Среда, 08.05.2024, 05:48
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 4 » Признает ли Турция Абхазию?
Признает ли Турция Абхазию?
00:07

Analitika.at.ua. Разговоры о том, что Турция признает Абхазию, идут уже более года. Во время пятидневной войны Турция предпочла активные действия бездействию. После ряда визитов турецких официальных лиц в Россию и Грузию, а также, заявлений, адресованных участникам событий, Турция предложила «платформу стабильности и безопасности на Кавказе».

 

И, хотя сразу было ясно, что проект мертворожденный и не очень нравится многим из участников региона, активно протестовать или поддерживать эту инициативу никто, кроме России, не стал. Правда в «кавказском ОБСЕ» не было Ирана, что уже говорило о многом, а также, была низведена роль Запада, что дало повод некоторым аналитикам говорить о том, что «кавказская платформа» это проект разделения Южного Кавказа между Турцией и Россией.

 

Возвращаясь к теме признания, можно сказать, что Турция пока воздерживается от каких-либо резких движений пока не определится будущая региональная архитектура и не будет ясно, следует ли открыто считаться с Грузией в будущем или Турция может активно развивать свои отношения с Абхазией, которые есть довольно давно и, в общем-то и не скрываются. Поэтому, в действительности Турция не учитывает интересы Грузии уже давно.

 

Вопреки распространенному на Западе стереотипу, Россия не прилагала каких-то особых усилий по признанию Абхазии и Южной Осетии со стороны других государств. Нынешний их статус, когда признание в формате Россия + одно (теперь уже два) государство, географически отдаленное от региона, вполне устраивает Россию, поскольку сохраняет республики связанными с Россией множеством уз и в том числе зависимыми от России, в первую очередь, экономически. Таким образом, признание Турцией Абхазии будет иметь много последствий для региона и изменит конфигурацию, но об этом позже.

 

Танкер

 

В последнее время несколько событий одновременно активизировали проблематику абхазо-турецких отношений.

 

16 августа (2009 года) грузинские морские пограничники задержали турецкий танкер «Букет» в международных водах недалеко от берега Абхазии. По информации грузинских правоохранительных органов, "Букет" контрабандно вез в Абхазию 2 тысячи тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива из Турции. На танкер грузинские власти наложили арест и объявили, что судно будет продано с аукциона.

 

Кроме того, грузинские власти арестовали весь экипаж и, хотя и отпустили в результате всех, но всем пришлось выплатить штрафы, а капитан судна Мехмет Озтюрк был приговорен к 24 годам заключения и был освобожден только после вмешательства высших турецких чиновников. Реакция Турции была достаточно быстрой и турки приложили все усилия, чтобы освободить своих моряков; кроме того, это осложнило отношения между Грузией и Турцией.

 

Визит

 

Интересно, что когда в первой декаде сентября министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу находился с визитом в Тбилиси, другой высокопоставленный чиновник МИД Турции, заместитель заместителя Давутоглу, Унал Чевикоз, находился с визитом в Сухуми. И, хотя, турецкие чиновники заявляли, что поставили грузинский официоз в известность об этом визите, сообщить – это не значит спросить мнение.

 

Визит Унала Чевикоза значительно изменил ситуацию в треугольнике Турция-Абхазия-Грузия. Это был первый визит в Абхазию высокопоставленного чиновника такого ранга со стороны Турции. Кроме того, что интересно, визиты Давутоглу в Тбилиси и Чевикоза в Сухуми были параллельными, то есть одновременными, а это значит, что Турция рассматривает Абхазию как партнера и, хотя и младшего, по сравнению с Грузией, но такого, которого не хочет обижать.

 

По результатам визита в Турции начались активные обсуждения вопроса признания Абхазии Турцией. Журналисты турецкой газеты Hurriyet, близкой к правительственным кругам связались с министром иностранных дел Абхазии Сергеем Шамбой и взяли у него интервью на тему будущих абхазо-турецких взаимоотношений и возможного признания Абхазии Турцией.

 

В ответ на вопрос о визите Чевикоза Шамба заявил: «Мы конечно надеемся, что Турция признает Абхазию. Есть некоторые позитивные сигналы, но они еще должны реализоваться. Мы ждем более активного подхода... Абхазия ждет от Турции более ясной позиции по аресту турецкого судна». Он сказал, что основными темами переговоров были арест судна и двухсторонние отношения, а сами переговоры были конструктивными.

 

 «Абхазия хочет развивать более активные экономические и гуманитарные связи с Турцией. Мы ожидаем открытия коммуникаций и пассажирского транспорта. Мы заинтересованы в этом, поскольку мы соседи и в Турции есть большая абхазская диаспора численностью в 500 000 человек». 

 

Что же касается признания, Шамба сказал, что «сложно сказать сейчас, но мы внимательно следим за ситуацией и хотим поддерживать контакты с турецкой стороной». В ответ, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Турции Бурак Ёзюгергин ответил, что «никаких изменений политики на Кавказе нет».

 

Пока неясно, как будет развиваться ситуация, но тема уже давно обсуждается многими СМИ, как в Турции, так и за ее пределами. К примеру, в другой крупной близкой к правительству газете Miliyet обсуждалась возможность некой рокировки: признания Турцией Абхазии взамен за признание Россией Турецкого Северного Кипра. Хотя такие варианты рассматривали и в Москве, в итоге в ответ министр иностранных дел России заявил, что подобные варианты не рассматриваются Россией.

 

Уже сегодня темой интересуются западные аналитики, в том числе Пол Гобл, который еще в 1990-х предлагал план урегулирования по Карабаху, согласно которому должен был произойти обмен территорий, в результате чего Турция отрывалась от Азербайджана, а Армения от Ирана, что, конечно же, никого не устроило. Но по-настоящему обсуждаемой тема станет после визита Давутоглу в Сухуми, что он анонсировал еще в начале сентября: «Мы хотим познакомиться с Абхазией и попытаться урегулировать ее отношения с Грузией».

 

Ситуация – взгляд из Армении

 

Тема возможного признания Турцией Абхазии является актуальной для Армении в силу ряда причин. Во-первых, порядка четверти населения – армяне, бежавшие из Амшена в свое время от Геноцида со стороны Турции. Они с недоверием относятся к Турции и ее активности на абхазском направлении. Во-вторых, активность Турции в Абхазии способна резко изменить расклад в Черном море. Признание Абхазии со стороны Турции будет серьезным индикатором изменений во внешней политике Турции. Кроме того, пока не совсем ясно как себя поведет в ответ Грузия и Запад. В любом случае, нестабильность в Грузии сегодня может опять подорвать транзит в Армению. В-третьих, проблема непризнанных государств и консервации границ времен 1945 года, все больше становится на повестку дня. Признание таким образом Турцией Абхазии может как увеличить шансы на признание в конечном итоге НКР, так и способствовать достижению какого-либо соглашения по Абхазской железной дороге, которая и стала в 1993 году основой блокады Армении.

 

Существует также много других факторов, однако вышеперечисленные все же стоит считать основными.

 

Численность абхазской диаспоры в Турции, о которой часто говорят как в Турции, так и в Абхазии, по меньшей мере, сильно завышена. В 1984 году, во время переписи, турецкая статистика зарегистрировала всего лишь 13 тыс. человек, так или иначе говорящих на абазинском языке и 120 тыс., говорящих на черкесских языках.

 

Понятно, что многие абхазы-мусульмане, вероятно, утеряли свой язык, но приведенные данные говорят скорее о полной ассимиляции большинства абхазов, а также, исходном несоответствии приводимых цифр, а называются различные цифры – от 500 тысяч до 2 млн., при том, что вряд ли численность людей абхазского происхождения может превышать в Турции 200 тысяч.

 

Но и их большинство никогда не переселится в Абхазию. Кроме того, потенциал лоббирования ими признания независимости Абхазии со стороны Турции невелик. Турция – 72 миллионная страна, проводящая националистическую и экспансиональную политику, а группа ассимилированных граждан абхазского происхождения не может оказывать на ее политику сильного влияния. Здесь скорее всего имеет место использование Турцией фактора абхазской диаспоры как оправдания для своих гегемонических планов в отношении Черного моря; то же самое мы видим в отношении Крыма.

 

Сегодня Запад, хотя и присматривается к ситуации в Абхазии, но не собирается признавать ее; наоборот, имеет место коллективное осуждение действий России на Кавказе. Это же подтверждает недавняя резолюция в ООН, где Запад проголосовал за возвращение беженцев в Абхазию консолидировано, вплоть до использования голосов Мальты, Андорры, Сан-Марино, Люксембурга, Лихтенштейна, Вануату и др. Позиция Турции входит в противоречие с позицией Запада; что же касается России, то для России признание Абхазии Турцией скорее благо, чем проблема.

 

С Запада у Турции есть новая сложность: по данным ряда влиятельных турецких газет, Греция перевооружила свои ВВС французскими ракетами и даже нацелила их на Стамбул. Особенно взволновал турецкую сторону тот факт, что официальные греческие источники никак не комментируют всю эту ситуацию, включая и сам факт закупки иностранных ракет. Возможно, это и будет сдерживающим фактором для Турции в ближайшее время.

 

С другой стороны, признание Турцией Абхазии, помимо уже имеющегося признания другого сецессионистского образования, созданного при военном вмешательстве Турции же, Северного Кипра, сделает смешными аргументы о поддержке Азербайджана в карабахском конфликте. Турция закрыла границу с Арменией формально по причине взятия Кельбаджара Армией Обороны НКР в 1993 году и до сих пор держит границу закрытой.

 

Но неэффективность этого метода доказало время: за все 16 лет с тех пор Турция не добилась блокадой сдачи части или всей НКР под контроль Азербайджана – и в Турции, как и на Западе, это уже давно начали осознавать. В результате все вынуждены будут признать состоятельность независимости НКР, а Турция потеряет аргументы против нее.

 

Что же касается Грузии, то она будет поставлена перед новой реальностью – необходимостью либо продолжать однозначную поддержку Запада и разорвать отношения и с Турцией, либо идти хоть на какой-то контакт с Абхазией, пусть лишь в плане открытия границ. Проект «Черноморского кольца», существующий уже долгое время, не воплощается в реальность из-за сложностей коммуникации между Абхазией и Грузией, а также, Молдовой и Приднестровьем.

 

В случае, если Грузия перестанет препятствовать строительству Черноморского кольца, то это будет значительный шаг к преодолению региональной изоляции всех всеми. В том числе для Армении это будет означать строительство множества коммуникаций на севере страны, в первую очередь, четырехполосных магистралей от Батуми до Гюмри, а также, развилки до Еревана, Ванадзора, Спитака и Раздана.

 

В любом случае не стоит ждать каких-то серьезных изменений сегодня или завтра. Турция будет остерегаться входить в конфронтацию с Западом, но при сегодняшней концепции неоосманизма это будет неизбежно и любые телодвижения на этом фронте следует внимательно отслеживать.

 

Грант Микаелян

Источник: mitq.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1169
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru