Analitika.at.ua. Судя
по всему, депутатам еще долго придется разбираться с наследием Чавушоглу
На проходящей в эти дни в Страсбурге летней сессии
Парламентской ассамблеи Совета Европы происходят довольно интересные события,
связанные как с карабахским вопросом, так и с регионом в целом. Прежде всего
это касается восстановления деятельности печально известного подкомитета по
Карабаху, а также внутренней ситуации в Азербайджане.
КАК УЖЕ СООБЩАЛИ СМИ, НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАСЕ ЖАН-КЛОД
МИНЬОН занимает в вопросе подкомитета позицию, диаметрально противоположную
мнению своего предшественника. Собственно, именно усилиями Мевлюта Чавушоглу,
стремившегося всячески угодить азербайджанской делегации, вопрос возобновления
деятельности подкомитета был внесен в повестку ассамблеи. Все 2 года
председательства турка этот вопрос упорно мусолился, был даже назначен новый
руководитель подкомитета, предпринимались попытки организовать встречи между
армянскими и азербайджанскими депутатами. Однако во многом благодаря
принципиальной позиции армянской делегации азербайджано-турецкому тандему так и
не удалось решить проблему в выгодном им ключе до конца срока Чавушоглу.
Судя по позиции Ж.-К. Миньона, идея подкомитета,
бесполезность которого была доказана его первым главой лордом
Расселом-Джонстоном, будет наконец успешно похоронена. Председатель ПАСЕ
заявил, что организует встречу двух делегаций с целью принятия решения, которое
будет направлено в бюро ПАСЕ на утверждение. При этом Миньон не скрывает, что
отрицательно относится к идее возобновления деятельности подкомитета, причем
его точка зрения практически идентична позиции армянской стороны: "Я не
вижу необходимости в создании еще одной структуры для решения одного и того же
вопроса, поскольку работа нескольких структур по решению такого деликатного
вопроса может создать путаницу. Не важно, верим мы в деятельность Минской группы
или нет, эта структура занимается сегодня решением этого конфликта", –
заявил глава ПАСЕ.
Между тем азербайджанская делегация продолжает спекулировать
вопросом, обвиняя армянскую делегацию "в отказе от диалога и налаживания
мер доверия". В частности, руководитель делегации С. Сеидов, ни словом не
обмолвившись о позиции председателя ПАСЕ, призвал ассамблею
"воздействовать на армянскую делегацию , чтобы она не блокировала работу
подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху". Отметим, что тот же Сеидов и возглавляемая
им делегация, на словах ратуя за "диалог и доверие", обходят
предложенный армянской стороной мораторий на взаимные обвинения и
оскорбительные выражения, которого наша делегация придерживается в
одностороннем порядке.
СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СТОРОНА НИКАК НЕ
ХОЧЕТ СМИРИТЬСЯ с осознанием того факта, что времена абсолютной поддержки ее
позиции со стороны председателя ПАСЕ прошли и нужно возвращаться в реальность.
Причем эта самая реальность проявляется уже в вопросе не только подкомитета, но
и внутренней ситуации в Азербайджане. На фоне громких скандалов в рамках
"икорной дипломатии", на фоне обвинений в коррупции в адрес ряда
депутатов ПАСЕ, выдвинутых в докладе организации "Европейская инициатива
стабильности", ассамблея, похоже, стремится каким-то образом отмыться от
позорных пятен на своей репутации. Так, на второй день сессии появилось
сообщение, касающееся другой, опять-таки долгое время муссировавшейся темы, -
политзаключенных в Азербайджане и докладчика по этом вопросу Кристофера
Штрассера. Напомним, что бакинские власти постоянно чинили препятствия визиту
немецкого депутата, а Чавушоглу практически не реагировал на это, стремясь
предотвратить введение нежелательного для алиевского режима вопроса в повестку
дня ассамблеи. И вот 26 июня проект резолюции, составленной на основе доклада
немецкого депутата, был принят Комитетом ПАСЕ по правовым вопросам и правам
человека.
Процесс принятия доклада, судя по сообщениям из Страсбурга,
сопровождался довольно любопытными обстоятельствами. Как передает Panorama.am,
глава азербайджанской делегации С. Сеидов заявил, что доклад, дескать, сделан
"не по Азербайджану, а в целом по проблеме политзаключенных". Почему
в таком случае азербайджанская делегация дружно проголосовала против доклада, Сеидов
не объяснил. Кроме того, среди депутатов ПАСЕ было распространено заявление 30
проправительственных НПО из Азербайджана, в котором утверждается, что доклад
немецкого депутата носит необъективный характер, поскольку он подготовил
документ, не посетив Азербайджан. Оставим в стороне тот факт, что о причинах
непосещения не сказано ни слова. Куда любопытнее другое: не будучи знакомыми с
неопубликованным пока документом, общественники изначально объявили его
необъективным. Это обстоятельство азербайджанская сторона, естественно, тоже
никак не объясняет.
НАКОНЕЦ, САМ КРИСТОФЕР ШТРАССЕР ДАЛ ИНТЕРЕСНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К
СВОЕМУ ДОКЛАДУ, в котором названы имена 89 политзаключенных. Он заявил, что
"вопрос о проблеме с правами человека в стране - члене Совета Европы стал
реально звучащей проблемой и это мессидж Парламентской ассамблее". "Я
готов посетить Азербайджан, но в соответствии с правилами Совета Европы, а не
как турист. Если власти Азербайджана хотят добиться политического прогресса, то
должны быть готовы к сотрудничеству", - сказал Штрассер. Доклад, по его
словам, состоит из 17 пунктов, включая проверку соблюдения законности по делам
политзаключенных, соблюдения прозрачности судебных процедур. Немецкий депутат
сообщил, что в ходе обсуждений 4 пункта из доклада были сняты, причем был
отклонен пункт, касающийся запрета властей на его приезд в Азербайджан, и это
"было сделано по настоянию бывшего главы ПАСЕ Мевлюта Чавушоглу".
Что еще было сделано турецким председателем в угоду
"младшему брату" и в ущерб прямому назначению и целям Совета Европы и
сколько времени понадобится ПАСЕ, чтобы разобраться с наследием Чавушоглу -
остается только догадываться... Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.