Главная » 2012 » Июнь » 23 » "Расщелина Смерти" все еще пахнет смертью – посещение одной из массовых могил жертв Геноцида
"Расщелина Смерти" все еще пахнет смертью – посещение одной из массовых могил жертв Геноцида
12:24
Analitika.at.ua. Приводим
очерк Хачика Мурадяна, редактора The Armenian Weekly, координатора программы
«Геноцид Армян» университета Ратджерса (США) и кандидата в доктора по теме
Изучение Холокоста и Геноцида в университете Кларка, рассказывающий о посещении
места гибели 10 тысяч армян района Чункуш вилайета Диарбекир в Турции:
«Они приводили сюда армян - тысячами, Отнимали у них
имущество и бросали в расщелину», – говорит курдский деревенский житель,
который привел нас сюда.
Мы стоим на обрыве расщелины (черная точка на фото). По
поверьям местных, она бездонна. Армяне и курды называли ее Дудан, она известна
и как Юдан Дере.
«А откуда вы об этом знаете?» спрашиваю я.
Не то чтоб я этого не знаю. Различные источники
свидетельствуют, что 10 тысяч армян района Чункуш вилайета Диарбекир были
согнаны сюда турецкими жандармами и убиты.
«В нашей деревне жила женщина. Ей было 104 года. Она все это
видела».
Чуть подумав, он добавляет: «Все об этом знают».
Это мы уже поняли. Как пройти к расщелине, нам объяснил в
Чункуше один подросток, добавивший, что там погибло все население деревни,
почти полностью армянской.
По дороге туда мы спросили направление у одного мужчины. Он
запрыгнул к нам в фургон. Когда мы доехали, наш шофер, курд из Диарбекира,
спросил: «Что здесь случилось?».
«Ничего», - быстро ответил мужчина.
«Говорят, здесь что-то случилось с армянами»,- продолжил
водитель.
Мужчина потерял терпение. «Не знаю я!», – бросил он и
выскочил из фургона.
***
Место убийства армян Чункуша -одно из самых страшных. Историк Раймонд
Кеворкян пишет:
«Сначала убивали мужчин, как это было принято: связывали по
несколько человек, меньше десяти, после палачи убивали их штыками или топорами
и бросали тела в расщелину. То же делали и с женщинами, только сначала
обыскивали и перерезали горло. Некоторые из них сами бросались в расщелину
вместе с детьми».
В своих воспоминаниях, американский миссионер Генри Риггс,
работавший в Харберде, описывает Дудан как «известную пещеру, с вертикальным
спадом в несколько сот футов». «Говорят, что все население города было согнано
сюда для убийства».
Не выжил почти никто. Ни один армянин, пишет Карниг (Гарник)
Кеворкян в своей книге о Чункуше, не вышел оттуда на кровавые пути депортации в
Алеппо, Дер-Зор или в другие области Аравии.
***
«Здесь пахнет смертью», – говорит Джордж, один из моих
спутников. – «Я здесь больше не могу». И идет обратно в фургон.
Мы фотографируем, снимаем на видеокамеру и на всякий случай
осматриваем место.
На обратной дороге курдский деревенский житель подходит к
нам и, помолчав, спрашивает: «Могу я вас попросить?».
«Пожалуйста».
«Моя бабушка нашла много вещей. Они принадлежали армянам …»
«Продолжайте».
«Ну, люди в деревне рассказывают, будто они были золотыми,
но когда их нашли, они превратились в медь».
Я сбит с толку. «Неужели?».
«Да, да. Именно так и рассказывают. Говорят еще, если
кто-нибудьпрочтет армянские надписи на
них, они снова станут золотыми. Вот я и хотел попросить вас прочесть их для
меня».
Прокручиваю в уме возможные ответы и выбираю самый
дипломатичный. «Не думаю, что способен на такое, но хорошо, принесите».
Селянин берет сотовый телефон и кому-то звонит. После этого
просит сесть в фургон и поехать вслед за ним.
«Я хочу посмотреть, что у него есть. Мы будем осторожны», –
говорюя спутникам.
Садимся и едем вслед за его машиной. Через несколько минут
он останавливается на краю поля. Мы выходим и видим, как он снова берется за
телефон.
Через несколько минут мы видим идущих к нам мужчину, женщину
и нескольких детей с инструментами, медными и серебряными подносами и домашней
утварью... NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.