Analitika.at.ua. На днях завершилось панармянское турне президента Армении Сержа Саргсяна, целью которого были консультации и обсуждения с Диаспорой по вопросу нормализации армяно-турецких отношений. Оно и понятно, ибо вопрос этот непростой, вследствие чего и вызвал широкий резонанс армянской общественности как в самой Армении, так и за рубежом.
Следует откровенно признать, что отношение к парафированным Протоколам и в самом деле неоднозначное. Причем дискуссии ведутся без полутонов.
Мнения носят диаметрально противоположный характер: либо-либо. Спор главным образом ведется вокруг вопроса, будут или не будут ратифицированы пресловутые протоколы. Тема эта далеко не академического свойства. Речь, по большому счету, идет о перспективах развития армяно-турецких отношений в контексте дальнейших шагов по разрешению крайне актуальных и судьбоносных для армянского народа вопросов – Геноцида армян и карабахского конфликта.
Как известно, в Протоколах оба эти вопроса напрямую не увязываются с установлением дипломатических отношений между Арменией и Турцией и налаживанием диалога между обеими странами. Собственно говоря, данное обстоятельство, которое по логике вещей должно бы успокоить армянское общественное мнение, неоднократно подчеркивалось президентом Армении. В том числе и в ходе его панармянского турне.
Однако пока рассчитывать на «успокоение» не приходится. И вот почему. В те же дни, когда Серж Саргсян разъяснял представителям Диаспоры позитивность процесса нормализации, в Нахичевани его азербайджанский коллега поступал с точностью до наоборот. На проходившем там саммите глав государств тюркоязычных стран Ильхам Алиев, словно решив воспрепятствовать этой самой нормализации, сделал заявление, которое в современном мире иначе как мракобесием, замешанным на расизме, не назовешь. Более того, он вновь вернулся к пантюркистской доктрине начала прошлого века, которая и стала причиной уже известных трагических событий, отголоски которых дошли до наших времен. Реакционно-шовинистическая риторика азербайджанского президента стоит того, чтобы привести цитату из нее дословно: «Отделение в свое время от Азербайджана его исторической, исконной земли - Зангезурского региона, и его присоединение к Армении, можно сказать, географически расчленило великий тюркский мир. То есть деятельность тюркского мира, как единой семьи, единой силы была приостановлена на десятилетия».
В этих словах явно прослеживается не просто неуемный экспансионистский аппетит Алиева, а далеко идущие планы пантюркистского толка. Как и в прошлом идеологи пантюркизма, Алиев сегодня рассматривает Армению в качестве серьезного фактора, препятствующего, по его же словам, «духовному, политическому единству тюркского мира, его объединению и деятельности как единой силы». Поскольку тюркский мир рассматривается им как сила, то один из ее векторов, по Алиеву, должен быть направлен в сторону Армении с Нагорным Карабахом. И, оказывается, не только с Нагорным Карабахом, но уже и Зангезуром. Впрочем, сама столица Армении числится у Алиева и иже с ним в «исторических, исконных землях Азербайджана». Того Азербайджана, которого, к слову, до 1918 года на политической карте Южного Кавказа не существовало и в помине.
По сути дела Алиев открытым текстом призывает тюркский мир к своеобразному джихаду. По-видимому, Алиеву-младшему не терпится реанимировать идеи своего отца, который в период карабахской войны, как известно, привлек для уничтожения Арцаха тысячи афганских моджахедов и чеченских боевиков. Иными словами, он предпринимает попытки вновь, по примеру отца, перевести противостояние между Азербайджаном и Нагорным Карабахом в плоскость межконфессионального конфликта. Пожалуй, Алиеву стоит еще раз напомнить то, что, в сущности, давно известно всему цивилизованному миру, а именно – нагорно-карабахский конфликт в начале прошлого века явился следствием распада Российской империи, а в конце того же века – распада империи советской и завершился образованием независимой Нагорно-Карабахской Республики.
Так что алиевский шабаш в Нахичевани, призванный вовлечь тюркский мир в реализацию его бредовых идей, едва ли может иметь угодное Алиеву продолжение. И не только потому, что пантюркизм, скорее всего, в современном мире нереализуем, что относит его как идею к разряду анахронизмов. Дело еще и в том, что, невзирая на возникшие в армянской среде разногласия по вопросу армяно-турецких отношений, испытанное временем и судьбою триединство Армении, Диаспоры и Арцаха не позволит Алиеву и его националистическому режиму осуществить озвученные в Нахичевани сумасбродные планы.
Леонид Мартиросян
Источник: Де-факто |