Analitika.at.ua. 11 октября, как сотни и тысячи лет назад, нахиджеванцы отправились в паломничество к церкви Азарапркич, но не в Нахиджеван, откуда были изгнаны властями Азербайджана в 1990 году, которые позже уничтожили бесценные памятники мировой архитектурной и духовной культуры, являющиеся общехристианскими и общечеловеческими святынями.
Это земля, где имело место " исшествие Ноя", где началось возрождение человечества после Всемирного потопа, земля, которую армяне тысячелетиями лелеяли, облагораживали, украшали, защищали, а когда не могли справиться с дикими ордами, то, вынужденно покидая родные края, молились и обещали, что непременно вернутся сюда, - если не они, то их потомки... Сегодня здесь хозяйничают варвары. "Тебе вверяем мы ключи от святой церкви и домов наших; верни нас из чужбины, куда угоняют нас", - так молились армяне на пути в изгнание, обращая свои взоры к небу, устремляя свои мольбы к Господу.
Армянский народ, тысячелетиями проживавший на своих исконных землях, оставил бесчисленное множество свидетельств своего пребывания здесь – крепости, монастыри, церкви, часовни, замки, караван-сараи, мосты, хачкары, архитектурно оформленные родники, бесчисленные эпиграфические надписи, памятники воинам-героям и самое бесценное - могилы предков. К этим и другим особо сокровенным святыням постоянно совершались паломничества. В центре внимания нахиджеванцев всегда была "гробница великого прародителя Ноя" в Нахиджеване, могила его супруги Ноемзар в Маранде, многие другие места , конечно, церковь Азарапркич. В ней на протяжении всего ее существования не только совершались чудесные исцеления, но и перед лицом святыни в средние века армяне победили турок и нашли спасение. С тех пор церковь Азарапркич стала местом постоянного паломничества нахиджеванцев.
Но вот в 1990 году и последние потомки нахиджеванцев были изгнаны азербайджанцами с исконных своих земель...Вандалы обездолили народ, разрушили и осквернили памятники, среди которых огромное множество являются общехристианскими святынями, имеющими общечеловеческую ценность. Кроме того, изгнанных нахиджеванцев лишили возможности посещать могилы и памятники воинам, погибшим в годы Второй мировой войны, выходцам из нескольких сел Нахиджевана – Бист, Парака, Месропаван, Азнаберд и др. Первое, что сделали беженцы-нахиджеванцы, – создали землячество "Нахиджеван". Была разработана программа защиты интересов беженцев-нахиджеванцев. В 1995-1996 годах в Масисском районе (между селами Нор Харберт и Айнтап был воссоздан памятник воинам, погибшим в годы Второй мировой и установлен хачкар в память о нахиджеванской церкви Азарапркич. В 2004 году там же была построена церковь-часовня Азарапркич, куда теперь и приходят в каждое второе воскресенье октября паломники-нахиджеванцы, чтобы отметить День церкви Азарапркич. Нахиджеванцы воспринимают это паломничество как духовную сопричастность деяниям своих предков, оставившим по всей Армянской земле вместе с прекрасными творениями рук человеческих духовное наставление, унаследованное ими от ранних христиан. О чем сегодня думают, молятся и мечтают паломники-нахиджеванцы? Вот что они говорят по этому поводу:
- Столетиями и тысячелетиями наши предки совершали паломничество к разным святыням Нахиджевана, но в этот день они обязательно шли к церкви Азарапркич. Уже в ХII-ХIII веках это было место паломничества наших далеких предков, и даже когда церковь уже лежала в развалинах, она по-прежнему считалась святым местом, и люди продолжали приходить к ней. Народная молва о целительной силе церкви Азарапркич была общеизвестна, поэтому шли сюда из городов, сел, соседних стран, чтобы поклониться святыне, исцелиться от болезней, получить духовную силу.
Председатель землячества Мелс МКРТЧЯН, рассказал:
- С первых же дней создания Союза нахиджеванских армян разработана программа защиты интересов беженцев, прежде всего имеющая в виду необходимость объединить и вернуть их на родину. Сегодня, когда в Азербайджане раздаются голоса о необходимости возвращения азербайджанских беженцев на места их былого проживания, особенно актуален вопрос возвращения армянских беженцев, и в первую очередь в Нахиджеван и Шаумян.
О необходимости объединения и возвращения беженцев-армян в Нахиджеван говорил и арменовед, заслуженный деятель культуры РА Аргам АЙВАЗЯН. Человек, который лучше кого-либо знает всю историю области Нахиджеван со всеми памятниками, святынями, событиями и превратностями судьбы этого края, ибо 45 лет своей жизни он посвятил изучению историко-культурного наследия области. Автор 200 работ, 23 изданных и 7-8 уже готовых к изданию книг; автор фильма " Джуга – прерванная мелодия " и пяти фильмов серии "Закованный армянский мир", организатор ряда выставок, конференций, обсуждений (Москва – Армянское посольство, США - Гарвардский университет и т.д.). За плодотворную деятельность в сфере охраны памятников, изучения и распространения истории и культуры Нахиджевана Аргам Айвазян награжден медалью Акопа Мегапарта. Он с болью констатировал:
- Я С СОЖАЛЕНИЕМ ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО ЗА 20 ЛЕТ НАШЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАХИДЖЕВАНА НЕ НАШЛИ СВОЕГО РЕШЕНИЯ. А между тем в территориальном, политическом, духовном и культурном отношениях Нахиджеван крайне важен для армянского народа. За последние 20 лет со стороны правительственных кругов Армении и Министерства иностранных дел нахиджеванский вопрос ни разу не поднимался перед соответствующими международными организациями. Не было сделано никаких существенных шагов, не было официальных обращений в международные инстанции и суды. И это при том, что в Нахиджеване было уничтожено Азербайджаном 27 тыс. памятников армянского духовного и культурного наследия.
Сегодня для решения проблем Нахиджевана, как и Джавахка, власти Армении должны начать предварительную подготовительную работу и вести ее шаг за шагом, начиная, вероятно, с аннулирования заключенного в 1921 году Московского договора, когда от Армении были отторгнуты ее исторические территории. Нахиджеванская автономная республика была незаконно создана в 1921 году на исторической территории армянских областей Гохтн, Ернджак, Нахчаван, Джаук – Шаапонк и Шарур.
Семейство Алиевых ежегодно затрачивает крупные средства на издание десятков книг о Карабахе и Нахиджеване, искажая историю, фальсифицируя факты и распространяя их по всему миру, вводя читателей в заблуждение. В то же время Национальная Академия наук Армении в рамках соответствующих институтов не опубликовала ни одной строчки о Нахиджеване. Такие примеры многочисленны: в 2005 году в Армянском посольстве в Москве была организована выставка, посвященная Нахиджевану, в которой сотрудники посольства не приняли никакого участия. То же повторилось и в 2007 году в Гарвардском университете, где были проведены выставка, научная конференция и обсуждение нахиджеванского вопроса, которые всячески пыталось сорвать азербайджанское посольство.
НАСТАЛО ВРЕМЯ ОТ СЛОВ ПЕРЕХОДИТЬ К ДЕЙСТВИЯМ. Мы ждем незамедлительного вмешательства Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Министерства диаспоры для разрешения этих назревших вопросов, ибо они обязаны взять на себя защиту наших духовных и культурных ценностей, в том числе и тех, которые сегодня оказались на территории других государств. Это есть их первейшая и святая обязанность. На глазах всего человечества, Евросоюза, ЮНЕСКО, других международных организаций армянское историко-культурное наследие подверглось вандализму со стороны азербайджанских властей. На всей территории Нахиджевана в течение 1998-2006гг. до основания были разрушены и взорваны более 27 тысяч армянских памятников (монастыри, церкви, хачкары, кладбища, лапидарные надписи и т.д.).
Мы, став свидетелями гибели многочисленных историко-культурных памятников Нахиджевана, не только не встали на защиту нашего культурного наследия, но и не смогли использовать соответствующие международные организации для сохранения наших памятников, каждый из которых свидетельствовал об истории армян, их духовной культуре, национальной идее и мощи строительного духа. Эта потеря невосполнима не только для Армении и армян, но и для истории и культуры всего человечества. Нам никогда не простят грядущие поколения уничтожения древнего культурного и духовного наследия, которое произошло на наших глазах по причине нашей пассивности.
ВЕРНУВШИСЬ К ДРУГОЙ ГРУППЕ ПАЛОМНИКОВ, я вслушалась в их разговор:
- Вот мы ежегодно совершаем паломничество к церкви, построенной здесь, к памятнику нашим воинам, погибшим во имя Отечества в годы Второй мировой войны, вспоминаем былые дни, но когда же мы сможем увидеть свою исконную Родину, куда мы обещали вернуться, землю, вскормившую нас, воду, вспоившую еще наших далеких предков. Мы терпеливо ждали, когда же наше правительство, оправившись от разных проблем, которые совпали с изгнанием нас из Нахиджевана в 1990 году, повернется, наконец, к нам и спросит, о чем мы думаем, чего мы ждем, что мы хотим сделать для возвращения не только нас в Нахиджеван, но и для возвращения нашей исконной земли Армении? Долго ли нам еще надеяться и ждать? Мы всегда отдавали жизнь ради защиты и благополучия нашего Отечества, пусть же и те, кто сегодня представляет власть, вспомнят об этом и вмешаются, наконец, в решение наших проблем.
Мери ЧОЛАКЯН
Источник: Голос Армении |