Суббота, 20.04.2024, 16:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 27 » Плюсы и минусы тюркского братства
Плюсы и минусы тюркского братства
00:11

Analitika.at.ua. После подписания в швейцарском Цюрихе Протоколов о нормализации двусторонних отношений, парафированных еще 31 августа, Армения и Турция сделали еще один шаг навстречу друг другу. В результате подписания Протоколов стороны приняли на себя политико-правовые обязательства, а переговорный процесс впервые из фазы деклараций перешел в фазу конкретных шагов. Принимая во внимание неоднозначное восприятие этих документов армянским и турецким обществом, становится ясно, что армянским и турецким дипломатам предстоит еще немалая работа. После подписания Протоколов, основная дискуссия вокруг отношений с Турцией внутри Армении сводится к одному вопросу - ратифицирует ли Турция армяно-турецкие протоколы без урегулирования карабахского конфликта и достижения договоренностей по поводу сдачи Азербайджану территорий или же пойдет в пику Азербайджану, соблюдая интересы собственные?

 

В данном случае, собственные интересы и интересы «младшего брата» для Турции несопоставимы, так как они идут вразрез в отношении друг друга. В этой связи возникает вопрос - а чего ради Турции вообще не ратифицировать Протоколы, учитывая, что если бы Анкара не собиралась их ратифицировать, она бы их просто не подписала. В данном случае многократные и громогласные заверения Давутоглу, Эрдогана и Гюля «о соблюдении интересов братского Азербайджана» выглядят несколько лицемерно и сводятся к турецкой внешней политике, которая реализуется примерно по принципу «говори одно, делая другое». По всей видимости, решение Армянского вопроса, до сих пор стоящего костью в горле у Турции, а Протоколы дают такую надежду для турецкой дипломатии, для Анкары гораздо важнее того, что «Карабах или территории не вернули Азербайджану». Нагорный Карабах и конфликт вокруг него – всего лишь одно из многочисленных звеньев, из которых формируется геополитика на Южном Кавказе и вокруг него. В данном аспекте, Турция просто неспособна отказаться от процесса, сулящего ей грандиозные выгоды, в том плане, что Турции нужен весь Южный Кавказ, а вовсе не «восстановление территориальной целостности» Азербайджана. А именно переговорный процесс с Арменией и является той нитью, которая может со временем обеспечить Турции позиции лидера на Южном Кавказе в этом контексте, ради части сегодня Турция не станет отказываться от целого завтра. Сегодня турецкий истэблишмент именно это и пытается объяснить Азербайджану и собственному обществу. При этом, либо Алиев и компания этого не понимают, что маловероятно, либо делают вид, что не понимают, чтобы получить побольше гарантий в качестве «младшего брата» будущего лидера - Турции. Именно этим и объясняется вся свистопляска вокруг снимаемых и вновь вывешиваемых флагов Турции и Азербайджана в этих странах, «поджогами» «парков дружбы Азербайджана и Турции» и т.д.

 

При этом, со стороны Азербайджана также присутствует фактор недоверия в отношении «старшего брата», так как достижение Анкарой своих далеко идущих геополитических планов весьма сомнительно. На этом пути, Турция, несомненно, встретит противодействие США, Евросоюза, России, Ирана и даже Грузии, так как в лидерстве Турции в регионе заинтересована лишь одна страна – Азербайджан. Однако, данное обстоятельство вовсе не способно остановить Турцию на ее нелегком пути, свидетельством чего является комедия, разыгрываемая турецкими и азербайджанскими «братьями» в ходе которой различные «акифы наги» могут до посинения сжигать портреты турецких лидеров и вопить о «предательстве». При этом, как в Анкаре, так и Баку прекрасно знают, что «недовольство» Азербайджана имеет свои пределы, и естественно, оно не станет углубляться дальше.

 

В этой связи, рассматривая происходящий между Арменией и Турцией переговорный процесс, прежде всего, следует рассмотреть в деталях сами Протоколы, оставив в стороне многочисленные дипломатические реверансы, необходимые для подобного рода договоренностей. Суть документов в том, что Армения и Турция планируют открыть государственную границу закрытую, начиная с 1993 года Анкарой, а также создать совместную межгосударственную комиссию по широкому спектру вопросов, включая и исторические споры. Главным пунктом «Протокола о развитии двусторонних отношений» является договоренность «открыть границу в течение двух месяцев после его вступления в силу». В случае его реализации, на Южном Кавказе, безусловно, будет дан старт новому статус-кво, так как для Армении появится новое окно во внешний мир. При этом, немаловажно, что, несмотря на все муссирующиеся в Армении разговоры о «сдаче» Карабаха Азербайджану, Армения в этом случае полностью оторвет процесс с Турцией от нагорно-карабахского конфликта, что станет крахом реваншистских надежд Азербайджана. Второй пункт Протокола предполагает регулярные консультации между МИДами двух стран по широкому спектру вопросов. Среди них «диалог в исторической плоскости между двумя народами, направленный на восстановление взаимного доверия, в том числе с помощью беспристрастного изучения исторических документов и архивов для уточнения имеющихся проблем и формулирования предложений». Понятно, что данный пункт скорее благоприятен для Турции, чем для Армении, так как в завуалированном виде речь идет о разрешении проблемы Геноцида армян в Османской Турции. Бесспорно, что армяне всего мира, в том числе и Армении никогда не перестанут настаивать на признании этого величайшего преступления ХХ века, а турки никогда не признают его. Однако, в результате диалога, а в нем заинтересованы как Турция, так и Армения, могут быть найдены решения, которые позволят обеим сторонам сохранить лицо, тем более что подобный опыт в мировой практике есть. Пункта, тем или иным образом затрагивающего нагорно-карабахский конфликт, в Протоколах нет.

 

Для реализации всего вышеперечисленного остается ратифицировать два Протокола в парламентах Армении и Турции. При этом вопрос насколько парламенты Армении и Турции могут стать барьером для завершения процесса примирения, по-прежнему остается на поверхности. Понятно, что в случае с Арменией ситуация более ясна, так как Национальное Собрание республики, как, впрочем, и в любой другой стране СНГ, за исключением Украины, является не столько органом власти, сколько придатком администрации Президента. А, учитывая, что Республиканская партия Армении составляет подавляющее большинство в парламенте, а также, то, что «Процветающая Армения» и «Оринац Еркир», по крайней мере, в вопросах армяно-турецких отношениях являются ее придатком, вопрос ратификации Протоколов в Армении практически решен.

При этом нельзя сказать то же самое в отношении ратификации Протоколов в турецком парламенте, который не является монолитным, пропрезидентским органом власти, как в Армении. Уже один тот факт, что после прихода к власти в Турции партии Реджепа Тайипа Эрдогана многолетнее доминирование кемалистов в турецком парламенте было нарушено, свидетельствует о том, что антиэрдогановские депутаты могут существенно осложнить ратификацию Протоколов, играя на факторе обид «младшего брата» Турции Азербайджана.

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить главное. Подписав в Цюрихе Протоколы, Армения и Турция доказали, что и враги могут при наличии политической воли найти общие точки соприкосновения. Тем более, что Армения и Турция не изобрели здесь велосипеда, так как примирение двух исторических противников уже не раз имело место в международной практике. А сама Турция, по выражению главы МИД Ахмета Давутоглу, «стремится прийти на Кавказ посредством «обнуления проблем с соседями». Эта политика, кстати, уже принесла свои плоды на ближневосточном направлении турецкой политики за последние пять лет в развитии отношений с Сирией, хотя еще в начале 21 века эксперты обсуждали возможные сценарии военных действий между двумя странами. Кроме того, немаловажно, что Турция посредством «обнуления отношений с соседями» усиливает интерес Европы в своем отношении, что в контексте стремления Турции в Европейский Союз крайне важно. Таким образом, Протоколы доказали, что примирение Армении и Турции хотя и не завершено, но вполне возможно, хотя и заключает в себе много потенциальных вызовов и спорных пунктов. Естественно, что некоторые итоги армяно-турецкого процесса уже сегодня имеют влияние не только на динамику двусторонних отношений, но и на события в регионе и вокруг него. Все эти события демонстрируют альтернативность примирения между Арменией и Турцией, однако ни одно из этих событий по своей выгоде не превосходит политические дивиденды от достижения компромисса, как для Армении, так и для Турции.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 537
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru