Analitika.at.ua. В НАТО
происходит переосмысление политики и позиции Турции, но все еще эта дискуссия
представляет собой не официальные и даже не служебные разговоры, а неформальные
беседы, той или иной степени открытости и детальности.
Страны-члены НАТО, между которыми имеются определенные
договоренности по общим и иным политическим вопросам, давно проводят
консультации по этому поводу, в том числе, в военных кругах. Ранее основными
инициаторами данного обсуждения были Франция и Греция, но сейчас практически
все государства-члены НАТО заинтересованы в данной дискуссии. НАТО не может
быть изолирован от общих политических проблем и процессов и, так или иначе,
вовлекается в политическую дискуссию, которая включает проблемы поведения тех
или иных государств.
В самое последнее время США стали также заинтересованными в
распространении этой дискуссии, но пытаются быть аутсайдерами обсуждений,
предоставляя возможность другим государствам брать на себя инициативы по
проблемам политики Турции.
Распространенное мнение о том, что Турция формально
соблюдает устав НАТО и правила поведения в альянсе, не соответствует
действительности. Турция все чаще выдвигает не выполнимые требования со стороны
НАТО, прежде всего, по вопросам деятельности альянса по тем или иным вопросам
обороны и безопасности. Помимо проблемы Кипра, Турция требует от НАТО больших
усилий в обеспечении ее обороны и безопасности, хотя никаких реальных угроз
нет. Например, она выдвинула требования об оказании ей помощи в связи с мелкими
недоразумениями на границе с Сирией.
То есть, она пытается не только включить НАТО в конфликт в
регионе, но и сама включиться в данные процессы, пользуясь легитимным решением
НАТО. Во время подготовки к саммиту НАТО в Чикаго Турция выдвинула требование о
неизменности коммюнике по конфликтам и кризисам, включая и карабахский
конфликт. Это абсолютно противоречит стратегическим задачам НАТО и сущности ее
политики. Более важной проблемой стала деструктивная позиция Турции в отношении
Пакта о безопасности между ЕС и НАТО.
По оценке экспертов, НАТО и Европейский Союз все больше
беспокоит деятельность Турции на Балканах, где она заняла позицию односторонней
поддержки мусульманских стран и этносов, что идет вразрез с принципами и
политикой Западного сообщества. По оценке экспертов, деятельность НАТО в
Средиземном море и на Ближнем Востоке могла бы быть более активной, если бы не
угроза военного вмешательства Турции как члена НАТО.
Военные маневры США, Греции и Израиля в Средиземном море
прошли без Турции, потому что она сама отказалась участвовать в них. Вместе с
тем, в Средиземном море формируются новые интересы различных стран и групп
стран, которые, именно исходя из политики Турции, пытаются создать новые
региональные блоки. В Восточной части Средиземного моря будут созданы новые
реалии в сфере обороны и безопасности.
В настоящее время между Грецией и Турцией отношения по
поводу обороны и вооружений совершенно транспарентны, они знают друг о друге
все, что необходимо. Но это не означает, что проблем в отношениях нет. Турция
взяла курс на опережение в процессах вооружений, и Греция об этом неоднократно
заявляла НАТО.
Греция не пытается создать на Балканах какой-либо военный
или политический блок против Турции. Это было бы абсурдом, да и невозможно,
учитывая совершенную легальность Греции НАТО и Европейскому Союзу. Но, тем не
менее, невозможно не обращать внимания на экспансионистскую политику Турции на
Балканах. Греция считает, что она сыграла важную роль в отстаивании прав
православных народов на Балканах в условиях войны и операций НАТО. Ситуация в
регионе, возможно, была бы другой, намного более несправедливой, если бы не
участие Греции в обсуждениях в НАТО и в миротворческих операциях.
Наиболее серьезным вопросом в отношениях Европейского Союза
и НАТО с Турцией остается вопрос Кипра. Вместе с тем, имеется гораздо более
серьезный вопрос, имеющий долгосрочное и стратегического значение, а именно,
региональная политика Турции, которая очень беспокоит Западное сообщество.
Именно этот аспект проблем приведет к тому, что политика Турции станет ведущим
фактором нового кризиса в НАТО, и этот кризис уже наступил.
С учетом последних событий, представляют интерес размышления
о возможном военном вмешательстве Турции в возможный конфликт между Арменией и
Азербайджаном, и как рассматривает НАТО турецко-азербайджанский договор об
обороне и безопасности. Ничего нельзя исключать в условиях масштабной войны,
тем более, если Азербайджан будет терпеть катастрофическое военное поражение. В
НАТО нет таких оценок. Имеются оценки по состоянию вооруженных сил государств
Южного Кавказа, на основе имеющейся информации из региона из различных
источников.
Армения и Азербайджан, несмотря на крупные приобретения
вооружений Азербайджаном, пока сохраняют баланс сил, и, в определенном смысле,
Армения продолжает сохранять преимущества как в части вооружений, так и в
подготовке личного состава. Азербайджан имеет много проблем в вооруженных силах
и не готов вести войну в соответствии с теми планами, которые разработаны им.
Это хорошо знает и Турция.
Наиболее важным внешним сдерживающим фактором пока является
сотрудничество Армении с Россией и ОДКБ. В регионах Черного моря и Кавказа,
действительно, сохраняется баланс сил между двумя основными государствами, то
есть, Россией и Турцией.
НАТО и Европейский Союз совершенно не приемлют вмешательство
Турции в возможные события, и если Турция решится на это, то автоматически
встанет вопрос о пребывании ее в НАТО. Но ее ожидают большие неприятности, так
как она утратит свою роль в международных и экономических отношениях, возникнут
жесткие санкции, преодолеть которые станет очень трудно. Армения очень интересует
НАТО и Европейский Союз, а также США и Францию, и они готовы способствовать не
только подготовке Армении в военной сфере, но и занять более проармянскую
позицию в диалогах с Турцией.
Договор между Турцией и Азербайджаном не является
легитимным, с точки зрения устава и правил НАТО. Турция никак не обсудила этот
договор с НАТО и, таким образом, вывела его из сферы рассмотрения альянса. В
соответствии с данным договором, Турция должна оказать военную помощь
Азербайджану, то есть, подразумевается военное вмешательство. Но это прямо
противоречит уставу и правилам НАТО. Члены НАТО не имеют право участвовать в
военных действиях без решений НАТО или ООН. Ни того, ни другого решения, в
случае войны между Арменией и Азербайджаном, не ожидается. Результатом военного
вмешательства Турции может стать ее выход из НАТО.
По вопросу о том, как будет приниматься решение по
определению агрессора в случае войны между Арменией и Азербайджаном, можно
утверждать, что НАТО и международное сообщество будет знать совершенно
адекватно о том, кто является агрессором, но вряд ли, при этом, будет дана
односторонняя оценка. НАТО и Европейский Союз попытаются приостановить военные
действия, применив, прежде всего, политические рычаги.
Администрация США располагает хорошей информацией о ситуации
в Южном Кавказе и не питает иллюзий относительно простоты решения карабахской
проблемы. США, скорее, пытаются продемонстрировать «пострадавшей» стороне –
Азербайджану и его союзнику Турции - свою готовность приложить усилия в решении
этой проблемы. Свое позитивное отношение администрация Б.Обамы хотела бы
продемонстрировать и Армении и армянам США.
Перед США стоит задача полностью проигнорировать политику
Франции и России в регионе, прежде всего, по карабахской проблеме. Вместе с тем,
в отношениях США с Францией и Россией сейчас нет существенных отличий.
Американцы допускают привлечение политических и дипломатических усилий Франции
и намерены использовать ее влияние на Армению. России же отводится роль
самостоятельного актора по процессу примирения, при условии сохранения роли
Минской группы. Хотя в американо-российских отношениях и по поводу кавказского
региона могут быть неожиданные повороты.
Данные размышления отражают реальное положение дел, и было
бы неверным отрицать основные принципиальные ограничения вмешательства Турции в
войну между Арменией и Азербайджаном, но в случае развертывания большой
региональной войны реальность может быть заметно скорректирована. США и НАТО
исходят из того, что предстоящая война между Арменией и Азербайджаном будет
контролируемой, что позволит им осуществить сдерживание дальнейшей эскалации в
регионе, на этом и основаны нынешние взгляды атлантических проектантов и
политиков.
Так или иначе, захочет ли Турция увидеть свой протекторат –
Азербайджан поверженным и потерпевшим поражение, тем более, что она понимает,
что практически все ее ведущие партнеры по НАТО желают несомненного военного
поражения Азербайджана, а заодно и сильной турецко-российской конфронтации,
чтобы указать Турции ее подлинное место в региональной политике. Игорь Мурадян,
lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.