Четверг, 25.04.2024, 06:23
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 5 » От Александра Македонского до наших дней
От Александра Македонского до наших дней
00:26

Analitika.at.ua. Первые армяно-греческие контакты начались еще в эпоху Александра Македонского. А во времена Византийской империи армянское население составляло относительное большинство в ряде провинций империи. Следует отметить, что помимо императорской династии в византийской истории представлены многочисленные влиятельные армянские роды, которые однозначно доминировали, – Фока, Куркуасы, Склеросы, Муселе, Крениты, Куртики, Бурцесы, Торникяны, Теодракийцы.

 

Представителям первых двух из вышеперечисленных родов даже удалось в X веке ненадолго завладеть престолом. Это были Никифор II Фока и Иоанн I Куркуас. Николай Адонц в своей работе писал о том, что Мамиконяны в Византии были очень близки к созданию собственной династии. А Василий Армянин основал так называемую македонскую армянскую династию (867– 1056 гг.), с правлением которой связан самый блистательный период истории Византии. По объективным причинам армяно–греческие отношения развивались весьма динамично, и армянский этнический элемент стал неотъемлемой частью византийского общества. Межэтнические ассимиляционные процессы были настолько интенсивны, что уже во время краха империи христианское население, в том числе армянское, мигрировало в районы Афин и Салоников, со временем окончательно слившись с местным греческим населением. Однако этим армяно–греческие контакты не завершились. Армяне играли существенную роль в Трапезундской империи, в Никейской империи, в Херсонесе и др. В Фессалии (север Греции) между городами Янина и Волос армянские поселенцы основали населенный пункт – Арменио. Армянские селения были также на острове Крит. Во времена Османской империи в ряде западных провинций население было смешанное, армяно– греческое. Это в основном были районы Измира (Смирна), Бурсы, Измита (Никомедия), Адапазара, Манисы, Баликесира и Анкары (Ангора). В этих районах помимо армян – последователей Армянской Апостольской Церкви проживали также армяне–халкедониты, что было результатом культурного, языкового и этнического влияния многочисленного греческого населения региона. Ведь до начала армянского геноцида в Османской Турции насчитывалось свыше 2 млн. греков. В Западной Армении, в районе Эрзрума (Карин), имелись многочисленные поселения армян– халкедонитов. Это, в частности, отмечал в своих трудах российский ученый Николай Марр.

 

Примечательно, что потомки этих армян после геноцида христиан в Османской Турции вместе с местными греками переселились в Цалкинский район Грузии, где уже пользовались этнонимом «урум» – (имелись в виду тюркоязычные православные греки Анатолии). В некоторых селах Цалки вплоть до 1988 г.– до массового переселения греков на родину имелись села, где греки сохраняли также определенные черты армянского самосознания, бытовой язык которых был армянским.

 

Так или иначе, нынешняя армянская община Греции в основном сложилась после геноцида армян в Османской Турции. После греко–турецкого обмена населением в 1922–23 гг. армяне в месте с греками западных районов Османской Турции окончательно покинули страну и переместились в Грецию. Крайне тяжелая экономическая ситуация в Греции привела к массовой реэмиграции армян в США и Канаду, а также в Советскую Армению (1930–1970).

 

В 1890 г. в Афинах проживало лишь 160 армян; к 1912 г. эта цифра возросла до 600 человек, после армянского геноцида в Османской Турции число армян в Афинах и Пиреях достигло 150 тыс. Но лишь малая часть осталась в Греции.

 

Современная община армян Греции сформировалась уже после распада СССР. В результате турецко–азербайджанской блокады и последствий войны тысячи армян вынужденно покинули родину и обосновались в Греции. Следует отметить, что в Грецию на первом этапе переселились в основном смешанные армяно–греческие семьи (1990–1993 гг.), которые заселили районы и целые кварталы в Салониках, Александропулосе, Кавале, Янине, а также в столице – в Афинах. Второй поток армянских мигрантов был также значительным в 1994–1998 гг., когда армянские мигранты выбирали Грецию в качестве надежной страны для временного и постоянного проживания, имея в Греции родственников. Общая численность армян в современной Греции, по оценкам, – около 30 тыс. Однако это неофициальные данные. А в целом перепись населения в Греции проводится крайне редко и в основном не отражает реальную картину. Некоторые специалисты приводят данные о том, что только в Афинах проживает порядка 50 тыс. армян. В Салониках, по тем же данным, свыше 30 тыс. По данным же независимых экспертов, в Греции проживает 100 тыс. армян.

 

Процесс ассимиляции армян в Греции протекает интенсивно. Дети относительно недавно переселившихся армян уже не владеют армянским языком. Такая тенденция наблюдается и в ряде других стран, однако Греция в плане ассимиляции армянского населения в Европе занимает первое место. Культурная и в некоторых случаях генетическая близость (ведь на всех этапах существования Греции и греческих колоний армяне–халкедониты сливались с греками) стимулирует процесс быстрой адаптации и ассимиляции.

 

В последние годы интересные наблюдения проводились в ряде районов Греции, где компактно или смешанно проживают выходцы из Армении. В греческих семьях, которые переселились из Армении (1990–1998 гг.), армянский язык используется в качестве родного языка, а в исключительно армянских семьях – переселенцев так называемой «новой волны» (1990–98 гг.) – армянский язык находится в плачевном состоянии. Армянским языком также владеют потомки армянских переселенцев из Турции, для которых идентичность играет особую роль самосохранения в православном греческом обществе. В провинциальных городах и в основном на севере страны армянские мигранты адаптируются хуже, чем те, которые обосновались в столице – в Афинах.

 

Так или иначе, в Греции существует относительно сильная и влиятельная армянская община. Важно отметить, что армяне – единственное этническое меньшинство в Греции, статус которого как национального меньшинства признается греческим правительством. Кроме армян признаются лишь права мусульман Фракии (север страны). Современная армянская община наиболее активна в Афинах. В Афинах действуют два детсада, две армянские начальные школы, одна средняя высшая школа с набором в 350 человек, которая принадлежит Армянскому Голубому Кресту Греции. Армянский Союз меценатов Греции содержит детсад и начальную школу в Палио–Фалиро. В Афинах имеются армянские спортивные клубы и ряд благотворительных организаций. В Салониках и Александропулосе имеются две начальные школы, опять же основанные на средства Армянского Голубого Креста. В Салониках активно действует Армянский культурный центр. По религии большинство армян Греции последователи Армянской Апостольской Церкви, но в Афинах имеются также отдельные общины армян– католиков.

 

На общем фоне крепких армяно–греческих отношений лишь один фактор негативно воспринимается как в армянском обществе, так и в греческом. Речь о столкновениях, которые периодически происходят на Святой земле. Традиционно представители греческой и армянской церквей не делят несколько метров Святой земли. В этом году в храме Гроба Господня драка разгорелась с такой яростью, что ее пришлось останавливать полиции.

 

Храм Гроба Господня расположен на Голгофе – месте казни Иисуса Христа – и является одной из важнейших христианских святынь. Формально он принадлежит представителям шести конфессий, которые делят между собой приделы храма и часы для молитв. По словам представителей армянской церкви, греки много раз пытались поставить своего монаха возле святого места, но у них нет права так поступать во время армянской церемонии. В ответ греческое духовенство заявляет, что с их стороны – это мирный протест, и они делали все возможное, чтобы избежать насилия по отношению как к армянам, так и к полицейским. Так или иначе, столкновения между греками и армянами происходят здесь довольно часто – в последний раз монахи сошлись в бою в апреле этого года на Вербное воскресенье. Как в армянском обществе, так и в греческом эти события вызывают негативную реакцию. Но самое главное – такие эксцессы в обоих обществах воспринимаются лишь как действие религиозного фанатизма и не могут повлиять на двусторонние отношения.

 

Армяне Греции – лояльные и преданные граждане страны, и это греческое общество ценит высоко. Общая судьба армян и греков, трагическая история, геноцид и депортации связывают наши народы неким узлом. Не случайно, что армянская община в США в армянском вопросе всегда получает поддержку греческой общины, которая традиционно считается одной из организованных и влиятельных общин страны. Совместные усилия греков и армян дают результаты и в законодательных органах таких стран, как Австралия, Новая Зеландия и Канада, где греческая община также довольна сильна.

 

Исторические параллели, армяно–греческие отношения и схожая национальная идеология армян и греков являются залогом существования армянской общины Греции.

 

Арман Акопян

Источник: noev-kovcheg.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1315
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru