Главная » 2012»Июнь»12 » Рачья Арзуманян: Стратегия Запада против маневров России - кавказская игра началась
Рачья Арзуманян: Стратегия Запада против маневров России - кавказская игра началась
15:17
Analitika.at.ua. Визит Госсекретаря США Хиллари Клинтон в южно-кавказские
государства был связан не только с необходимостью решения тактических задач, но
и подготовкой шагов, которые будут разворачиваться на геополитической арене
Кавказа. Кавказ находится в фокусе геополитического противоборства не первый
век, являясь критически важным плацдармом для проецирования военно-политической
мощи на Север, Юг и Восток. Приход на Кавказ большой политики в 2012 году может
быть связан с намерениями Запада нейтрализовать намерение Ирана стать
региональной сверхдержавой. На сегодняшний день Иран со всех сторон, кроме
кавказского направления, окружен нестабильными или несостоявшимися
государствами. Создание контролируемой и удерживаемой в определенных пределах
зоны нестабильности является действенным методом сдерживания противника в
геополитической борьбе.
Критическим для Ирана является проблема Сирии. Если
правительство Башара Асада и Сирия смогут выстоять, то они окажутся в жесткой
изоляции от внешнего мира и, значит, еще более зависимыми от Ирана. Как
следствие, сфера влияния Ирана будет простираться от Афганистана на востоке и
до Бейрута на западе. Это фундаментальным образом изменит баланс сил на Ближнем
Востоке, превращая Иран в доминирующую региональную силу в Персидском заливе. Такая
перспектива вынуждает Запад придерживаться жесткой позиции в сирийском кризисе.
Сегодня уже можно встретить публикации в западной прессе, в которых прямо
говорится о целях Запада в Сирии. Например в статье от 4 июня в Foreign Policy,
озаглавленной "Реальная причина вмешательства в Сирию" (The Real
Reason to Intervene in Syria), прямо говорится о необходимости разорвать связь
Ирана с Средиземным морем в качестве главного стратегического приза в сирийском
кризисе. События переместятся на Кавказ после того, как ситуация вокруг Сирии
приобретет требуемый для Запада характер и станет необратимой. Речь идет или о
свержении правительства Асада, или об организации затяжной гражданской войны,
вынуждающей Иран тратить усилия и ресурсы для поддержания стратегического
союзника. Поднимая или понижая температуру в сирийском кризисе, можно
достаточно эффективно влиять на политику Ирана в регионе.
Так как речь идет о геостратегии, то нет необходимости в
детальной проработке формирующейся картины, чтобы понять в рамках каких проблем
будет происходить эскалация напряженности на Кавказе. Запад неоднократно
подчеркивал, что различает на Кавказе три проблемы, имеющие статус
геополитических. Это энергетические проекты, непризнанный Арцах (Нагорный
Карабах - ред.) и признанные со стороны России Абхазия и Южная Осетия, а также
террористическая деятельность исламистских групп на Северном Кавказе.
Причем надо понимать, что речь необязательно идет о
стремлении Запада развязать широкомасштабную войну. Реализуемая стратегия может
быть многоплановой и включать множество опций, когда используются как элементы
политического и социально-экономического давления, так и эскалации
военно-политической напряженности вплоть до локальных боевых действий, не
убирая со стола вариант широкомасштабной региональной войны на северных
границах Ирана.
В тактическом плане Запад заинтересован в обеспечении
безопасности энергетических и транспортных коммуникаций, проходящих по региону.
Западу не удается надежно решить проблему обеспечения своих войск в Афганистане,
и он вынужден ориентироваться на кавказский маршрут "Северной
распределительной сети". Заключенные в последний период соглашения с
государствами Средней Азии только увеличивают вес и значение кавказского
маршрута.
Тем самым, Запад стоит перед необходимостью нахождения
достаточно сложного и тонкого баланса между тактическими и стратегическими
задачами на кавказском направлении. Тактические цели требуют обеспечения
стабильности критически важных коммуникаций, стратегические - регулируемого
повышения уровня напряженности на Кавказе. Решения тактических задач Запад
намерен достичь за счет усиления военного потенциала Азербайджана
высокотехнологическими системами вооружений. В частности, в настоящее время
Госдеп США стремится преодолеть сопротивление армянского лобби и приступить к
поставкам в Азербайджан систем ПВО "Пэтриот", систем защиты
вертолетов, спутникового оборудования и пр. Спутниковое и вертолетное
оборудование предполагается установить на ударных вертолетах Ми-35М,
поставляемых российской компанией "Росвертол". Целью данных поставок
заявляется повышение боевых возможностей Азербайджана по защите объектов
энергетической инфраструктуры и границы с Ираном.
Стратегические задачи требуют проведения более тонкой
политики и дипломатии, опирающейся на различные методы давления. Пока что имеет
место "геополитическая рекогносцировка". На арцахском направлении и
армяно-азербайджанских отношениях можно говорить о "разведке боем",
когда через Азербайджан целенаправленно поднимается температура на линии противостояния.
Это дает возможность западным политикам и дипломатам, экспертам и СМИ выражать
"обеспокоенность ростом напряженности, гибелью солдат и гражданского
населения" и пр. Дальнейшая эскалация напряженности сделает неизбежным
более жесткие заявления и призывы "международной общественности" к
геополитическим акторам вмешаться в региональные процессы.
Складывающийся геополитический контекст на Кавказе
достаточно прозрачен. Грузия остается безусловным союзником Запада, равно как и
Азербайджан. Оба государства надежно пристегнуты к Западу территориальными
проблемами и стратегическими союзами, - Грузия к США, Азербайджан к Турции. В
начале года Збигнев Бжезинский, называя десять стран, которые более всего
пострадают от ослабления США, поставил на первое место Грузию. Недавно Турция
тем же политическим деятелем была охарактеризована "как стойкий и
преданный член НАТО. Вероятно более стойкий, чем любой другой...". Помимо
пряников, при помощи которых Грузия и Азербайджан уверенно держатся в фарватере
западной политики, предусмотрен и демократический кнут, действенность которого
была продемонстрирована во время проходившего в Баку конкурса "Евровидение
2012".
Единственный актор на Кавказе, который на сегодняшний день
рассматривается Западом в качестве союзника России - это Армения в лице двух
армянских государств - признанной Республики Армении и непризнанной НКР. Без
сомнения, Запад будет наращивать давление на Армению с целью нейтрализовать ее
в качестве военно-политического союзника России или в идеальном случае
переориентировать ее на Запад.
В складывающихся условиях основная сложность оказывается
связана не столько с выявлением угроз и формированием адекватного отклика в
рамках соответствующей стратегии, сколько с ее реализацией, претворением в
жизнь. Здесь мы сталкиваемся со старой и даже классической проблемой стратегии.
"В стратегии все оказывается чрезвычайно просто, но из этого не следует,
чтобы все было бы и чрезвычайно легко", говорит Клаузевиц. Дополнительная
сложность оказывается связана с тем, что многие из государств региона на
протяжении последних десятилетий не утруждали себя разработкой долгосрочной
стратегии, ограничиваясь рефлексивной политикой. Как следствие, разработка и
реализация кавказской политики и стратегии для таких акторов будет происходить
без явного ее оформления и даже формулирования, "на лету", что
предъявляет жесткие требования к центрам принятия решений. Речь, таким образом,
будет идти о своего рода "ad-hoc" стратегии, хотя соединение двух
данных терминов выглядит парадоксальным и возможно только в условиях кризиса.
Причем Запад стремится интерпретировать ситуацию в
российской политике таким образом, что она оказывается жестко завязана на
президента России. Системной политике и стратегии Запада противопоставляется
личность. Можно говорить об адекватности такой оценки, однако в долгосрочной
перспективе такой расклад является чересчур уязвимым. Замыкание на одну
личность властных полномочий, организационных и информационных потоков приводит
к неизбежным перегрузкам. В этих условиях лидеры при принятии решений вынуждены
опираться на интуицию, которая во многих случаях помогает, но порой приводит к
фатальным последствиям. Причем Запад обладает возможностями наращивать
геополитическое давление на Россию, например, через регулирование цен на
энергоносители. Также можно говорить об Олимпийских играх в Сочи, как элементе
такого давления. Насколько успешной может быть политика, выстроенная на умелой
оркестровке различных методов дипломатического, политического и
социально-экономического давления, позволяющего достигнуть кумулятивного
эффекта, показывает история распада СССР.
В условиях роста напряженности на Кавказе только Россия
обладает достаточным потенциалом, чтобы внести изменения в уже начавшуюся на
Кавказе игру. Однако говорить о том, что Россия окончательно определилась с
кавказской политикой и стратегией не приходится. Россия пока что оставляет за
собой право и возможность маневра, вплоть до поддержки Запада в
разворачивающейся геополитической игре. В пользу данного вывода говорит, например,
приведенный выше один из фактов поставки в Азербайджан сложных систем
вооружения, которые будут использованы против Ирана или Армении. Рассуждения о
прагматичности и экономических интересах, когда речь идет о геополитическом
противоборстве, представляются неуместными. Как следствие, приходится принимать
во внимание в том числе и маловероятные сценарии. Например, сценарий прямого
вовлечения Турции, а следовательно и НАТО, в процессы, протекающие на Кавказе.
Дестабилизация внутриполитической обстановки в Азербайджане в рамках сценариев
"арабской весны" может вынудить правительство Азербайджана попросить
стратегического союзника оказать помощь вплоть до высадки ограниченного
военного контингента. Шаги, которые, безусловно, будут поддержаны Западом и создадут
совершенно другую конфигурацию сил в кавказском регионе. Реализация такого рода
кризисных сценариев поставит государства региона перед более чем сложным
вызовом, вынуждая радикально изменить проводимую политику. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.