больше на восток, нежели на запад?
Когда президент Обама (Obama) посетил в апреле этого года Турцию – это был символический жест, подчеркивавший геостратегическую значимость Турции, – он особо отметил роль этой страны как моста между Востоком и Западом, признал роль посредника этой страны в арабо-израильском конфликте, а также явно поддержал всем своим политическим весом стремление Турции стать членом Европейского Союза.
Теперь, спустя шесть месяцев, некоторые наблюдатели в Вашингтоне и Брюсселе начали ставить под сомнение надежность Турции как партнера, а многие турки стали спрашивать себя о том, не стоит ли отвергнуть Европейский Союз, прежде чем этот блок отвергнет их самих.
Опасения относительно того, что Турция решила отказаться от своей роли строителя мостов, усилились в этом месяце, когда эта страна отказалась от участия в маневрах военно-воздушных сил с Израилем. Это внесло напряженность в отношения, которые были и без того изрядно испорчены, после того как в январе премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) выступил перед лидерами всего мира в швейцарском Давосе с осуждением израильского президента Шимона Переса (Shimon Peres) в связи с военными действиям в секторе Газа.
Высокопоставленные турецкие официальные лица говорят о том, что господин Эрдоган, выступавший в качестве посредника между Израилем и Сирией всего лишь за несколько недель до начала конфликта в Газе, чувствовал себя преданным в связи с этой израильской агрессии и тем, что, по его мнению, было бессмысленным убийством невинных мусульман.
В то же самое время, некоторые западные дипломаты говорят о том, что Турция предприняла, по их мнению, вызывающие беспокойство действия в отношении Ирана.
Когда официальные результаты подвергаемых сомнению президентских выборов были обнародованы в июне этого года, Турция оказалась в числе первых стран, поздравивших президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmud Ahmadinejad) с его переизбранием. Во вторник, во время визита в Тегеран господин Эрдоган заявил, что Запад использует практику двойных стандартов, оказывая давление на Иран в связи с его ядерной программой. «Те, кто призывают к ядерному разоружению, должны первыми начать это в своих собственных странах», подчеркнул он.
Президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) громогласно возражает против членства Турции в Европейском Союзе, утверждая при этом, что эта страна в географическом отношении не является часть Европы. Германский канцер Ангела Меркель (Angela Merkel) также выразила на этот счет свои сомнения. Многие турки посчитали, что их страну не хотят принимать в ЕС из-за большого количества мусульман.
На встрече в Стамбуле на прошлой неделе, на которой обсуждался вопрос об отношении Турции со своими соседями, член палаты представителей и председатель подкомитета по делам Европы в Конгрессе Роберт Уэкслер (Robert Wexler) сказал: «Вы задаете вопрос, почему Турция заинтересовалась другими направлениями? Европа, посмотри на свое собственное поведение и на свои мнения».
Другие аналитики говорят о том, что культурные и экономические факторы подталкивают Турцию в этом направлении.
Профессор политических наук университета Sabanci Эрсин Калайчиоглу (Ersin Kalaycioglu) заметил, что глобальный финансовый кризис привел к сокращению европейской экономики, что заставило Турцию – крупного экспортера – заняться поиском новых рынков. И этот политолог, и другие его коллеги считают, что лидеры правящей партии справедливости и развития (AKP) как социально консервативной партии с мусульманскими корнями более уютно чувствует себя в Эль-Риаде, Дамаске или Багдаде, чем в Париже, Лондоне или в Риме.
Даже частичный провал переговоров с Европейским Союзом будет иметь далеко идущие последствия. Турция – незаменимый партнер для Соединенных Штатов и Европы. Как страна, граничащая с Ираном, Ираком и Сирией, Турция служит мощным символом сочетаемости демократии, капитализма и ислама. Расположенная между Ближним Востоком и бывшим Советским Союзом, это страна имеет важнейшее стратегическое значение как транзитная страна для транспортировки природного газа. Она также имеет сильное влияние на Афганистан, и, кроме того, является региональным лидером на Кавказе.
Тем не менее, переговоры этой страны с Европейским Союзом находятся в весьма неопределенном состоянии. Обсуждение целого ряда вопросов блокировано из-за давнишнего конфликта с Кипром. Впервые за много лет ведущие представители делового сообщества, которые всегда выступали застрельщиками европейской интеграции, теперь ставят под сомнение мудрость продолжения переговорного процесса, завершение которого, судя по всему, пока не просматривается.
«Мы турки – гордый народ и мы не хотим заходить в дом, куда нас сначала пригласили, но после этого хозяин каждый раз захлопывает перед нами дверь», отмечает представитель руководства одной из крупнейших турецких девелоперских фирм Хаcан Арат (Hasan Arat).
Несмотря на все уязвленную гордость страны, официальные турецкие представители и аналитики настаивают на том, что Турция не собирается покидать Запад. Турецкий министр по делам Европейского Союза Эджемен Баджис (Egemen Bagis) не согласен с тем, что турецкая политика переориентируется в сторону востока. В одном из последних интервью он заявил о том, что активизация контактов его страны со своими соседями, включая открытие границы с Сирией, подписание исторического соглашения с Арменией о нормализации дипломатических отношений, а также расширение взаимодействия с Ираном, - все это помогает Турции стать более эффективным посредником для своих западных союзников.
«Любой мост, если у него одна опора прочная, а другая слабая, не простоит долго», подчеркнул господин Баджис.
Главный советник господина Эрдогана по вопросам внешней политики Ибрагим Калин (Ibrahim Kalin) отметил, что западные критики новой более открытой турецкий внешней политики используют двойные стандарты. «Когда СЩА делают предложение России, то все начинают это превозносить как новую эру в дипломатии, - подчеркнул он. - Но когда Турция пытается расширить свои контакты с Ираном, то все начинают спрашивать, не означает ли это смену политической ориентации».
Господин Калим подчеркнул, что антитурецкие заявления, исходящие из главных европейских столиц, усложняют задачу, связанную с убеждением турецкого народа в необходимости членства в Европейском Союзе.
Вместо того, чтобы беспокоиться по поводу движения Турции на восток, отметил ведущий эксперт по Европейскому Союзу Ченгиз Актар (Cengis Aktar), Запад должен опасаться того, как бы уязвленная Турция не повернулась к России. Россия уже обхаживает эту страну как распределительный узел в своих энергетических поставках, а турецкие инвестиции в России продолжают увеличиваться.
«Это правительство вполне способно сказать Европе «Спасибо, не надо» и вместо этого начать сближение с Россией», подчеркнул господин Актар.
Дэн Билефски
Источник: ИноСМИ - The New York Times |